«Я бы хотел, чтобы зритель смотрел канал Украина, а не передачу на канале Украина»
20 Июл 2009, 13:00

«Я бы хотел, чтобы зритель смотрел канал Украина, а не передачу на канале Украина»

Генеральный директор "ТРК Украина" Вальдемар Дзики, один из наиболее открытых медиаменеджеров украинского ТВ, в преддверии нового телесезона рассказал MMR об осенних новинках, развитии собственного продакшена, взаимоотношениях с GFK Ukraine и ИТК, планах развития условного медиахолдинга Ахметова

«Я бы хотел, чтобы зритель смотрел канал Украина, а не передачу на канале Украина»

Генеральный директор "ТРК Украина" Вальдемар Дзики, один из наиболее открытых медиаменеджеров украинского ТВ, в преддверии нового телесезона рассказал MMR об осенних новинках, развитии собственного продакшена, взаимоотношениях с GFK Ukraine и ИТК, планах развития условного медиахолдинга Ахметова.Вальдемар, какие новинки ожидают зрителей в новом телесезоне?Учитывая кризис, мы более осторожно и продуманно формируем сетку телесмотрения. Но, тем не менее, мы в перманентном запуске разных премьерных программ, новых сериалов. Все программы, которые будут транслироваться в новом телесезоне, я бы разбил на три больших блока. Во-первых, это продукция нашего продакшена. Так, в конце сентября — начале октября мы запускаем новую развлекательную программу семейного формата с участием известных персон и их семей. Название пока не оглашается. Это будет очень интересная программа, тем более что это не покупной формат, а разработанный нами. Кроме этого, предложим зрителю семейную передачу, которая будет транслироваться по утрам в субботу или воскресенье. Также запускаем развлекательную программу для женщин, программу знакомств. На данный момент проводим тендер среди украинских продакшенов на производство этой программы. Весной планируется запуск сериала собственного производства. Кроме этого, мы не отказались от сотрудничества с Андреем Данилко (Шоу Верки Сердючки). Сейчас дорабатывается формат, вносятся изменения, и весной 2010 года, если Андрей еще не передумал сотрудничать с нами, вероятно, покажем обновленное шоу, но уже в совершенно другой форме. Мы закупаем и зарубежную кино- и телепродукцию (в частности, пакет компаний Sony Pictures и NBC Universal). Также купили несколько новых сериалов, в частности, осенью наших зрителей ожидает продолжение сериала Глухарь. Мы продлили все наши программы, поскольку они дают хорошие показатели: это слоты МегаХит, Наше кино, программы Критическая точка, Рикошет и другие. У нас будет очень много хороших развлекательных программ — думаю, для зрителей нужны такие передачи, особенно в кризисное время. Телезритель устал от политики. Кроме всего перечисленного, рассматриваются еще две-три формы, которые будут представлены либо в виде пилотов осенью, либо, что более вероятно, уже в весенней сетке.Телезритель устал от политики, но при этом вы продлеваете контракт с Савиком Шустером…Формат некоторых передач будет работать долго и хорошо. Пятничное шоу с Савиком дает очень хорошие рейтинги. Это качественная и интересная аналитика, и зрителям она интересна, особенно сейчас, в преддверии выборов. К сожалению, украинские каналы просто клонируют формат шоу, не понимая, что главное — это не обсуждение политических новостей, а аналитический подход и личность ведущего. Кстати, мы сейчас совместно с нашими коллегами из BBC и CNN разрабатываем собственный формат политическо-социальной программы. Вести ее будут новые лица, новая генерация журналистов. Главное — вопрос баланса. Наш зритель и без того уже устал от ежедневных проблем, и он должен знать, что, проведя с нами несколько часов, он может отдохнуть и отвлечься. С учетом этого мы и строим наши слоты. Кстати, о слотах. "ТРК Украина" известна контрпрограммированием…Есть всего две формы программирования: параллельное программирование и контрпрограммирование. Я не вижу ничего плохого в последнем. Есть разные подходы к составлению телевизионной сетки. Мы строим общую концепцию сетки, разбираем по слотам и отвечаем себе на вопрос, что в данном слоте ожидает наш зритель. Когда мы это построили, внимательно изучаем сетку наших конкурентов. Это нормально, когда есть желание «оттянуть» часть их аудитории. Если речь идет о контрпрограммировании, также ставится вопрос, насколько это проблема для нас и насколько зритель останется. Наша цель — стать лидером телесмотрения. Единственное, чего нам не хватало, — это собственного производства. Мы немного сократили наши планы на осень, но это не значит, что телеканал не будет наращивать собственное производство. По итогам полугодия ТРК поднялся с шестого места на четвертое (третье место по результатам второго квартала 2009 года), продемонстрировав рост доли в более чем 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. По результатам первой половины июля (15 дней) у нас рост 44% и третье место. Но разница между 3-м и 4-м местами не так уж велика, поэтому приходится бороться за сотые доли. Кстати, данные о телесмотрении — это очень болезненная тема. Я уже неоднократно поднимал вопрос о прозрачности данных GFK Ukraine. Мы получаем очень приблизительные данные. Статистика — это стержень работы любого телеканала, на этом строятся продажи. Мне нужны данные для того, чтобы формировать сетку, рекламодателю нужны точные данные, чтобы понимать, насколько та или иная программа интересна для его ЦА. Я работал с разными данными и не первый раз говорю, что данные, которые я получаю от GFK Ukraine, по своему качеству не вполне соответствуют моим ожиданиям. Нельзя рассматривать только часть рынка, это дает неполную картину происходящего. Украинский телевизионный рынок оценивают в сумму от $220 млн. до $300 млн., он имеет хорошую позитивную динамику и возможности хотя бы потому, что здесь живут 46 млн. людей! Рынок Польши в 2,5 раза больше, он стоит более $1 млрд., хотя население намного меньше. Я не верю, что уровень доходов украинцев намного меньше доходов поляков. Это вопрос прозрачности рынка, прозрачности исследований, прозрачности продаж и четких правил взаимоотношений между игроками и рекламодателями. Рынок не свободен, слишком зарегулирован, не последняя вина в этом ИТК, развитие рынка не стимулируется. При этом я не голосую за полную свободу. Полная свобода — это анархия. Какие прецеденты вызвали у вас недоверие к ИТК?Эта организация не репрезентует интересы всех украинских телеканалов, она работает в интересах ее основателей. Это всего три компании, а остальные присутствуют как неассоциированные члены без права голоса. Это неправильно. Я уже неоднократно предлагал создать организацию, в которой каждый канал имел бы право голоса и в которой было бы деление каналов на группы — национальные, региональные, нишевые. Рано или поздно это произойдет, украинский медиарынок просто посчитает деньги. И люди будут понимать, что система, в который мы находимся, не стимулирует рынок для сильного роста. Необходимо выработать более эффективные отношения с агентствами и клиентами, которые тоже на этом будут зарабатывать деньги. Иначе никакого развития не будет, и украинский медийный бизнес так и останется убыточной и дорогой игрушкой. Но я надеюсь, что со временем все придет в норму и рынок сам себя начнет регулировать. Например, не за горами смена правил продажи рекламы на телевидении. Сейчас агентства и телеканалы ничего не делают для удержания клиента, они не заинтересованы в эффективности его рекламы, более грамотном ее размещении. Очень часто это объясняют украинской ментальностью. Для меня это бессмысленная отговорка ленивых людей, которые не хотят развиваться и идти на компромисс с коллегами и партнерами. Непонятная система продажи и неудовлетворенный клиент — это финансовые потери для рекламодателей. Но все меняется, медленно, но меняется. Какую альтернативу существующим схемам продаж вы предлагаете? Во время кризиса очень сложно говорить об альтернативе. Главное, что будущая система продаж ТВ-времени должна быть открытой и конкурентной. Пока мы удовлетворены нашим сейл-хаузом. Сфера-ТВ кроме нас продает ряд нишевых и региональных каналов, но практически они работают только на нас. В течение ближайших лет мы будем пересматривать нашу структуру продаж. Общемировая тенденция — каждая телевизионная группа продает сама себя. В России другая структура — внешний крупный независимый игрок продает большое количество телеканалов. В Украине существует что-то среднее, но в перспективе я за то, чтобы каждый канал продавал сам себя. Канал показал 90%-ный рост. Достигнута ли цель, поставленная собственниками? Наша цель — лидерство. Но лидерство на медийном рынке — это не просто высокие рейтинги и доли, это еще и сила привычки. Наша задача сейчас — переломить эту тенденцию. Я бы очень хотел, чтобы зритель смотрел канал Украина, а не определенную передачу на канале Украина. В будущем украинский рынок будет состоять не из каналов, а из медиагрупп, имеющих в своей структуре не только общенациональные, но и тематические, нишевые каналы. Мы идем по такому пути. Именно в нишевых структурах начинается рост. Мы запустили телеканал "Футбол". Он уже вещает в кабельных сетях и дает нам неплохие показатели. Футбол в Украине — это национальный вид спорта, и в пиках мы берем больше 2% мужской аудитории 18+, 50 тысяч + (по данным Gfk Ukraine). И это при условии, что канал только начал работу и покрытие у нас еще не достигло нужного уровня. В перспективе планируем запустить нишевые женский и молодежный каналы. Кроме этого, в планах запуск каналов, которые будут показывать фильмы или различные телевизионные игры и шоу, развитие регионального телевидения. У нас всегда был лояльный зритель в восточном регионе. Поэтому мы получили лицензию на телеканал "Донбасс". Мы будем готовить специальные передачи о жизни и проблемах региона. Словом, будем запускать много разных проектов и смотреть, как они работают. Если они будут успешными, будем над ними работать и дальше. Вы можете озвучить инвестиции в запуск новых телеканалов?Это конфиденциальная информация. Сейчас мы достраиваем большой телевизионный центр, который будет обслуживать все каналы. Это существенно снижает стоимость запуска, так как все затраты разбиваются на несколько телеканалов, а обслуживать их будет одна группа людей, один ньюс-рум, одна техника. Так, например, в наших планах запуск международного телеканала "ТРК Украина" International, который будет работать исключительно на нашей собственной продукции. Стоимость такого канала не будет очень высокой, при этом стоимость телеканала Футбол будет выше из-за покупки лицензий на вещание и обеспечение трансляций. В целом стоимость запуска группы будет около нескольких миллионов долларов. Вы не разочарованы украинским медиарынком? Есть планы поработать в других странах?Рынок в Украине — не идеален. Отношения между продавцами и покупателями, я сказал бы, далеки от нормальных стандартов. Кроме этого, структура украинского рынка очень сложная. Общеевропейская тенденция — три-четыре национальных канала. Их дополняет целый ряд сильных, хорошо работающих региональных и нишевых телеканалов, которые занимают значительную долю рынка. В Украине крупных национальных каналов целых шесть и еще каналов семь-восемь вещают на большой части территории. И очень мало тематических каналов, которые очень интересны рекламодателям. Поэтому я вижу большой потенциал развития. К тому же я пока не выполнил все взятые на себя обязательства. CправкаДо прихода на ТРК Украина господин Дзики был программным директором и членом правления Polsat, одного из крупнейших польских телеканалов. На телевидении более 25 лет, режиссер и продюсер множества документальных и художественных фильмов, сериалов и театральных постановок. Основатель двух независимых киностудий — Dziki Film и In Desert and Wilderness Waldemar Dziki Film Production Ltd.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео