Как создать успешный проект и показать изнанку туристического мира
22 Сен 2015, 10:00

Как создать успешный проект и показать изнанку туристического мира

Дмитрий Комаров, креативный продюсер, автор и ведущий программы «Мир наизнанку» о работе-мечте

Новый гость рубрики #ВНЕЭФИРАНАВИДУ — Дмитрий Комаров, креативный продюсер, руководитель проекта, автор и ведущий программы «Мир наизнанку» на канале 1+1.Идея снимать программу «Мир наизнанку» у Комарова появилась во время самостоятельных путешествий по экзотическим странам, и первый сезон передачи был посвящен Камбодже. О том, как появилась программа и как Дмитрий пришел к нынешнему образу жизни, который принято называть «работа-мечта», он расскажет читателям MMR.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

В журналистику я попал раньше, чем получил паспорт, в 17 лет, когда был на первом курсе. И даже умудрился стать несовершеннолетним редактором полосы «Мужчина»: писал о всяких мужских увлечениях и образе жизни. Экстремальный спорт, экспедиции, авиация, машины, частные детективы и прочее. Плюс, например, новые технологии: мобильные телефоны, которые тогда, в 2001 году, только начинали активно входить в массовый обиход, или GPS-ы. Вел эту полосу. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

1 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Потом я перешел в «Комсомольскую Правду в Украине» и работал фотокором и журналистом параллельно — я никогда эти две профессии не разделял, свои тексты всегда сопровождал только своими фотографиями. Когда ты попадаешь в большую журналистику, рано или поздно начинаются командировки. Они начинались с Украины. 

Я помню свои первые яркие впечатления, когда я попал в село Великий Кучуров в Черновицкой области — это был примерно 2000–01 год, — на празднование Маланки (отмечается 13-го января, как Старый Новый год). И там проходил фантастический карнавал — бои медведей. Неженатые парни села наряжались и сражались за звание лучшего парня села. Сейчас, увы, эта традиция уже практически исчезла, стали приезжать туристы и журналисты. А тогда, 15 лет назад, это было просто невероятно — ребята бились батогами, до крови. Очень ярко, экспрессивно, колоритно. Это был один из моих первых больших тревел-репортажей. 

Потом пошла первая заграница, в основном Европа. Меня настолько это все окрыляло, что я понял: хочу, чтобы моя работа всегда давала такие эмоции. Чтобы жизнь была работой, работа — жизнью. И я стал путешествовать самостоятельно. Просто уезжал в незнакомую страну, с билетом в один конец, и таскался там месяцами, с фотоаппаратом и ноутбуком, за свои деньги. И прямо с колес писал репортажи, стараясь делать акценты на вещах, которые не видит простой турист, и показывая настоящую жизнь. Когда приезжал — продавал репортажи в газеты и журналы. Было много клиентов, поездки окупались. Плюс я еще проводил авторские фотовыставки, в Украине и не только. Но в какой-то момент вдруг стало приходить чувство, что мне уже не хватает этих инструментов — фотоаппарата и ноутбука — чтобы показать всю объемность и трехмерность того, что я вижу в путешествиях. Хотелось «живой» картинки. Я стал дополнять свои репортажи небольшими видеороликами — что происходит, как происходит, сам комментировал. И достаточно быстро поняло, что пора делать свою телепрограмму. Это был где-то 2008–09 год, когда в Украине, не хочу никого обидеть, просто не было достойных тревел-шоу. Были только туристические программы, часто под эгидой турагентств.


В то время я был достаточно опытным газетным журналистом и фотографом, но не имел телевизионного опыта в принципе. Не было и особых связей и знакомств на ТВ, но я решил, что надо пробовать. Тогда я как раз вернулся с Индии и плохо себя чувствовал. За 4 месяца неправильного питания стали шалить печень и почки. Мой доктор тогда сказал — езжай в Трускавец, попей месяцок водички, для тебя это очень важно. Это звучало почти как приговор — я ненавижу пассивный отдых и саноторно-курортное лечение. Моим отдыхом всегда был, например, фрирайд — спуск на лыжах по целине, между скалами, где сходят лавины. Сплавлялся на каяках по горным рекам, прыгал с парашютом, и т. д. Но подлечиться было очень важно, поэтому я решил как-то самому себе оправдать этот нелогичный шаг и отпуск, чтобы перед самим собой стыдно не было. И решил — еду в Карпаты готовить бизнес-план и прописывать концепцию и выпуски новой программы. 

Как вы лодку назовете, так она и поплывет, — я начал с названия. И я недавно находил этот файл, в нем вариантов 70. Дело пошло, когда появилось слово «наизнанку» — так я быстро пришел к «Миру наизнанку». И понял — это оно. 

Дмитрий Комаров
креативный продюсер, автор и ведущий программы «Мир наизнанку»

Я начал стучаться в двери телеканалов, но желающих инвестировать немалые деньги в задумку журналиста без телевизионного опыта и «портфолио» никто не хотел. Выход был только один — найти деньги, рискнуть и в виде эксперимента снять первый сезон самостоятельно, чтобы показать, на что способен. Так я и поступил. Как сейчас помню — я привез из первой поездки 350 часов видео и мне на 1+1 сказали: у тебя две недели, чтобы показать пилот. От него зависело, быть проекту или не быть. А я даже не представлял с какой стороны подойти к этому материалу. Меня познакомили с Виталием Нарышкиным (главный режиссер монтажа), который на тот момент уже давно работал на телевидении. Он так скептически посмотрел на меня и говорит: «Давайте сценарий и я буду монтировать». Я говорю: «Какой сценарий?» Он: «Тот, который Вы напишете. Я буду монтировать только по Вашему сценарию». Я сценариев на тот момент еще не писал. Поэтому оставался один вариант — представить, как должна выглядеть программа, которую я хотел бы посмотреть на ТВ. И написал свой первый экспериментальный сценарий. Первый выпуск по этому сценарию пошел в эфир практически без изменений. Это была Камбоджа. С тех пор прошло уже больше 5 лет, и уже в этом сезоне зритель увидит в эфире юбилейный сотый выпуск программы.

В экспедиции мы ездим вдвоем с оператором, и эту традицию я не готов менять. Такой состав команды дает нам возможность забраться дальше, а снять и показать больше. В отличие от большой телевизионной группы, которая в любом случае приковывает внимание местного населения, мы неприметны. Как два туриста с фотоаппаратами. Поэтому наладить контакт с людьми гораздо проще. Наше появление не вызывает ажиотажа. Естественный ход жизни не нарушается, а это — наша главная задача. Так удобнее показывать «изнанку».

Еще меня часто спрашивают, сколько я посетил стран. Не знаю. Честно. Никогда не считал. Потому что коллекционировать «галочки» мне не интересно. Мы забираемся в одну страну и копаемся в ней 3–4 месяца. Только так можно найти темы, которые действительно удивляют. 

Еще очень важно хорошо подготовиться, и интернета для этого недостаточно. Очень важно уже на месте составлять маршрут вместе с экспертами, гидами, востоковедами. Например, во Вьетнаме бывший консул генконсульства СССР в Хошимине рассказал мне, как в 70-е годы видел интересный способ охоты на угрей в затопленных рисовых полях. Крестьяне брали бамбук, закупоривали с одной стороны, внутрь клали дохлую мышь и погружали этот стебель в воду. Угорь на запах тухлятины заползает в бамбук, но «заднего хода» у него нет, поэтому выползти не может. Остается утром просто собрать бамбуковые стволы и получить свежайших и вкуснейших угрей. Но так было в 1970-х. А мы снимали в 2012 или 2013. И если бы я не знал о существовании этой традиции — никогда бы не снял сюжет. Потому что на смену традициям массово пришли электроудочки. Но мы знали и целенаправленно спрашивали в каждой деревне: «У вас бамбук используют?». На ловца и зверь бежит. Мы почти месяц искали, и все-таки познакомились с семьей пенсионеров, которые традицию сохранили. Но модернизировали — вместо бамбука теперь используют пластиковые водопроводные трубы. Так мы нашли эксклюзивную тему, которую раньше никогда не показывали по ТВ. Примеров таких экспромтов можно привезти очень много. 

В Индии, в нетуристическом городе Ахмадабад я случайно нашел кафе на кладбище. Захожу поесть в центре города, и вдруг понимаю, что все столы расположились между надгробьями. Как выяснилось, на месте небольшого парка решили построить кафе. Место там проходимое, людное. Когда дело дошло до фундамента, наткнулись на старые захоронения. И решили: это точно не индусы — их бы сожгли. Значит, это мусульмане. Из уважения к этим людям могилы покрасили и оградили, а столики поставили между ними. На момент съемок в интернете не было информации про это кафе. Эта тема — результат хорошей разведки. Главное не сдаваться. 

Вот, например, сейчас в эфире идет сезон про Боливию. Я выбрал ее случайно — увидел в интернете ролик, как автобус падает в пропасть на «дороге смерти», и решил, что должен успеть снять сюжет про это место. С чем же мы столкнулись на месте? Увы, велосипедную экскурсию на дорогу смерти продавали в каждом турагентстве. Параллельно построили нормальную асфальтированную дорогу. И, если верить гидам, дороги смерти, по которой ездили бы автомобили, уже нет. Снимать велосипедную туристическую экскурсию — не наш формат. Но я решил не сдаваться и мы с гидом продолжили искать через его друзей в других частях страны. И нашли. В регионе Лос Юнгос есть малоизвестная, но еще более опасная и страшная дорога смерти. Мы делали сюжет на 75-километровом участке. Справа — скала, слева — обрыв метров 500. Никаких ограждений. Дорога узкая. Разъехаться двум машинам можно только в некоторых участках. В отличие от всем известной дороги смерти, где сегодня можно встретить только туристов-велосипедистов, на нашей дороге был очень активный траффик, через нее проходило много регулярных автобусных рейсов, много грузовиков. И альтернативы этой дороге нет.

Самое смешное выяснилось потом, когда мы уже сняли сюжет про дорогу смерти и поехали дальше. В регион, где выращивают коку и делают кокаин. Дороги там оказались еще страшнее. Отсюда вывод: чем больше времени ты проводишь в стране, тем больше шансов найти уникальные темы. За две-три недели можно снять только то, о чем написано в любом путеводителе. 

Расскажите друзьям про новость