07 Июл 2014, 06:49

Как будет выживать телевидение без рекламы и российского контента

Совокупно украинские телеканалы зарабатывают около $400 млн в год, тратят — $700 млн

Как будет выживать телевидение без рекламы и российского контента

С точки зрения качества программного продукта телевидение в Украине находится на очень высоком уровне. Уточню, я говорю именно о качестве телевизионного производства, разнообразии контента, "картинке"

 

Располагая весьма хорошим финансированием, украинские телеканалы много лет смело строили свои сетки на самом дорогом телевизионном продукте — сериалах. Производство одного эпизода сериала для прайм-тайма вполне могло достигать $200-400 тыс. И при этом каналы первого эшелона вполне могли себе позволить ставить в эфир по две серии такого дорого продукта пять дней в неделю. Такого себе не может позволить ни один крупный вещатель Европы или Америки — там дорогой продукт ставят вертикально, по одной серии раз в неделю.

По нашим оценкам, совокупно украинские телеканалы зарабатывают около $400 млн в год, а тратят — $700 млн. Уравнение не сходится, потому что крупными украинскими каналами в большинстве своем владеют люди, для которых телевидение — далеко не основной бизнес, а инструмент влияния на общественное мнение, способ защиты своих интересов. Конечно, телеканалам ставится задача зарабатывать, но если заработанных денег не хватает, их поддерживают. По крайней мере, так было до последнего времени, и тех грандиозных потрясений, что все мы переживаем. Сейчас ситуация меняется.

На головы телевизионщиков свалилось сразу две категории грандиозных проблем — жанровые и экономические.

 

Экономические очевидны: рекламный рынок — традиционный генератор основных доходов для телевидения — сокращается. Это означает меньше денег на производство и закупки. Сначала пострадает дорогой и самый востребованный продукт — качественные "локальные" телесериалы. В первую очередь, российские, и во вторую — украинские сериалы, поскольку ввиду ментальной близости оба продукта принято считать локальными на обеих территориях.

Жанровые проблемы обусловлены сложными отношениями между Украиной и Россией. Охлаждение отношений исключает возможность и далее ставить в сетки наших телеканалов сериалы, пропагандирующие мощь российских силовых структур. А такого контента в эфире еще полгода назад было очень много.

Мы как аналитики медиарынка видим несколько вариантов дальнейшего развития украинского телевидения.

 

1. Покупной западный контент вернется в дневные слоты и поздний прайм

Раньше даже время, когда у экранов в основном находятся домохозяйки, каналы первой шестерки могли себе позволить заполнять собственным производством или российским продуктом. Возможно, сейчас самое время присмотреться к каталогам зарубежных дистрибьюторов. Они предлагают не идеально близкий менталитету нашего зрителя контент, но часто он хорош по форме и содержанию. Правда, украинцы разбалованы "локальным" контентом с "локальными" реалиями, лицами, историями.

2. Продукты, которые раньше производились для пред-прайма, перекочуют в прайм

Таким образом каналы сэкономят на производстве, а зритель получит желаемый "локальный" продукт.

3. Выстрелит проверенный метод производства многосерийных студийных форматных проектов, где каждая серия снимается в одних и тех же декорациях

Украинское телевидение, как и вся экономика, уже пережило глобальный кризис 2008 года, и некоторые наработки того времени могут сработать снова. Практика тех лет показала: можно хорошо сэкономить на объемах производимого продукта. А зритель, опять-таки, получит локальный продукт.

4. Появятся регулярные слоты под документальные проекты

Документалистика, традиционно, более дешевая и в производстве, и в закупках. Таким образом, это более чем выгодная с экономической точки зрения "подмена" дорогого сериального продукта.

Все это должно дать толчок развитию местных продакшнов, у которых появляется реальный шанс увеличить обороты. Телеканалам же сегодняшний кризис дает еще одну возможность попробовать превратить телевидение в бизнес. Уверена, что уровень профессионализма наших медиаменеджеров более чем достаточный для успешной адаптации международного опыта.

Что касается зрителя — то он либо привыкнет к новым реалиям телеэфира, либо устремится в платный сегмент и научится отдавать деньги за тематические каналы и платить за контент в интернете. 

 

Виктория Ярмощук, директор компании "Медиа Ресурсы Менеджмент

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео