23 Июл 2008, 08:10

Игорь Сиротенко,зампредправления ОАО «Укртелеком» по вопросам маркетинга и продаж услуг

Игорь Сиротенко,зампредправления ОАО «Укртелеком» по вопросам маркетинга и продаж услуг

Зампредправления ОАО «Укртелеком» по вопросам маркетинга и продаж услуг Игорь Сиротенко рассказал , почему оператор сгенерирует в этом году убытки в сотни миллионов гривен и как менеджмент компании будет снова выводить компанию на прибыльность в ближайшие годы.

 На днях министр транспорта и связи Иосиф Винский заявил, что финплан ОАО «Укртелеком» на этот год будет утвержден с убытком менее 400 млн. грн., несмотря на то что ранее планировалось, что убытки достигнут 1,5 млрд. грн. Как удалось добиться снижения потерь в несколько раз?
Мне сложно комментировать заявления руководителя отрасли. Поэтому я скажу не столько о словах господина Винского, сколько о том, что мы делаем и как мы видим эту ситуацию. Что касается расходной части, то практически ничего не изменилось. Это объективные вещи, и некуда было уже сжиматься. Зарплату нужно было повысить, электроэнергия для предприятия стала дороже. Бензин, например, в полтора раза вырос в цене за последний год.
И так как с расходной частью сделать уже ничего нельзя, то значит, что-то нужно сделать с доходной. Мы посчитали изменение тарифов на услуги местной связи, о котором сейчас все говорят. Т.е. будет изменение тарифов в несколько этапов — увеличение на 20%, а потом еще на 10%. В итоге размер убытка стал меньше.

А если Кабмином не будет утверждено увеличение тарифов на местную связь?
Тогда убытки будут больше, около миллиарда. Примерно ? часть наших доходов — поступления от местной связи (около 2 млрд. грн.) Суммарный подъем тарифов на 30% даст дополнительных 600 млн. грн.

 Как менеджмент «Укртелекома» расценивает обвинения и упреки, которые в последнее время звучат в его адрес?
Недавно Николай Сивульский (начальник ГлавКРУ) докладывал на Кабмине об «Укртелекоме». Он ничего не сказал о недостатках работы менеджмента компании, но зато потом озвучил это в телевизор. Кроме того, никто не сказал, что мы нарушили какие-то законы, что здесь работают преступники. Другими словами, господин Сивульский признал, что «Укртелеком» работает в правовом поле.

Кроме поднятия тарифов на местную связь, рассматривались ли другие методы адаптации к ситуации?
Например, мы дали возможность нашим филиалам самостоятельно формировать тарифные планы. В частности, они сейчас меняют тарифы на услуги интернет в пунктах массового пользования. Но на самом деле, нужно посмотреть шире на то, что делает «Укртелеком», чтобы оставаться на рынке нормальным прибыльным оператором. Мы построили свою сеть мобильной связи самого последнего стандарта (3G, UMTS). У нас уже есть 25 тыс. абонентов мобильной связи. Но темпы подключения растут драматически, потому что стандарт новый и потребители еще не разобрались, насколько он выгодно отличается от других стандартов.

Есть ли конкретные примеры, когда потребители начинают массово пользоваться новой услугой?

Посмотрите, что произошло с нашей услугой широкополосного интернета ОГО. Мы начали предоставлять ее в 2005 г. и закончили его примерно с 8 тыс. клиентов. 2006 г. мы закончили с результатом примерно 70 тыс. человек, прошлый — 205 тыс. клиентов. И сегодня у нас уже 330 тыс. клиентов ОГО. Мы еженедельно подключаем примерно по 8 тыс. человек. На конец года будет уже больше, чем полмиллиона пользователей. Доходы от этой услуги — больше, чем 120 грн. в среднем с одного клиента (ARPU.). То же произойдет с мобильной связью, и «Укртелеком» — в конечном итоге — получит свою прибыль. Ничего страшного, что на каком-то этапе мы являемся убыточными. Это временный вариант.

А есть подобные примеры, скажем, в других странах?
Если мы посмотрим на мировой опыт, то были два фактора, которые привели многих европейских операторов (Deutsche Telekom, France Telecom, Italy Telecom) к убыточности на каком-то этапе. У DT был период, когда у него годовых убытков было около EUR10 млрд. Компания распродавала свои активы, здания, кабельные системы и т. д. Но сегодня это прибыльная компания. Так вот, почему это произошло. Первое: в 2002-2003 гг. акции интернет-компаний сильно обвалились. Это повлияло на доходы телекомоператоров. Второй фактор: в конце 90-х многие европейские операторы купили лицензию на 3G. Стоимость этих лицензий была бессовестно высокой. Но сегодня подключены более 100 млн. абонентов к сети стандарта 3G. Это будет и у нас. Другое дело, что государство, конечно, сможет помочь «Укртелекому», если будет следить за честностью правил игры.

Что вы под этим подразумеваете?
В прошлом году объем украинского телекомрынка составил около 38 млрд. грн. Мобильные операторы получили примерно 25 млрд. грн. Каждый из двух самых крупных мобильных операторов получил больше, чем «Укртелеком» (8 млрд. грн.). Происходит постепенный переток трафика из фиксированной сети в мобильную. Причем, на очень простом посыле, который делают мобильные операторы. Они говорят, у нас звонки внутри сети стоят 0 коп. И они здесь нарушают сразу два принципа, заложенные в основу ценообразования в законе «О телекоммуникациях». Первый — услуги не должны предоставляться ниже себестоимости. Но операторы хотят получать от пользователя определенную сумму, например, 20-30 грн. в месяц. Если клиент их не вносит, то не может пользоваться этим пакетом. А это нарушение другого пункта профильного закона: абонент не должен оплачивать услуги, которые он не заказывал. Еще у «Киевстара» и МТС больше 2/3 общего дохода отрасли — более 70% рынка. Но АМКУ не видит этого.

Но как «Укртелеком» может сократить затратную часть?
Мы начали оптимизацию численности персонала. Сегодня у нас 95 тыс. сотрудников, а два года назад было 120 тыс.

Насколько вы хотите сократить штат в этом году?
На конец года выйдем на 93 тыс. сотрудников. И дальше есть программа сокращения. Реконструкция сети, которую мы делаем, позволяет иметь все меньше и меньше ручного труда.

Какова протяженность оптоволоконной сети компании?

Мы имеем оптоволоконные линии связи между всеми областными центрами и в этом году практически заканчиваем программу подключения в эту сеть почти всех районных центров. Наша сеть сегодня — 34,9 тыс. км ВОЛС.

Сколько у вас клиентов, которые заказали услугу корпоративной сети для передачи данных?
Больше 300, а точек подключения больше 10 тыс. Недавно мы получили очень важного клиента — Центризбирком.

Расширяется ли мобильная сеть Utel, согласно ранее озвученной программе?
Конечно. Сеть поднята во всех областных центрах.

Какие у вас стратегические планы по подключению мобильных абонентов под конец года?
Мы считаем, что 228 тыс.

В чем состоит основное отличие тарифной политики «Укртелекома» от мобильных операторов?
Так как и мобильный Utel, и наше фиксированное подразделение — одно юридическое лицо, у нас нет межоператорского барьера. Например, мы вынуждены платить мобильным операторам 60 коп./мин. с фиксированной сети на их сети. Но внутри нашей сети мы можем сделать такой единый тариф, который считаем нужным,— 25 коп./мин. Кроме этого, у нас нет платы за соединение (ПЗС) — спрятанного довесочка к тарифу. Почему мобильные операторы берут ПЗС? В фиксированной сети средняя продолжительность звонка 3 мин., а в мобильной — 1 мин.

Планируете ли вы покрыть мобильной сетью всю территорию страны?
Мы такую задачу не ставим. Базовая станция UMTS имеет меньший радиус действия, чем ее GSM-аналог. Т.е. это будет достаточно дорогой проект. Проще воспользоваться комбинацией: использование возможностей национального GSM-роуминга и эффективное покрытие районов, где живет большая часть клиентов.

Как развивается ваш совместный проект сотовой связи с CDMA-операторами, согласно программе правительства «Телефон в каждый дом», о котором было объявлено в прошлом году?
Мы делаем этот проект с оператором ITC (TM CDMA Ukraine). Подобные соглашения заключены с «Интертелекомом»и PEOPLEnet. Он заключается в том, чтобы использовать радиомилю для подключения абонентов. У CDMA радиус действия базовой станции очень хороший — 30-50 км. У нас достаточно сложно строить систему коммуникаций в сельской местности. А с увеличением расстояния до абонента стоимость подключения абонентов резко возрастает.

Для уменьшения затрат вы используете сотовую инфраструктуру партнеров?
Да.

Что CDMA-оператор получает взамен?
Свою часть дохода — абоненты оплачивают им радиомилю. А доходы от услуг связи мы делим в определенной взаимовыгодной пропорции.

Почему сидиэмэйщики не могут предоставлять подобную услугу самостоятельно, а действуют в тандеме с «Укртелекомом»?

Абоненты в одном районе хотят звонить друг другу по обычному пятизначному номеру. А сидиэмэйщики этого не могут предоставить. Они должны тогда иметь какой-то областной номер. При этом звонок между областью и районом уже стоит свои деньги. Такие сложности абоненты не хотели бы иметь. А при нашей реализации применяется обычный местный тариф.

Сколько таких абонентов вы уже подключили?

Около 3 тыс. Вначале были проблемы с телефонными аппаратами. А сейчас уже партия на подходе. Мы подписали контракты на реализацию данной услуги по всей Украине.

Интересуются ли «Укртелекомом» зарубежные инвесторы в свете его возможной будущей приватизации?
Да, к нам сейчас приезжают разного рода оценщики, пытаются тем или иным способом стать ближе к процессу приватизации компании. Недавно, кстати, приезжали представители африканских компаний (Manazel, Das Holding, East & West Properties, все из ОАЭ.) .

Игорь Васильевич Сиротенко родился в 1957 г. в Житомирской области. Закончил Одесский электротехнический институт связи по специальности «Автоматическая электросвязь». Начал свою карьеру с должности электромеханика госпредприятия «Киевэлектросвязь», впоследствии стал начальником производственной лаборатории данного предприятия. До назначения на должность в ОАО «Укртелеком» занимал на протяжении нескольких лет должности главного инженера, заместителя директора по эксплуатации, директора по эксплуатации, вице-президента по бизнес-операциям, заместителя гендиректора ЗАО «Утел» (дочернее предприятие ОАО «Укртелеком»). Женат, воспитывает дочь.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео