10 Фев 2020, 13:00

Идея на миллиард — как украинцы покоряют мир IT

Ксения Резникова, руководитель отдела PR в PRNEWS.io, об истории развития и методах продвижения украинских IT-стартапов

С каждым годом украинские стартапы все увереннее завоевывают себе место под солнцем. Украинцы создают оригинальные IT-продукты, которые становятся коммерчески успешными и известными во многих странах. В последние годы даже появились компании-«единороги» (компании-стартапы, чья капитализация за короткий период превысила $1 млрд), партнеры Google и десятки команд, которые сумели привлечь крупные инвестиции. 

Как рождались и развивались знаковые изобретения украинцев, с помощью каких инструментов продвигались на рынке, к чему нужно быть готовым, начиная стартап — читайте ниже.

Ксения Резникова
Руководитель отдела PR в PRNEWS.io

Команда Grammarly / фото dou.ua  

Grammarly

Рождение и развитие. Проект основан в 2009 году в Киеве украинцами Максимом Литвиным, Алексеем Шевченко и Дмитрием Лидером.

Вначале стартаперы делали ставку на сервис Sentenceworks и планировали продавать продукт, обучающий студентов письменному английскому языку, университетам. Но такая бизнес-модель оказалась не жизнеспособной: на принятие решения о сотрудничестве могло уйти год-два. 

Пришлось искать альтернативное решение — и тройка украинцев  попробовала продавать продукт, имеющий вид редактора, в который нужно вставлять текст, напрямую. Выяснилось — студенты готовы платить за него. В 2010 году проект переименовали в Grammarly.

Grammarly зарабатывала на платной подписке. Через полгода работы количество пользователей достигло 150 тыс. студентов, в 2011 году — 300 тыс., в 2012 — 1 млн. В 2013 году сервис работал уже с 3 млн. человек.   

С каждым годом компания все больше фокусировалась на широкой аудитории, и в 2015 перешла работать на freemium-модель, что позволило нарастить количество пользователей до 8 млн. В тот же период Grammarly привлекла первые инвестиции — 110 млн. долларов в нее вложили General Catalyst, IVP и Spark Capital, что значительно расширило возможности сервиса. 

Программа-редактор, первичной функцией которой было исправление ошибок, изменилась до неузнаваемости. Сегодня она совершенствует текст, делает его более увлекательным, улучшает структуру, общую тональность, а также определяет, какое впечатление прочитанное произведет на адресата.

Продвижение. Grammarly онлайн продает свой продукт клиентам, которых ищет с помощью таких инструментов продвижения, как контент-маркетинг, баннерная реклама, поисковая оптимизация, email-рассылки и SMM. 

Отличный результат дают социальные сети. Grammarly не стала тратить время и деньги зря, с самого начала отказавшись от прямой рекламы — и сделала ставку на интересный контент для думающей, готовой к самосовершенствованию, аудитории.

Компания следит за предпочтениями пользователей и подбирает для них интересные темы: «на ура» заходят посты с заголовками в стиле «Проверьте, готовы ли вы вернуться за школьную парту» или «ТОП-10 распространенных ошибок в резюме». При переходе на сайт Grammarly будет доступна более развернутая статья на данную тему, а в ней — баннер или сообщение в стиле «Установите наше приложение — и оно автоматически исправит все эти ошибки». 

Сегодня. Ежедневная аудитория Grammarly — 20 млн. человек, в команде работает более 200 сотрудников. Штаб-квартира компании находится в Сан-Франциско, работают офисы в Киеве, Нью-Йорке и Ванкувере. 

В октябре 2019 года проект Grammarly стал первым украинским «единорогом» — оценочная стоимость компании превысила миллиард долларов.

фото: Википедия  

GitLab

Рождение и развитие. Платформу, на которой представлены все необходимые для разработчиков сервисы, в 2011 году запустили харьковчанин Дмитрий Запорожец и его коллега Валерий Сизов. Позже к ним присоединился Сид Сибранджи, ставший одним из контрибьюторов проекта.

Название компании вряд ли что-то скажет обычным пользователям интернета — сервис разработан под потребности сообщества программистов, работающих над кодом. По сути, GitLab — это максимально удобный каталог, в нем есть закладки, подсказки и инструмент для совместной работы больших команд. Сегодня более 100 тысяч компаний со всего мира используют этот сервис, среди них, ни много ни мало, такие организации как NASA, IBM, Alibaba, Sony, Nasdaq и Интерпол. 

В 2014 году стартаперы подали заявку на участие в акселерационной программе «Y Combinator», которая помогла привлечь первые инвестиции. Это во многом определило дальнейшую судьбу проекта — в следующие пять лет GitLab регулярно привлекал денежные средства для своего развития, объемы которых составляли от 1,5 до 100 млн. долларов США. 

В сентябре 2018 года GitLab привлек 100 млн., и получил звание «единорога» — оценочная стоимость компании составила 1,1 млрд долларов.

Продвижение. Успех GitLab наглядно демонстрирует, как продукт может продвигать сам себя.

Стартапы из сферы программного обеспечения не нуждаются в огромных бюджетах на продажи или маркетинг. Вместо того чтобы платить продавцам за привлечение клиентов, компания с открытым кодом может дешево находить заказчиков, поскольку само ПО является инструментом продаж. Если продукт по-настоящему стоящий, то вокруг него быстро образуется сообщество, которое распространит информацию о нем, повысит лояльность пользователей и инвесторов.

Также GitLab является максимально открытой для СМИ и общественности компанией, которая не боится озвучивать на публику стратегически важные решения или устранять репутационные поломки. «Не бойтесь признать, что вы совершили ошибку или оказались неправы» — так звучит одна из ценностей компании, которой она следует неукоснительно. 

Сегодня. В сентябре прошлого года она получила инвестиций на 268 млн. долларов, и была оценена уже в 2,7 млрд. Так GitLab стал первым стартапом с украинским основателем, который имеет шанс попасть в ТОП-100 самых дорогих стартапов мира. 

У GitLab нет офисов — более тысячи сотрудников удаленно работают из разных стран.

фото Allset  

Allset

Рождение и развитие. Темп жизни настолько быстрый, что отсутствие свободного времени давно стало проблемой для людей разного возраста и рода деятельности. Банковские работники, политики, общественные деятели, представители бьюти-индустрии, спортсмены, активисты и многие другие не всегда имеют возможность вовремя поесть. 

Особенно актуальным этот вопрос становится в обед, когда человек располагает ограниченным количеством свободного времени, но хочет цивилизованно перекусить за столиком кафе или ресторана. 

В лучшем случае, приходится долго ждать заказ, торопливо есть, нервничать  в ожидании счета и сдачи. В худшем — человек видит забитый под завязку зал и уходит восвояси. Нередко, в сторону ближайшего Мака.

Стас Матвиенко и Анна Полищук придумали, как решить одну из проблем современного человека. Ребята создали приложение для смартфона:  с его помощью можно мгновенно заказать столик в любом ресторане, ознакомиться с меню, сделать заказ и даже оплатить счет еще до того, как посетитель переступит порог заведения.

Пользователи могут бесплатно пользоваться Allset, но для ресторанов, которых в базе приложения насчитывается более двух тысяч, услуга является платной. Тем не менее, спрос на Allset растет: сервис выгоден заведениями общепита, поскольку повышает скорость обслуживания. Приходя в ресторан, клиент без ожидания получает свой заказ — и быстрее освобождает столик для следующего посетителя.

Продвижение. Основным инструментом для продвижения Allset на рынке стали публикации в СМИ. 

По словам стартаперов, они отправились в Штаты, чтобы проверить идею на жизнеспособность. За собственные деньги запустили приложение и ходили в рестораны, убеждая их принять участие в тестовом проекте — и подключили таким образом к Allset десяток ресторанов. 

Спустя время вышла первая новость в СМИ — и множество заведений общепита обратились к ним уже по собственной инициативе. Несмотря на то, что в США хватает новостей от больших компаний и политиков, а стартапов насчитывается очень много, ребята выиграли джекпот, заинтересовав своим продуктом журналистов. Сейчас СМИ сами пишут Allset для того, чтобы договариться об интервью. 

Сегодня. Команда Allset за четыре года привлекла более 10 млн долларов инвестиций, и  стала партнером Google, что дало возможность сервису присутствовать на картосхемах. Сегодня приложение доступно на рынке 11 крупнейших городов США, один из офисов компании расположен в Киеве. 

фото Интернет  

Augmented Pixels

Рождение и развитие. Компанию, занимающуюся разработкой технологий в сфере виртуальной и дополненной реальности, созданием sale-платформ и робототехники, в 2010 году основал одессит Виталий Гончарук. 

На момент начала работы Augmented Pixels так называемая «дополненная реальность» была новым, еще не распробованным, трендом. С помощью этой технологии разработчики «оживляют» картонные макеты домов и жилищных кварталов, планы квартир, карты и иллюстрации из жизни древних цивилизаций, игровых монстров и суперзлодеев.

В 2014 году для того, чтобы принять участие в стартапе-акселераторе Plug & Play, компания переехала в Калифорнию. В этот же период были заключены сделки с венчурными фондами The Hive и Steltec Capital.

За пять лет Augmented Pixels стала партнером многих компаний, в том числе,  Industrial Light & Magic Джорджа Лукаса, Qualcomm и National Geographic. Издание Financial Times включило сервис Виталия Гончарука в список номинантов премии Financial Times Business Award в категории «Лучшая технология», а эксперты прогнозируют компании с украинскими корнями  светлое будущее в виде 10 % мирового рынка в своей нише.

Продвижение. Конкурентным преимуществом Augmented Pixels всегда являлось то, что с точки зрения пользовательского опыта, продукты компании опережают рынок. 

Специально для повышения уровня продаж «виртуальных» товаров в «живых» магазинах  был создан девиз для всех технологий дополненной реальности. Звучит он максимально емко — потребитель должен начинать взаимодействовать с ещё не купленным товаром прямо в магазине! 

Именно его использовала Augmented Pixels в стратегии продвижения своих продуктов. Интерактивное взаимодействие с товаром, лежащим на полке и приятные бонусы — вот лучшая модель продаж для той категории людей, которые отдают предпочтение виртуальному миру вместо физического. 

Одной из последних разработок Augmented Pixels стали собственные платформы ARHouse, ShowInRoom, а также игра MaxiKoltuk, которую турецкая сеть кинотеатров использует в качестве маркетингового инструмента. 

Сегодня. Сегодня Augmented Pixels входит в ТОП-20 технологических компаний мира.  Главный офис находится в США. 

фото: скриншот Amazon  

PetCube

Рождение и развитие. Petcube — украинский стартап, который разрабатывает устройства для удаленного общения с домашними питомцами с помощью видеосвязи. Однажды Ярославу Ажнюку, Андрею Клену и Александру Нескину пришла идея создать устройство, которое помогло бы хозяевам четвероногих наблюдать за своими питомцами и развлечь их, если те заскучали в одиночестве. Путем проб и ошибок был придуман прибор под названием PetCube.

Устройство в виде небольшого пластикового куба со встроенной камерой и сенсором устанавливают дома. Хозяин животного через мобильное приложение в своем смартфоне наблюдает за тем, чем занимается четвероногий друг в его отсутствие, и в любой момент может поиграть с ним с помощью лазерной указки-сенсора. Для этого достаточно прикоснуться пальцем к экрану телефона.

Сделав ставку на нежное сердце любителей кошек и собак, ребята не прогадали — и благодаря платформе Kickstarter собрали на запуск проекта более 250 тысяч долларов. Это был мега успешный старт. С 2012 года партнеры привлекли 7 миллионов долларов инвестиций, в том числе, от  фондов как Almaz, AVentures Capital и Y Combinator.

Продвижение. В своей маркетинговой стратегии стартаперы сделали ставку на публикации в СМИ — и не прогадали. 

По словам сооснователей PetCube, компания стремилась не только к тому, чтобы про нее писали, но хотела добраться до самых высот медиапирамиды, и получать публикации в TechCrunch, Forbes и других легендарных СМИ.  

Во главу медиастратегии PetCube поставила качественные информационные поводы, способные заинтересовать журналистов, и составление базы всех источников публикаций. Контакты скрупулезно систематизировались по категориям, и по каждой осуществлялась целевая рассылка релизов. «Максимально индивидуально и качественно» — так звучит принцип работы компании со СМИ, который в итоге принес ей известность, и внес свою лепту как в повышение уровня продаж, так и во взаимодействие с потенциальными инвесторами. 

Сегодня. Сегодня гаджеты PetCube продаются в 18 странах мира, а офисы компании работают в Сан-Франциско, Киеве и Шэньчжэне.

Подводим итоги

Как показывает практика, для того, чтобы стать успешным стартапером одной идеи, какой бы успешной она не казалась, будет мало. 

Первое. Необходимы настойчивость, четкое понимание аудитории, для которой ваш продукт будет востребован, а также гибкость в процессе его создания и начала продаж. Возможно, дорабатывать его придется не один раз, путем проб и ошибок — будьте готовы к этому.

Второе. Не менее важным является умение создать правильную, «горящую» идеей, команду. Даже если в первое время она будет состоять всего из двух человек. Даже если на старте проекта заниматься им придется по ночам и в свободное от основной работы время. 

Третье. О своем продукте необходимо рассказывать людям. Благо, в современном мире для этого достаточно инструментов, которым не могут помешать границы и смена часовых поясов. На помощь вашему стартапу придут публикации в СМИ, социальные сети, баннерная реклама, поисковая оптимизация и email-рассылки. Не забудьте только определить свою целевую аудиторию и подготовить интересный контент. 

Четвертое. Рано или поздно, вам понадобится помощь для того, чтобы стартап развивался. Речь не идет о финансовых вложениях — многим не хватает не только инвестиций, но и менторской помощи, экспертизы, связей и даже обычной офисной инфраструктуры. Двигаться дальше поможет акселерационная или инкубационная программы для бизнеса, такие как Y Combinator,  Plug & Play, Techstars Berlin, K-Startup Grand Challenge и другие. 


Кавер: Unsplash

Картинки: предоставлено PRNEWS.io 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео