Переход из CMO в GM ― мечта любого профи. После пива и бензина в розовое гетто ― не слишком крутое пике?
Первое, насчет мечты. В моем случае это не мечта, а конкретная цель, которую я поставил себе в 21 год. Тогда я учился в Запорожской инженерной академии одновременно на двух факультетах ― теплоэнергетики и менеджменте организаций. Так вот, в 1998 году менеджмент нам преподавала очень мудрая женщина, имени которой, к своему стыду, я не помню. Однажды она дала нам интересное задание ― написать план своей жизни от сегодняшнего дня и до смерти. Практически все либо завозмущались, либо засмеялись (достаточно странная реакция).
На факультете «менеджмент организаций» учились люди разного возраста и статуса (обычные студенты, руководители крупных предприятий, бизнесмены, юристы и т.д.), но только три человека выполнили это задание. И все трое, как мне кажется, добились в жизни намного больше, нежели остальные. В моем первоначальном плане в 38 лет я должен был стать генеральным директором, т.е. в 2015-м. Но тогда, работая второй год на WOG, я понял, что еще есть куда двигаться и что не все проекты реализованы, поэтому следует пересмотреть свои жизненные планы. Я прикинул, сколько времени нужно на внедрение идей, которые были на тот момент, и получилось, что смогу передать дела на WOG не ранее 2017-го.
Второе. Мне нравится вытаскивать себя из места, где все круто и комфортно. Так, после семи лет в пиве (а в общей сложности девять лет, так как в начале карьеры я два года работал в Carlsberg) я ушел в более крутое пике, чем сейчас из FMCG в ритейл, ― в компанию «ЕКО-Маркет», где поменялось не только мое мышление как маркетолога, но и мои подходы к работе. После трех дней работы прямо в супермаркете (в ЕКО есть такая практика, как и в WOG) я осознал, что такое «чудо покупки», которое происходит прямо в торговом зале между клиентом и брендом (товаром) на полке. После этого я понял, что хочу развиваться в ритейле по двум причинам. Первое ― решения, принятые в ритейле, очень быстро дают результат. Второе ― мне захотелось работать в компании, где можно создать приближенный к идеальному, как это принято называть сейчас, клиентский сервис. Именно поэтому я выбрал WOG из шести предложений, которые были на тот момент, в том числе из трех топливных компаний. Выбрал WOG из-за готовности генерального директора к экспериментам, тотальной нацеленности на клиента и общего мнения относительно будущего компании.
Бизнес Irene Bukur мне очень интересен в первую очередь потому, что там клиент также — главный человек. Кроме того, там есть и производство, и ритейл. Два в одном. Это круто. Ну и возможность управлять всеми процессами на благо клиента.
Как тебя нашли и почему выбрали именно тебя?
Насколько я знаю, Ирина Букур очень долго искала гендиректора, потому что в определенный момент поняла, что, с одной стороны, у нее не хватает времени на семью, а с другой ― ей больше нравится создавать новые продукты. Нас давно познакомили общие друзья, и Ирина часто советовалась со мной по вопросам маркетинга. После очередного общения с новым кандидатом она поняла, что это все не те люди, которым она может доверять и у которых есть энергия, чтобы двигать вперед ее компанию. Тогда Ирина сделала мне предложение, над которым мы думали четыре месяца. То есть выбирала не только Ирина 🙂
Irene Bukur, скорее, средний бизнес, чем крупный, к которому ты привык. Почему решился на такой шаг назад в масштабе?
Бизнес начинается с одного человека и проходит разные этапы развития. Например, Эжен Шуэллер начал с краски для волос в далеком 1904 году, Анита Роддик в 1976-м ― с магазина в Брайтоне. Сегодня Irene Bukur не крупный бизнес. Но мы видим потенциал для развития. Украине нужны сильные бренды, в том числе в индустрии красоты. Если украинцам пока сложно сделать что-то лучше, чем Samsung в смартфонах, то точно всем понятно, что наши дизайнеры одежды не хуже мировых. То же и с рынком косметических средств. Сейчас выглядеть красиво, здорово ― это не просто мода, а тренд. И Украина не исключение.
Считаешь, что как маркетолог уже реализовался и пора в новый этап? Насколько давно это ощутил? Помнишь момент, когда эта мысль только появилась?
Будет полной глупостью, если скажу, что реализовался как маркетолог полностью. Всегда есть что развивать в себе и в компаниях, где работаешь. Вопрос в другом. Каждый раз маркетинг оказывается на стыке всех функций компании, и тут уже зависит только от собственника и генерального директора, какая из них будет доминировать. Еще в 2006 году, обучаясь на MBA, я понял, что мне интересны и продажи, и маркетинг, и финансы, и логистика, и HR (наверное, все, кроме юридического направления), но более всего ― именно менеджмент и лидерство. В любом бизнесе главный ― клиент, так что маркетинг, как ни крути, не может надоесть. Он будет всегда. Генеральный директор WOG Сергей Корецкий, насколько я помню, номер один в 2016-м СЕО, ориентированный на маркетинг. Думаю, лет через пять получить такую же награду.
Ты работал с владельцами-мужчинами. Здесь владелец бизнеса женщина. Основная ЦА тоже. Чего хотят женщины, Виталик?
Как однажды сказала моя бывшая коллега, в бизнесе не нужно смотреть на то, кто ты ― мужчина или женщина. Есть люди, у которых есть цель, и есть результат в виде работающего бизнеса. Могу сказать, что многим мужчинам есть чему поучиться у Ирины. Для меня очень важна скорость принятия решений. Так вот на новом месте я, скорее всего, буду тормозить.
По поводу женской ЦА, то с ней работать и сложно (потому что тяжело понять причины выбора), и легко (ведь женщины более открытые, они с удовольствием общаются и больше всего хотят, чтобы о них заботились). Это то, чего не хватает большинству женщин. А бренд как раз и будет этим заниматься ― проявлять заботу о том, чтобы женщина могла радоваться себе, любить себя, баловать себя.
Ну и никто не отменял консалтинг: можно всегда обратиться к тем, кто точно знает, чего хотят женщины, ― в лучшее мировое агентство BBDO (см. фильм).
Какие перед тобой поставили цели и задачи?
Главная цель (помимо того, что Iren Bukur должен стать украинским брендом номер один в косметике) ― вывести бренд на международный рынок. Все остальное не настолько существенно.
Хватит ли компетенций СЕО из маркетинга вести бизнес эффективно, отвечая за другие функции? Не все из которых у тебя были в твоем опыте.
А где ты видела суперуспешных гендиректоров, которые вот прям раз ― и с первого дня карьеры все делали эффективно? Знаю ли я, как управлять бизнесом? Нет, конечно. Могу ли я научиться? Да, конечно. В движении это сделать проще, чем по книгам. На рынке полно похожих примеров перехода из CMO в CEO ― Сергей Венгер, Лукинюк Таня, Георгий Майоров. В 2007 году я получил степень MBA. Базовое понимание всех функций было получено там. После этого был опыт компании «Верес», «ЕКО», «Оболонь», WOG. И во всех бизнесах все топ-менеджеры между собой общались на совещаниях. Во всех этих компаниях были генеральные директора, у которых можно было и было чему учиться. Так что если даже где-то не хватит компетенций, ничего страшного ― научусь 🙂 Как говорил наш преподаватель по теплоэнергетике, не нужно ничего запоминать. Важно в вузе научиться двум навыкам: точному поиску (в какой книге и на какой странице ответ) и коммуникации (найти и пообщаться именно с тем, кто знает эту сферу лучше тебя). Сейчас есть Google и Facebook.
Кто конкуренты бренда? И кого будешь теснить своим гендиректорством?
Сейчас конкуренты Iren Bukur ― все косметические бренды (более глубоко с этим буду разбираться). Гендиректора в компании не было, его роль выполняла Ирина как собственник. Она не планирует через год управлять бизнесом, а сконцентрируется на других проектах в других странах.
На какой срок ныряешь в этот раз? Обычно не больше трех лет….
«Оболонь» ― больше шести лет, WOG ― три года и три месяца, в остальных компаниях ― меньше трех лет. Все зависит не от срока, а от времени, необходимого на решение задач, и обстановки в компании, которая либо способствует решению задач, либо нет. В «Оболони» все цели, поставленные в 2004 году, были решены за шесть лет. С гендиректором WOG Сергеем Корецким мы изначально договорились о том, что я не покину компанию минимум три года. Все, что я запланировал в декабре 2013-го, мы сделали за три года, многое даже перевыполнили. Так, моя супермаркетинг-команда, которая три года подряд становилась лучшей в отрасли (Best Marketing Team), работает. Клиентская база выросла на 25%. Количество гостей, которые используют карту PRIDE при покупке, увеличилось на 23%. Количество зарегистрированных пользователей WOG APP за два года выросло до 160 тыс. человек. Количество чашек кофе, проданных через сеть 2016 году, составляет 21 млн (3 млн чашек ― в 2013-м). Доля розничного рынка в топливе выросла с 10% до 12%. Система взаимодействия с клиентами работает. Бренд обновился и так далее. Импульс есть, команда топ-менеджеров сильная, дальше ― только улучшение. С поставленными задачами команда WOG справится и без меня. Новые вызовы ― задача последователей. Мне не стыдно за результаты.
В Irene Bukur мы, конечно, договорились о сроках, но сначала нужно начать, а там жизнь покажет.