11 Авг 2010, 12:43

Иллюзия 3D

Иллюзия 3D

 

Долго ли продержится интерес к технологии, которая уже не раз надоедала зрителю и прокатчикам?

 

Украина и весь мир переживают невероятный 3D-бум. Журналы выходят с 3D-обложками, 3D-кинорелизы бьют рекорды по сборам, производители домашней техники и электроники выводят 3D-телевизоры на массовый рынок… Самые свежие примеры лихорадки — приход трехмерной рекламы в украинские кинотеатры, появление 3D-сериалов в интернете и даже целых 3D-телеканалов в Европе.

 

С каждой очередной «галочкой» в победном шествии 3D по планете крепнет и без того устойчивое ощущение дежавю. Сначала приходят на память стереофильмы, демонстрировавшиеся в киевских кинотеатрах в конце 90-х. Тот же эффект, те же очки. Еще более ранняя ассоциация — потрясающие слайды для детей, которые вставлялись в продолговатую пластмассовую конструкцию наподобие бинокля. Сцены из сказок там были настолько объемными, что их можно было «повернуть» на несколько градусов, покрутив головой.

 

Конечно же, на самом деле стереоэффект известен человечеству не с конца прошлого столетия, и не с начала. Он появился еще до кинематографа и даже до фотографии. C тех пор, с середины ХІХ века, его принцип — подача двух разных изображений для правого и левого глаза — не изменился. А мода на «объемные» фото и кино то вспыхивала, то проходила.

 

Если коротко пройтись по истории, то началось все с бума стереофотографии, тогда еще черно-белой, в начале века. А первые фильмы в 3D (тогда называвшиеся стереофильмами) вышли в Америке в 20-х годах. Период, считающийся золотым веком стереокинематографа, припал на 50-е. Уже тогда использовался поляризационный метод — тот самый, что с небольшими усовершенствованиями применен и в «Аватаре». Его суть — использование поляризующих фильтров в очках и перед объективами проекторов. Фильтры по-разному пропускают изображение для глаз, благодаря чему возникает эффект объема. Более ранняя технология — анаглиф — ушла со сцены. Иллюзия трехмерности в ней создавалась за счет наложения картинок синего и красного цветов и очков с такими же фильтрами.

 

В 60-70-х внимание к стереокино возродилось. Производители упростили процесс, научившись подавать изображение на экран с одной пленки, а не с двух. В начале 80-х интерес укрепился благодаря широкоэкранному формату (в котором использовалась 70-миллиметровая пленка вместо 35-миллиметровой), который, в частности, освоил IMAX. Начался триумф 3D.

 

А затем на долгие 20 лет, вплоть до 2000-х, стерео перестало будоражить умы зрителей. Точнее, их глаза. 3D-релизы были (даже несколько десятков), но маркетологи кинопроизводителей делали ставку не на стерео. В тот период в индустрии произошли настоящие прорывы: для создания виртуального изображения начали применяться компьютерные технологии, появился звук Dolby Digital, в киносъемку и кинопоказ пришла цифра.

 

Возможно, этого периода затишья оказалось достаточно, чтобы «Аватар», «Алиса в стране чудес» и предшествующие им «разогревающие» картины произвели эффект бури. 3D-бури. Парадоксально, потому что вехой стереосъемки «Аватар» назвать нельзя. Более того, использовавшиеся там цифровые камеры с насадками для стерео уже применялись в более ранних картинах Кэмерона (и не только Кэмерона). Бесспорно, «Аватар» — это новое слово в технических и технологических новшествах (взять хотя бы виртуальные пейзажи, которые режиссеры видели в кадре прямо в ходе павильонных съемок). Но не в 3D.

 

Да и какие могут быть прорывы, если качество стерео зависит не только от съемки, но и от возможностей кинозалов. А все современные массовые технологии демонстрации стереокино имеют те же недостатки, что и их предшественники. Да, они, безусловно, более «продвинуты», у них более совершенная оптика, модернизированные проекторы и т. д. Но ни одна из них не отошла от использования неуклюжего устройства на носу. И все четыре страдают хотя бы одним большим изъяном изображения: либо картинка «разъезжается» при малейшем движении головы, либо передние планы «разряжены», либо яркость цветов такая, будто ты пытаешься всмотреться в нечто, происходящее глубоко в погребе. В большей степени этим страдают залы Dolby 3D (большинство украинских залов), XpanD (Киев, Харьков, Крым) и RealD (нет в Украине), в меньшей — «старый добрый» IMAX (Киев, в перспективе — Одесса и Львов).

 

Такое ощущение, что бешеную популярность 3D обеспечили маркетологи и короткая человеческая память. Как оно получилось — можно только додумывать. Возможно, дело было так. В 2007-м США начали страдать от ипотечного кризиса, предвестника экономической стагнации; одновременно разразилась длительная забастовка сценаристов. Киноотрасли не светило ничего хорошего. Нужен был фарватер, способный удержать зрителя в кинозале. Вряд ли им могла стать цифра сама по себе. Цифра — это прекрасно, она в разы удешевляет стоимость производственного цикла и кинопоказа, упрощает хранение и тиражирование копий и т. д. (интересно, когда это начнет отражаться на стоимости билета?). Но зрителю от нее ни тепло ни холодно. Тем более что старая добрая 35-миллиметровая кинопленка по разрешению, по цветопередаче до сих пор обходит цифровые кинокамеры. Только в последние два года появились камеры вроде RED, претендующие на уровень пленки. Но не превосходящие ее.

 

Возможно, именно так трехмерному изображению была отведена роль «фишки» новых картин.

 

Удивительно, с какой скоростью восхищение подзабытым эффектом начало переноситься с кино на другие сферы — интернет, прессу и телевидение.

 

Поразил российский National Geographic, в июльском номере напечатавший целую серию фото «в 3D» и большую статью о стереотехнологиях. Метод стереоэффекта в самом журнале — жуткий анаглиф. Первая мысль — «И ты, Брут?!». При чтении статьи оказалось, что все намного хуже. Одна из главок целиком посвящена 3D-LED телевизору Sumsung, как раз сейчас активно выходящему на рынок. Вперемежку с фото лемуров и ящерок — макетная реклама этого телевизора. Хочется верить, что оригинальный National Geographic даже в нынешние, тяжелые для прессы времена не допустил бы такого у себя на страницах.

 

Украинский «Корреспондент» подался туда же. Выпустил номер с трехмерным Януковичем. Тот же допотопный анаглиф с красно-синими очками. А рекламка телевизора Sumsung стоимостью 19,9 тыс. грн — прямо в уголке на обложке. Корейцы еще и помогали редакции делать ее, эту обложку. Внутри — редакционная статья на разворот, в которой «Корреспондент» приходит к выводу: купить рекламируемый телевизор стоит.

 

И совсем озадачила голливудская компания Technicolor. Как пишет российский «Бюллетень кинопрокатчика», она начала предлагать кинотеатрам оптическую систему для 3D, легко совместимую с… обыкновенными кинопроекторами для пленки. Ведь цифровые, а тем более — специально оборудованные под 3D залы даже в США имеет не каждый кинотеатр. Вот уж правда: все новое — хорошо забытое старое. На ажиотаже вокруг 3D зарабатывает кто угодно и как угодно.

 

Логично предположить, что вскоре массовый рынок захватят цифровые 3D-фотоаппаратов, если производителям удастся как можно быстрее удешевить их и упростить. И будем мы, как в Европе и Америке начала ХХ века, рассматривать семейные фотоальбомы и картинки с пейзажами через «стереоскоп». Если качество будет хотя бы приблизительно такое, как у немецких слайдов с сюжетами сказок, то почему бы и нет? Это даже странно, что в массы первыми начали проникать телевизоры, а не фотокамеры, ведь обычно все новое осваивает фотография, а потом — кино и телевидение.

 

Кстати о телевизорах и мониторах. Революционные технологии, действительно заслуживающие внимания, уже появляются. Эксперты делают ставку на лентикулярные модели, работающие, упрощенно сравнивая, по принципу открытки с рифленым покрытием. Они не требуют очков, не теряют эффект при взгляде с угла и сохраняют яркость цветов на 100%. Однако цена первых моделей — свыше $10 тыс., да и фильмов для них еще нет.

 

А то, что есть в широкой рознице сейчас или появится там в ближайший год, основано на незамысловатых технологиях с тяжелыми очками. Например, 3D LED-телевизор Sumsung работает по принципу поочередного затемнения глаз с соответствующим чередованием кадров на экране. Частое мерцание и очки, должно быть, сильно напрягают зрение, вряд ли оно пригодно для постоянного домашнего просмотра, тем более — для детских глаз.

 

Скорее всего, это промежуточные технологии, поспешившие выйти на рынок под шумок. Их достоинство в другом: это в принципе неплохие современные модели, имеющие подключение к компьютеру, способные транслировать телевидение и видео высокой четкости (осталось только дождаться пополнения списка HD-каналов, которых в Украине пока аж один). Но покупать их только ради 3D-функции… Прогресс идет стремительно, и не исключено, что черед год-два он наконец-то сделает семимильный шаг. Задача маркетологов — дождаться этого времени, любыми путями поддерживая детский восторг, который испытывают люди при первом знакомстве с 3D; пожелание зрителям — не покупаться на все, что сейчас пытаются им продать на волне бума.

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео