09 Дек 2019, 11:00

И смех, и слезы: эмодзи в контексте интеллектуальной собственности

Мария Ортинская, IPStyle, о юридической стороне использования эмодзи

В настоящее время доступны тысячи разнообразных эмодзи. Apple и Google недавно презентовали подборку новейших символов, которые становятся частью клавиатуры в смартфонах и привносят еще больше разнообразия в сообщения, публикации в соцсетях и комментарии. Но повсеместное использование эмодзи вовсе не означает отсутствие авторских и иных прав на них…

Мария Ортинская
патентный поверенный, CEO компании IPStyle

Аналитическая компания Brandwatch объявила результаты опроса, в котором рассматривалось более 6 млрд смайликов, используемых в Twitter в течение двух лет. В среднем их «публиковали» по 250 млн каждый месяц. Первые три места занимают «лицо со слезами радости», «громко плачущее лицо» и «улыбающееся лицо с сердцами вместо глаз». Авторы отмечают, что использование картинок за последнее десятилетие резко возросло. Некоторые эксперты даже называют их современным эквивалентом иероглифов, универсальным языком, который выходит за рамки культурных и географических границ. Более того, по данным The Verge, эмодзи встречаются в судебных решениях США и фигурируют как доказательство в деле, а Белый дом даже выпустил экономический отчет с их изображением.

Такая популярность использования эмодзи подталкивает к разработке новых. Они утверждаются консорциумом Unicode, а непосредственное оформление берут на себя разработчики платформ (прим. — вот почему эмодзи могут выглядеть по-разному на разных устройствах). Вместе или по отдельности они передают некую информацию через изображения.  По аналогии с теми же компьютерными программами или шрифтами условно делятся на те, которые можно использовать только с разрешения владельца имущественных авторских прав и выплаты ему вознаграждения (проприетарные), и открытые. Например, как в случае с Twemoji — их Twitter сделал доступными для использования всеми желающими. На самом деле, существует множество библиотек эмодзи с разными уровнями лицензий. Найти бесплатное изображение для последующей «эксплуатации» не составляет труда, но прежде стоит обязательно внимательно прочитать правила использования. 

Всевозможные смайлы и разноцветные сердца можно вставлять в текст и без правовых последствий использовать в чате. Однако, чтобы воспроизвести эмодзи в коммерческом продукте, понадобится лицензия. В том числе, если захотите нанести эмодзи-принт на партию дизайнерских футболок или использовать в рекламе. Либо же создайте свой отличительный знак.

А как создать свой эмодзи? Допустим, компания решила разработать серию изображений для использования во внешних коммуникациях и продвижения бренда. Или же для усиления продаж своего продукта, например, смартфона. В каком виде они могут быть зарегистрированы?

Если эмодзи будет использоваться как логотип или его часть, для отличия товаров и услуг одного производителя от другого, такое обозначение может быть зарегистрировано как торговая марка. При этом важно учесть некоторые нюансы:

  • Подаваемое на регистрацию как ТМ изображение не должно быть тождественным или схожим до степени смешения с другими ТМ, не должно нарушать авторских прав третьих лиц. Весьма желательно прежде провести поиск на схожесть и тождество и оценить риски обвинения в нарушении, а также отказа в регистрации. 
  • Необходимо грамотно подобрать классы для товаров и услуги, для которых будет регистрироваться ТМ. Например, 25 класс — одежды, а 41 — услуги в сфере образования. Собственно, определитесь для чего будете использовать эмодзи.
  • Где территориально собираетесь использовать объект? Определитесь с перечнем стран и подайте заявки в их IP-ведомства. Или же на основе национальной заявки можно подать международную заявку с указанием интересующих стран.
  • Если эмодзи создает дизайнер по вашему заказу, то у вас должен быть соответствующий договор о передаче имущественных авторских прав. И даже если произведение создается штатным сотрудником, то документ о передаче авторских прав лишним не будет.

 

Действительно, если эмодзи создается как графическое изображение, в том числе   для целей онлайн-коммуникации и продвижения, то оно подлежит охране авторским правом. В соответствии с законодательством большинства стран, а также в контексте Бернской конвенции, рисунки, иллюстрации и прочие визуальные работы, включая цифровые форматы, охраняются с момента их создания и не требуют регистрации или других формальностей. Эмодзи — не исключение.

Но часто об этом не знают или упускают из виду не только бренды, которые «заимствуют» изображения, но и разработчики приложений для мобильных устройств. Как результат — отказ в размещении в том или ином маркетплейсе или даже обвинение в нарушении прав интеллектуальной собственности. Например, в 2018 году Apple внес изменения в AppStore Review Guidelines, согласно которым мобильные приложения не могут содержать эмодзи Apple. И возникла ситуация, когда разработчикам ранее уже размещенного в AppStore приложения потребовалось максимально быстро «перерисовать» картинки дабы не нарушать права Apple.

Сегодня, кстати, многие селебритис создают свои эмодзи. Так, у героини светских хроник Ким Кардашьян есть Kimoji, а у поп-дивы Леди Гаги — Gagamoji. В их коллекции вошли забавные смайлы, стикеры и гифки. Правда, для Кардашян этот проект стал предметом судебного спора: разработчики во главе с Дэвидом Либенсоном, которые специализируются на создании приложений для социальных сетей, подали в суд на Ким. Они утверждают, что помогали звезде в создании Kimoji, но та «сбежала» с торговой маркой и не поделилась прибылью. Теперь эмодзи могут стоить ей $300 млн. Но, независимо от того, чем закончится разбирательство, важно помнить, что эмодзи не появляются из воздуха, они создаются кем-то и находятся под защитой авторских прав.

В то же время авторское право не распространяется на идеи, а это означает, что, например, идея заменять слово той или иной картинкой, миниатюрной пиктограммой не может охраняться. А вот ее техническая реализация — будь то клавиатура-эмодзи или способ распознавания эмоций для голосовых сообщений — может быть запатентована и защищена 

Отчет Brandwatch заканчивается смелым предсказанием: «Эмодзи укрепят свою позицию как единственного языка, который позволяет нам общаться с кем-либо по всему миру… Они начнут заменять текст в качестве ключевого носителя контекста в будущих беседах».


Кавер: Unsplash + обработка MMR

Гифки: GIPHY

Расскажите друзьям про новость

Новое видео