Headhunter (hh.ua): тенденции рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR
Август стал первым месяцем в 2009 году, когда профессиональная область «Маркетинг/Реклама/PR» вошла в тройку лидеров по количеству предложений от работодателей, составив 13% от всего объема вакансий и потеснив, таким образом, направление «Бухгалтерия/Финансы». Но уже в сентябре количество вакансий в сфере «Маркетинг/Реклама/PR» снова упало до 8%.
Сфера маркетинга традиционно является одной из наиболее насыщенных предложениями от кандидатов. Поэтому неудивительно, что в августе наряду с ростом числа вакансий для этих специалистов произошло увеличение входа резюме, хоть и не столь динамично, как по вакансиям. Уже в сентябре количество открытых вакансий наоборот стало меньше, а новых резюме — практически на том же уровне, что и в предыдущем месяце.
Изучение профессиональной области «Маркетинг/Реклама/PR» показало, что наибольшее количество вакансий здесь размещено в специализации «менеджер по работе с клиентами», а наибольшее количество резюме в специализациях «бренд-менеджмент» и «PR и маркетинговые коммуникации». А вот активность соискателей в 2009 году увеличилась практически в 4 раза (по сравнению с 2008) по всем специализациям.
А потенциальный конкурс на одну вакантную позицию — индекс HeadHunter резко вырос в 2009 году в следующих специализациях:
Индекс HeadHunter получается делением количества резюме специалистов, поступивших в определенный период, на количество вакансий, поступивших в этот же период
Уровень предлагаемой заработной платы
NB Данные, на основе которых получена информация об уровне заработных плат, не учитывают уровня квалификации искомого кандидата, отрасль и тип компании, демонстрируют общую картину в конкретный период, помогая увидеть тенденции на рынке труда в разные периоды. Данные приведены в национальной валюте — гривнах.
Уровень предлагаемой заработной платы |
|||||
Позиция |
Мин. значение |
Медиана |
Среднее значение |
Макс. значение |
|
Маркетолог |
|||||
январь-сентябрь 2009 |
1700 |
6400 |
5000 |
17200 |
|
январь-сентябрь 2008 |
1500 |
4000 |
4800 |
17500 |
|
Бренд-менеджер |
|||||
январь-сентябрь 2009 |
3000 |
11 200 |
10 500 |
32 000 |
|
январь-сентябрь 2008 |
2500 |
7100 |
6750 |
12 500 |
|
PR-менеджер |
|||||
январь-сентябрь 2009 |
1000 |
5000 |
4200 |
17 500 |
|
январь-сентябрь 2008 |
1500 |
5000 |
4500 |
20 000 |
|
Директор по маркетингу |
|||||
январь-сентябрь 2009 |
14600 |
24 000 |
24 000 |
43 000 |
|
январь-сентябрь 2008 |
4000 |
13 000 |
12 500 |
25 000 |
|
Менеджер по рекламе |
|||||
январь-сентябрь 2009 |
800 |
5000 |
4300 |
15 000 |
|
январь-сентябрь 2008 |
500 |
3750 |
3500 |
12 500 |
|
Портрет кандидата
Высшее образование — у 89% кандидатов
Свободное владение иностранными языками:
английский — 32%
немецкий — 1,7%
французским — 1%
Контент — анализ самых популярных позиций
ПОЗИЦИЯ |
ЧТО ОЖИДАЮТ ОТ СПЕЦИАЛИСТА РАБОТОДАТЕЛИ? |
PR менеджер |
Функция PR-менеджера, упоминаемая в каждом объявлении — работа со СМИ. Это подразумевает создание информационных поводов, формирование новостного материала (пресс-релизов, статей, комментариев и интервью ключевых фигур) и мониторинг СМИ. Следующая наиболее часто упоминаемая функция — подготовка и проведение внешних мероприятий (пресс-конференции и брифинги, круглые столы, презентации). В порядка 70% вакансий говорится об обеспечении внутрикорпоративных коммуникаций, что включает планирование и проведение внутренних мероприятий (например, праздников), создание и рассылку корпоративной газеты, и информационное наполнение корпоративного сайта компании. В подавляющем большинстве объявлений (80%) упоминается необходимость анализа эффективности PR-деятельности и только в 50% объявлений говорится о функции построения PR-стратегии. В менее чем 20% вакансий упоминаются: поддержка контактов с представителями структурных подразделений; разработка программ социальной ответственности; контроль бюджета PR-кампаний; осуществление PR-деятельности в сети Интернет; взаимодействие с подрядчиками (полиграфии, производители сувенирной продукции). Почти на все вакансии PR-менеджеров (90%) приглашают специалистов с высшим образованием. Чаще — в журналистике, реже — социология, маркетинг, филология и экономика. Очевидно, что единого стандарта в отношении типа образования для данной категории специалистов на рынке не существует. В большинстве объявлений подчеркивается важность владения английским языком (на высоком или среднем уровне) и уверенное использование компьютерных программ, в частности Excel, Power Point и Word. Среди требуемых специализированных навыков упоминаются: опыт написания пресс-материалов, навыки проведения интервью, презентаций и переговоров; понимание медиа-среды, наличие контактов со СМИ; организационные навыки; грамотность устной и письменной речи. |
Аналитик |
Существуют разные уровни аналитиков. По части позиций требуется практически только высшее образование (или последние курсы вуза), как правило, в маркетинге, менеджменте или экономике, а также свободное владение офисными программами и минимальный навык поиска и структурирования информации (например, сравнение цен на продукцию или анализ информации СМИ). Это базовые позиции для аналитиков. Другая группа вакансий — для специалистов в области исследований. Как правило, это специалисты с социологическим образованием, владеющие инструментами проведения качественных и количественных исследований, умеющие использовать профессиональные программы обработки данных, например SPSS. Еще одна группа аналитиков — аналитики-маркетологи, владеющие не только опытом работы с исследованиями и статистикой, но и готовые выполнять экономический анализ и прогнозирование. По этой группе специалистов одно из основных требований — профильное высшее образование (экономика, маркетинг) и опыт работы на схожей позиции. |
Бренд-менеджер |
Позиция, предполагающая функциональные обязанности, схожие с обязанностями маркетинг-менеджера. Однако, в данном случае сотрудник занимается вопросами одного или нескольких ключевых для компании брендов. От специалиста требуется и стратегическая деятельность, и организационно-прикладная. Как правило, это специалисты, понимающие особенности работы самых разнообразных коммуникационных каналов (реклама, BTL, PR и пр.) и инструментов (например, исследовательских, бюджетирования, планирования и оценки эффективности), а также совмещающие в себе качества организатора процессов и людей (например, подрядчиков или команды специалистов) и «родителя» идей, способных послужить новаторскому продвижению бренда. В большинстве объявлений о вакансиях упоминается участие бренд-менеджеров в планировании развития бренда и составлении бюджета, связанного с этим. При этом почти во всех вакансиях упоминается важность постоянного контроля со стороны бренд-менеджера за эффективностью позиционирования и используемых инструментов продвижения. На эти должности чаще всего приглашают опытных специалистов, которые имеют опыт работы в этой же или схожих отраслях. В порядка 40% вакансий значится, что специалист на позиции бренд-менеджера должен обладать навыками не только стратегического маркетинга, но и ценообразования и экономического анализа рынка. |
Менеджер по рекламе |
Есть вакансии для двух типов менеджеров по рекламе. Говоря простыми словами, для тех, кто ее продает и для тех, кто покупает. В первом случае это вакансии от рекламных агентств и медиа-компаний, которые продают рекламу на площадках клиентов или на своих площадках. В данном случае от менеджера по рекламе, как правило, требуется опыт продажи рекламы, опыт переговоров с клиентами, проведения презентаций, работа с компьютерными программами для ведения базы данных клиентов, умение работать с документами (договора). В функциональные обязанности таких специалистов работодатели зачастую включают планирование процесса привлечения клиентов, планирование продаж. Плюсом считается опыт работы в этом же направлении продаж, наработанные клиенты. Во втором случае — внутренний менеджер по рекламе, который отвечает за рекламу своей компании. От специалиста требуются несколько иные навыки и знания. Как правило, работодатели хотят видеть на этой позиции специалиста, который хорошо разбирается в различных рекламных коммуникациях (каналы, форматы), способен подготовить медиаплан размещения рекламы, договориться с подрядчиками (агентства, дизайнеры, изготовители сувенирной продукции), подготовить к передаче необходимые рекламные материалы (макеты, интернет-баннеры), а затем произвести оценку проведенных рекламных кампаний. На позиции менеджеров по рекламе (как в первом, так и во втором случае) компании часто охотно берут молодых специалистов с малым опытом работы. |
Менеджер по маркетингу |
Изучение вакансий для этого типа специалистов еще раз подтвердило факт, что вакансию нужно выбирать не по названию, а по описанию. Компании очень по-разному видят менеджера по маркетингу в своих структурах. Однако можно выделить две основные группы вакансий. Первая — менеджеру по маркетингу, преимущественно занимающиеся маркетинговыми коммуникациями — определение целевых аудиторий, создание коммуникационных посылов, определение форматов и каналов донесения информации. В основе деятельности — планирование и реализация рекламных кампаний и акций, проведение мероприятий, подготовка сувенирной продукции, создание рекламных текстов и пр. Вторые — менеджеры по маркетингу с серьезной экономической составляющей. Среди требований к таким специалистам — умение организовывать профессиональные исследования рынка и анализировать экономическую информацию, связанную с продуктом или компанией в целом. Гораздо чаще, чем несколько лет назад, работодатели предъявляют среди обязательных требований к кандидатам наличие специализированного маркетингового образования у кандидатов. На позицию менеджера, как правило, приглашают специалистов с минимум 2 годами работы в маркетинговой сфере. |
Руководитель отдела маркетинга/рекламы |
В подавляющем большинстве вакансий для этих специалистов упоминается долгосрочное и краткосрочное маркетинговое планирование, бюджетирование и оценка эффективности маркетинговой деятельности в целом и отдельных проектов в частности (например, вывод нового продукта на рынок). В качестве цели деятельности этих специалистов в более чем половине вакансий упоминается повышение доходности компании и ее конкурентоспособности. Как правило, на эти позиции приглашают специалистов с 3-5 летним опытом работы и опытом управления. |
Trade Marketing менеджер |
Вакансия с таким названием в подавляющем большинстве случаев встречается в крупных международных компаниях. Основные задачи — продвижение продукта по торговым каналам, включая проведение и контроль промо акций, рекламных кампаний в точках продаж. Основная задача — повышение продаж, увеличение доли рынка. Как правило, эти специалисты должны свободно владеть английским языком, уметь готовить аналитические отчеты и планировать деятельность, нацеленную на увеличение продаж за счет инструментов торгового маркетинга. |
Директор по маркетингу |
Во всех вакансиях для директоров по маркетингу предполагается, что специалист прошел минимум 5-летний опыт работы в этой сфере, имеет порядка 3 лет опыта управления в сфере маркетинга, отлично разбирается во всех инструментах маркетинга (анализ, выработка стратегий, продвижение, оценка эффективности). Особенный акцент делается на функциях внешней и внутренней диагностики, разработке ценовой, продуктовой и коммуникационной политики. В некоторых вакансиях упоминается и разработка политики продаж. Одно из наиболее часто встречающихся требований — организация системы контроллинга выполнения маркетинговых задач, обоснование маркетинговой деятельности и ее бюджетирование. |
Менеджер по онлайн-маркетингу |
Достаточно новая позиция на рыке труда. Как правило, среди требований к этому специалисту — понимание особенностей интернет-рекламы (баннерная, контекстная и пр.), умение планировать рекламные кампании в сети и оценивать их эффективность. Кроме того, специалисты в онлайн-маркетинге, как правило, должны разбираться (хотя бы базово) в вопросах оптимизации (внешней и внутренней) сайтов, уметь налаживать партнерские отношения с другими интернет-проектами, а также проводить информационные (PR) и BTL акции онлайн. Одно из основных требований к такому специалисту — опыт работы в данном направлении. |
Копирайтер |
Тексты вакансий для копирайтеров, как правило, наиболее короткие. Основное требование — абсолютная грамотность речи и умение составлять тексты (рекламные, информационные, слоганы, пресс-релизы и пр.). Среди требований можно встретить знание принципов маркетинговых коммуникаций и законов зрительного восприятия. Чаще всего в требованиях встречается необходимость наличия филологического или журналистского образования. Работодатель обязательно попросит показать портфолио специалиста. |
Ассистент отдела маркетинга |
Как правило, на эти позиции приглашают молодых специалистов без опыта работы, студентов. Позиция, как правило, является трамплином и нацелена не только на облегчение работы менеджеров, но и обучение специалиста на позиции ассистента. Такому сотруднику могут поручаться абсолютно разнообразные задание, в спектре маркетинговой активности отдела. Например, административная поддержка сотрудников отдела маркетинга, работа с документооборотом отдела, проведение мониторингов, базовый анализ информации, логистика проводимых мероприятий и прочее. |
* * *
Данные для формирования обзора рынка труда получены на основе информации сайта HeadHunter (hh.ua) о вакансиях от украинских и международных компаний и резюме специалистов, предложивших свои услуги на рынке труда.
HeadHunter (hh.ua) — международный рекрутинговый портал по поиску работы и персонала, ориентированный на специалистов и менеджеров среднего и высшего звена
Если у Вас есть вопросы, комментарии или предложения к данному исследованию, пожалуйста, обращайтесь в отдел маркетинга и PR компании HeadHunter (HH.UA): +38 044 230 87 39,