22 Авг 2013, 12:02

Как важно быть параноиком в бизнесе

Успешные всемирно известные компании очень легко становятся бледными тенями самих себя, если не могут предсказать разрушительные изменения на рынке.

Как важно быть параноиком в бизнесе

Успешные всемирно известные компании очень легко становятся бледными тенями самих себя, если не могут предсказать разрушительные изменения на рынке.

Большинство успешных людей во время своего восхождения на вершину карьерной лестницы отвечали на множество вопросов.

Опыт показывает, что в этих интервью они дают давно проверенные и отшлифованные ответы, а не те, которые действительно отвечают на ваш вопрос.

Но только не Энди Гроув. Он является бывшим исполнительным директором производителя компьютерных процессоров Intel. Эта гигантская корпорация была пульсирующим сердцем быстро растущей мощности компьютеров еще с 1970-х годов.

Другой исполнительный директор Intel Гордон Мур был провидцем и записал свой «закон Мура» на столовой салфетке: наблюдение, что мощность процессора удваивается каждые два года. Так происходит и сейчас.

Закон Мура не является реальным законом, а только наблюдением по поводу темпов развития компьютеров, который остается актуальным гораздо дольше эры персональных компьютеров.

Что «закон» действительно делает, так это дает дорожную карту для исследований и развития мировой компьютерной индустрии.

Он провозглашает темп инноваций, может определять скорость развития новых мощностей по производству процессоров.

Это исключительный прогресс, который в значительной мере определил эволюцию всего рынка микропроцессоров в предыдущие десятилетия.

Сокрушительное продвижение

Энди Гроув склонен формулировать наблюдения, которые действительно достойны внимания. Все это обобщено в его книге: «Выживают только параноики».

Суть ее понять легко.

Случается, что компания вскарабкалась на самый верх, поборола всех конкурентов, все идет гладко и на бизнес-горизонте нет ни облачка. Именно в такие моменты происходит катастрофа.

Это как ситуация с магазином в городе, который крепко завязал на себе всех покупателей и процветает в условиях монополии. А потом в десяти километрах по трассе открывается супермаркет Walmart.

Это как когда большой монополист железнодорожных перевозок не может предсказать приход региональных авиаперевозчиков. Это как производитель мобильных телефонов Motorola до появления Nokia или Nokia до Blackberry, а Blackberry — до iPhone.

«В компаниях должны быть готовы к возможности таких сокрушительных перемен», — говорит Энди Гроув. Они должны быть параноиками по поводу наименьшей вероятности таких изменений.

Постоянно меняющийся мир

Отстраненность, отсутствие стратегического мышления может посеять зерна разрушения бизнеса.

Случается примерно так. Окрыленная изобретением или технологическим прорывом, компания процветает и процветает, расталкивая бывших конкурентов в сторону. Она стремительно расширяется, захватывает рынок, приносит огромные доходы акционерам.

Руководители начинают верить в свою исключительность. Они верят, что создали методологию бизнеса, которая будет действовать десятилетия и даже века.

Успех выстраивает вокруг кампании оболочку, толстую и неприступную как панцирь черепахи. Руководители думают, что знают все о желании своих покупателей. Их огромные инвестиции в заводы и оборудование изолируют от разрушительного влияния меняющегося рынка.

Однако однажды руководители осознают, что мир изменился … и они мало что могут сделать.

Предупреждение Kodak

Лучше всего этот процесс в действии можно проследить в городе Рочестер штата Нью-Йорк. Здесь базируются две всемирно известные компании, которые когда-то держали в своих руках глобальный рынок, а сейчас являются только собственными бледными тенями.

Компания Kodak удерживала рынок фотографии почти 100 лет. Компания на самом деле изобрела цифровую камеру, однако успехи с пленкой не давали воспринимать цифру серьезно, пока не стало слишком поздно отвечать на этот вызов рынка.

Xerox изобрела фотокопирование, или как мы его называем ксерокопирование. Она также изобрела другие вещи, к которым мы все привыкли, например персональные компьютеры или технологии локальных сетей.

Компьютеры изобрели за три тысячи миль от Рочестера — в знаменитом исследовательском центре Пало Альто в Силиконовой долине Калифорнии.

Xerox зарабатывал так много денег на копировании, что не воспринимал компьютеры серьезно. Но этот технологический прорыв исходил из их собственной лаборатории, хотя и далекой от штаб-квартиры компании.

Дилемма Intel

Что еще раз заставляет взглянуть на Intel. Десятилетиями руководствуясь законом Мура и ввиду роста доминирования настольных компьютеров и ноутбуков, компания процветала. У них было несколько конкурентов, которые не могли похвастаться значительными доходами.

Однако рынок компьютеров изменился. Неожиданно все изменили мобильные технологии — там были другие приоритеты, чем мощность, которую дает процессор.

Мобильные технологии ставят главным приоритетом небольшое потребление ресурсов. Древний альянс операционных систем с процессорами Intel и требовательным к ресурсам программным обеспечением Microsoft попал под удар меньших конкурентов.

Сейчас мы видим большую фрагментацию вычислительных устройств. Мобильные устройства нуждаются не в тех процессорах, на которых Intel заработал себе репутацию, а программное обеспечение — не обязательно от Microsoft.

Intel борется с разрушительным переходом на мобильные технологии. Компания пытается переориентировать бизнес на использование производственных мощностей для изготовления процессоров под брендами других фирм, чего лидеры рынка никогда не делали в прошлом.

Intel до сих страдает от падения доходов и направляет силы, чтобы справиться с ростом мобильных технологий. Однако не исключено, что преемники Энди Гроува могли забыть предостережения о том, что нужно всегда быть параноиком.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео