Хозсуд открыл дело о банкротстве сети «Домотехника»
Продажи упали на 50%
Участники рынка говорят, что в условиях дефицита собственных средств компании вынуждены сворачивать свои сети, что негативно отражается на ликвидности розничных операторов. Операторы ищут компромисс с инвесторами по вопросу реструктуризации задолженности. «За последние 6 месяцев в нашем секторе наблюдалось трехкратное падение потребительского спроса. При этом кредитная нагрузка, арендные ставки и остальные затраты не уменьшились пропорционально падению спроса. Поэтому сегодняшние банкротства стали вполне очевидными и, к сожалению, ожидаемыми», — констатирует президент Unitrade Group Владимир Колодюк. По словам собеседника в инвестиционной компании, менее проблемными сейчас являются «Фокстрот» и Comfy.
По данным исследовательской компании Gfk Ukraine, в I квартале 2009 года рынок бытовой техники и электроники в Украине сократился более чем на 35%. «Наибольшее снижение продаж (около 50%) зафиксировано в сегментах компьютерной, телекоммуникационной техники, офисного оборудования и расходных материалов», — отмечает директор исследовательской компании RetailStudio Михайло Грищенко. Немногим меньше сократился рынок в других сегментах. Так, на четверть упали продажи бытовой электроники и фототехники, 14%-ное снижение произошло в сегментах крупной и мелкой бытовой техники.
Слияния будут через год
При этом сами эксперты говорят, что украинский непродуктовый ритейл еще не достиг своего дна. «Ориентировочно это произойдет в середине — конце лета. Сейчас падение только продолжается. Можно сказать, что мы откатимся к уровню 2005 года», — поясняет аналитик компании Gfk Ukraine Андрей Осадчий.
Единственным шансом избежать банкротства для ритейла, считают эксперты, является консолидация. Однако этих сделок стоит ожидать не раньше I-II квартала 2010 года. «Владельцы компаний, принявшие решение продавать бизнес, в сегодняшней ситуации не могут рассчитывать на выгодные для себя сделки, — подтверждает Алексей Павленко. — Потенциальные покупатели выжидают момент, когда в связи с падением стоимости активов они смогут приобрести предприятие за бесценок». В такую ловушку, по словам экспертов, попала и «Домотехника», которая не смогла вовремя продать бизнес и теперь вынуждена идти на банкротство.
По словам Павленко, основные показатели, на которые обращают внимание при покупке сетей, — это рост емкости рынка в денежном выражении, доля рынка сети, стоимость активов при учете размера задолженности, количество торговых точек, региональное покрытие и конкурентная среда. Однако сейчас нет ни одной компании, у которой эти показатели отвечают всем запросам покупателей.