Из бензиновых маркдиров в косметические генералы
06 Мар 2017, 12:00

Из бензиновых маркдиров в косметические генералы

Накануне 8 Марта Виталий Ткаченко покинул зону комфорта WOG ради женской косметики Irene Bukur. Совпадение?

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Переход из CMO в GM ― мечта любого профи. После пива и бензина в розовое гетто ― не слишком крутое пике? 

Первое, насчет мечты. В моем случае это не мечта, а конкретная цель, которую я поставил себе в 21 год. Тогда я учился в Запорожской инженерной академии одновременно на двух факультетах ― теплоэнергетики и менеджменте организаций. Так вот, в 1998 году менеджмент нам преподавала очень мудрая женщина, имени которой, к своему стыду, я не помню. Однажды она дала нам интересное задание ― написать план своей жизни от сегодняшнего дня и до смерти. Практически все либо завозмущались, либо засмеялись (достаточно странная реакция). 

На факультете «менеджмент организаций» учились люди разного возраста и статуса (обычные студенты, руководители крупных предприятий, бизнесмены, юристы и т.д.), но только три человека выполнили это задание. И все трое, как мне кажется, добились в жизни намного больше, нежели остальные. В моем первоначальном плане в 38 лет я должен был стать генеральным директором, т.е. в 2015-м. Но тогда, работая второй год на WOG, я понял, что еще есть куда двигаться и что не все проекты реализованы, поэтому следует пересмотреть свои жизненные планы. Я прикинул, сколько времени нужно на внедрение идей, которые были на тот момент, и получилось, что смогу передать дела на WOG не ранее 2017-го. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Второе. Мне нравится вытаскивать себя из места, где все круто и комфортно. Так, после семи лет в пиве (а в общей сложности девять лет, так как в начале карьеры я два года работал в Carlsberg) я ушел в более крутое пике, чем сейчас из FMCG в ритейл, ― в компанию «ЕКО-Маркет», где поменялось не только мое мышление как маркетолога, но и мои подходы к работе. После трех дней работы прямо в супермаркете (в ЕКО есть такая практика, как и в WOG) я осознал, что такое «чудо покупки», которое происходит прямо в торговом зале между клиентом и брендом (товаром) на полке. После этого я понял, что хочу развиваться в ритейле по двум причинам. Первое ― решения, принятые в ритейле, очень быстро дают результат. Второе ― мне захотелось работать в компании, где можно создать приближенный к идеальному, как это принято называть сейчас, клиентский сервис. Именно поэтому я выбрал WOG из шести предложений, которые были на тот момент, в том числе из трех топливных компаний. Выбрал WOG из-за готовности генерального директора к экспериментам, тотальной нацеленности на клиента и общего мнения относительно будущего компании. 

Бизнес Irene Bukur мне очень интересен в первую очередь потому, что там клиент также — главный человек. Кроме того, там есть и производство, и ритейл. Два в одном. Это круто. Ну и возможность управлять всеми процессами на благо клиента.

Как тебя нашли и почему выбрали именно тебя? 

Насколько я знаю, Ирина Букур очень долго искала гендиректора, потому что в определенный момент поняла, что, с одной стороны, у нее не хватает времени на семью, а с другой ― ей больше нравится создавать новые продукты. Нас давно познакомили общие друзья, и Ирина часто советовалась со мной по вопросам маркетинга. После очередного общения с новым кандидатом она поняла, что это все не те люди, которым она может доверять и у которых есть энергия, чтобы двигать вперед ее компанию. Тогда Ирина сделала мне предложение, над которым мы думали четыре месяца. То есть выбирала не только Ирина 🙂

Irene Bukur, скорее, средний бизнес, чем крупный, к которому ты привык. Почему решился на такой шаг назад в масштабе? 

Бизнес начинается с одного человека и проходит разные этапы развития. Например, Эжен Шуэллер начал с краски для волос в далеком 1904 году, Анита Роддик в 1976-м ― с магазина в Брайтоне. Сегодня Irene Bukur не крупный бизнес. Но мы видим потенциал для развития. Украине нужны сильные бренды, в том числе в индустрии красоты. Если украинцам пока сложно сделать что-то лучше, чем Samsung в смартфонах, то точно всем понятно, что наши дизайнеры одежды не хуже мировых. То же и с рынком косметических средств. Сейчас выглядеть красиво, здорово ― это не просто мода, а тренд. И Украина не исключение. 

Считаешь, что как маркетолог уже реализовался и пора в новый этап? Насколько давно это ощутил? Помнишь момент, когда эта мысль только появилась? 

Будет полной глупостью, если скажу, что реализовался как маркетолог полностью. Всегда есть что развивать в себе и в компаниях, где работаешь. Вопрос в другом. Каждый раз маркетинг оказывается на стыке всех функций компании, и тут уже зависит только от собственника и генерального директора, какая из них будет доминировать. Еще в 2006 году, обучаясь на MBA, я понял, что мне интересны и продажи, и маркетинг, и финансы, и логистика, и HR (наверное, все, кроме юридического направления), но более всего ― именно менеджмент и лидерство. В любом бизнесе главный ― клиент, так что маркетинг, как ни крути, не может надоесть. Он будет всегда. Генеральный директор WOG Сергей Корецкий, насколько я помню, номер один в 2016-м СЕО, ориентированный на маркетинг. Думаю, лет через пять получить такую же награду.

Сейчас выглядеть красиво, здорово ― это не просто мода, а тренд. И Украина не исключение

Виталий Ткаченко
Сооснователь Wenger&Tkachenko Firm

Ты работал с владельцами-мужчинами. Здесь владелец бизнеса женщина. Основная ЦА тоже. Чего хотят женщины, Виталик? 

Как однажды сказала моя бывшая коллега, в бизнесе не нужно смотреть на то, кто ты ― мужчина или женщина. Есть люди, у которых есть цель, и есть результат в виде работающего бизнеса. Могу сказать, что многим мужчинам есть чему поучиться у Ирины. Для меня очень важна скорость принятия решений. Так вот на новом месте я, скорее всего, буду тормозить. 

По поводу женской ЦА, то с ней работать и сложно (потому что тяжело понять причины выбора), и легко (ведь женщины более открытые, они с удовольствием общаются и больше всего хотят, чтобы о них заботились). Это то, чего не хватает большинству женщин. А бренд как раз и будет этим заниматься ― проявлять заботу о том, чтобы женщина могла радоваться себе, любить себя, баловать себя. 

Ну и никто не отменял консалтинг: можно всегда обратиться к тем, кто точно знает, чего хотят женщины, ― в лучшее мировое агентство BBDO (см. фильм). 

Какие перед тобой поставили цели и задачи? 

Главная цель (помимо того, что Iren Bukur должен стать украинским брендом номер один в косметике) ― вывести бренд на международный рынок. Все остальное не настолько существенно.

Хватит ли компетенций СЕО из маркетинга вести бизнес эффективно, отвечая за другие функции? Не все из которых у тебя были в твоем опыте. 

А где ты видела суперуспешных гендиректоров, которые вот прям раз ― и с первого дня карьеры все делали эффективно? Знаю ли я, как управлять бизнесом? Нет, конечно. Могу ли я научиться? Да, конечно. В движении это сделать проще, чем по книгам. На рынке полно похожих примеров перехода из CMO в CEO ― Сергей ВенгерЛукинюк ТаняГеоргий Майоров. В 2007 году я получил степень MBA. Базовое понимание всех функций было получено там. После этого был опыт компании «Верес», «ЕКО», «Оболонь», WOG. И во всех бизнесах все топ-менеджеры между собой общались на совещаниях. Во всех этих компаниях были генеральные директора, у которых можно было и было чему учиться. Так что если даже где-то не хватит компетенций, ничего страшного ― научусь 🙂 Как говорил наш преподаватель по теплоэнергетике, не нужно ничего запоминать. Важно в вузе научиться двум навыкам: точному поиску (в какой книге и на какой странице ответ) и коммуникации (найти и пообщаться именно с тем, кто знает эту сферу лучше тебя). Сейчас есть Google и Facebook. 

Кто конкуренты бренда? И кого будешь теснить своим гендиректорством? 

Сейчас конкуренты Iren Bukur ― все косметические бренды (более глубоко с этим буду разбираться). Гендиректора в компании не было, его роль выполняла Ирина как собственник. Она не планирует через год управлять бизнесом, а сконцентрируется на других проектах в других странах.

Знаю ли я, как управлять бизнесом? Нет, конечно. Могу ли я научиться? Да, конечно. В движении это сделать проще, чем по книгам

Виталий Ткаченко
Сооснователь Wenger&Tkachenko Firm

На какой срок ныряешь в этот раз? Обычно не больше трех лет…. 

«Оболонь» ― больше шести лет, WOG ― три года и три месяца, в остальных компаниях ― меньше трех лет. Все зависит не от срока, а от времени, необходимого на решение задач, и обстановки в компании, которая либо способствует решению задач, либо нет. В «Оболони» все цели, поставленные в 2004 году, были решены за шесть лет. С гендиректором WOG Сергеем Корецким мы изначально договорились о том, что я не покину компанию минимум три года. Все, что я запланировал в декабре 2013-го, мы сделали за три года, многое даже перевыполнили. Так, моя супермаркетинг-команда, которая три года подряд становилась лучшей в отрасли (Best Marketing Team), работает. Клиентская база выросла на 25%. Количество гостей, которые используют карту PRIDE при покупке, увеличилось на 23%. Количество зарегистрированных пользователей WOG APP за два года выросло до 160 тыс. человек. Количество чашек кофе, проданных через сеть 2016 году, составляет 21 млн (3 млн чашек ― в 2013-м). Доля розничного рынка в топливе выросла с 10% до 12%. Система взаимодействия с клиентами работает. Бренд обновился и так далее. Импульс есть, команда топ-менеджеров сильная, дальше ― только улучшение. С поставленными задачами команда WOG справится и без меня. Новые вызовы ― задача последователей. Мне не стыдно за результаты. 

В Irene Bukur мы, конечно, договорились о сроках, но сначала нужно начать, а там жизнь покажет.

Расскажите друзьям про новость