27 Окт 2009, 11:19

Headhunter (hh.ua): тенденции рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR

Август стал первым месяцем в 2009 году, когда профессиональная область «Маркетинг/Реклама/PR» вошла в тройку лидеров по количеству предложений от работодателей

Headhunter (hh.ua): тенденции рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR

Август стал первым месяцем в 2009 году, когда профессиональная область «Маркетинг/Реклама/PR» вошла в тройку лидеров по количеству предложений от работодателей, составив 13% от всего объема вакансий и потеснив, таким образом, направление «Бухгалтерия/Финансы». Но уже в сентябре количество вакансий в сфере «Маркетинг/Реклама/PR» снова упало до 8%.

 

Сфера маркетинга традиционно является одной из наиболее насыщенных предложениями от кандидатов. Поэтому неудивительно, что в августе наряду с ростом числа вакансий для этих специалистов произошло увеличение входа резюме, хоть и не столь динамично, как по вакансиям. Уже в сентябре количество открытых вакансий наоборот стало меньше, а новых резюме — практически на том же уровне, что и в предыдущем месяце.

Изучение профессиональной области «Маркетинг/Реклама/PR» показало, что наибольшее количество вакансий здесь размещено в специализации «менеджер по работе с клиентами», а наибольшее количество резюме в специализациях «бренд-менеджмент» и «PR и маркетинговые коммуникации». А вот активность соискателей в 2009 году увеличилась практически в 4 раза (по сравнению с 2008) по всем специализациям.

 

А потенциальный конкурс на одну вакантную позицию — индекс HeadHunter резко вырос в 2009 году в следующих специализациях:


Индекс HeadHunter получается делением количества резюме специалистов, поступивших в определенный период, на количество вакансий, поступивших в этот же период

 

Уровень предлагаемой заработной платы

NB Данные, на основе которых получена информация об уровне заработных плат, не учитывают уровня квалификации искомого кандидата, отрасль и тип компании, демонстрируют общую картину в конкретный период, помогая увидеть тенденции на рынке труда в разные периоды. Данные приведены в национальной валюте — гривнах.

Уровень предлагаемой заработной платы

Позиция

Мин. значение

Медиана

Среднее значение

Макс. значение

Маркетолог

январь-сентябрь 2009

1700

6400

5000

17200

январь-сентябрь 2008

1500

4000

4800

17500

Бренд-менеджер

январь-сентябрь 2009

3000

11 200

10 500

32 000

январь-сентябрь 2008

2500

7100

6750

12 500

PR-менеджер

январь-сентябрь 2009

1000

5000

4200

17 500

январь-сентябрь 2008

1500

5000

4500

20 000

Директор по маркетингу

январь-сентябрь 2009

14600

24 000

24 000

43 000

январь-сентябрь 2008

4000

13 000

12 500

25 000

Менеджер по рекламе

январь-сентябрь 2009

800

5000

4300

15 000

январь-сентябрь 2008

500

3750

3500

12 500

           

Портрет кандидата

Высшее образование — у 89% кандидатов

Свободное владение иностранными языками:

английский — 32%
немецкий — 1,7%
французским — 1%

 

Контент — анализ самых популярных  позиций

ПОЗИЦИЯ

ЧТО ОЖИДАЮТ ОТ СПЕЦИАЛИСТА РАБОТОДАТЕЛИ?

PR менеджер

Функция PR-менеджера, упоминаемая в каждом объявлении — работа со СМИ. Это подразумевает создание информационных поводов, формирование новостного материала (пресс-релизов, статей, комментариев и интервью ключевых фигур) и мониторинг СМИ. Следующая наиболее часто упоминаемая функция — подготовка и проведение внешних мероприятий (пресс-конференции и брифинги, круглые столы, презентации). В порядка 70% вакансий говорится об обеспечении внутрикорпоративных коммуникаций, что включает планирование и проведение внутренних мероприятий (например, праздников), создание и рассылку корпоративной газеты, и информационное наполнение корпоративного сайта компании. В подавляющем большинстве объявлений (80%) упоминается необходимость анализа эффективности PR-деятельности и только в 50% объявлений говорится о функции построения PR-стратегии. В менее чем 20% вакансий упоминаются: поддержка контактов с представителями структурных подразделений; разработка программ социальной ответственности; контроль бюджета PR-кампаний; осуществление PR-деятельности в сети Интернет; взаимодействие с подрядчиками (полиграфии, производители сувенирной продукции). Почти на все вакансии PR-менеджеров (90%) приглашают специалистов с высшим образованием. Чаще — в журналистике, реже — социология, маркетинг, филология и экономика. Очевидно, что единого стандарта в отношении типа образования для данной категории специалистов на рынке не существует.

В большинстве объявлений подчеркивается важность владения английским языком (на высоком или среднем уровне) и уверенное использование компьютерных программ, в частности Excel, Power Point и Word. Среди требуемых специализированных навыков упоминаются: опыт написания пресс-материалов, навыки проведения интервью, презентаций и переговоров; понимание медиа-среды, наличие контактов со СМИ; организационные навыки; грамотность устной и письменной речи.

Аналитик

Существуют разные уровни аналитиков. По части позиций требуется практически только высшее образование (или последние курсы вуза), как правило, в маркетинге, менеджменте или экономике, а также свободное владение офисными программами и минимальный навык поиска и структурирования информации (например, сравнение цен на продукцию или анализ информации СМИ). Это базовые позиции для аналитиков. Другая группа вакансий — для специалистов  в области исследований. Как правило, это специалисты  с социологическим образованием, владеющие инструментами проведения качественных и количественных исследований, умеющие использовать профессиональные программы обработки данных, например SPSS. Еще одна группа аналитиков — аналитики-маркетологи, владеющие не только опытом работы с исследованиями и статистикой, но и готовые выполнять экономический анализ и прогнозирование. По этой группе специалистов одно из основных требований — профильное высшее образование (экономика, маркетинг) и опыт работы на схожей позиции. 

Бренд-менеджер

Позиция, предполагающая функциональные обязанности, схожие с обязанностями маркетинг-менеджера. Однако, в данном случае сотрудник занимается вопросами одного или нескольких ключевых для компании брендов. От специалиста требуется и стратегическая деятельность, и организационно-прикладная. Как правило, это специалисты, понимающие особенности работы самых разнообразных коммуникационных каналов (реклама, BTL, PR и пр.) и инструментов (например, исследовательских, бюджетирования, планирования и оценки эффективности), а также совмещающие в себе качества организатора процессов и людей (например, подрядчиков или команды специалистов) и «родителя» идей, способных послужить новаторскому продвижению бренда. В большинстве объявлений о вакансиях упоминается участие бренд-менеджеров в планировании развития бренда и составлении бюджета, связанного с этим.  При этом почти во всех вакансиях упоминается важность постоянного контроля со стороны бренд-менеджера за эффективностью позиционирования и используемых инструментов продвижения. На эти должности чаще всего приглашают опытных специалистов, которые имеют опыт работы в этой же или схожих отраслях.  В порядка 40% вакансий значится, что специалист на позиции бренд-менеджера должен обладать навыками не только стратегического маркетинга, но и ценообразования  и экономического анализа рынка.

Менеджер по рекламе

Есть вакансии для двух типов менеджеров по рекламе. Говоря простыми словами, для тех, кто ее продает и для тех, кто покупает. В первом случае это вакансии от рекламных агентств и медиа-компаний, которые продают рекламу на площадках клиентов или на своих площадках. В данном случае от менеджера по рекламе, как правило, требуется опыт продажи рекламы, опыт переговоров с клиентами, проведения презентаций, работа с компьютерными программами для ведения базы данных клиентов, умение работать с документами (договора). В функциональные обязанности таких специалистов работодатели зачастую включают планирование процесса привлечения клиентов, планирование продаж.  Плюсом считается опыт работы в этом же направлении продаж, наработанные клиенты.

Во втором случае — внутренний менеджер по рекламе, который отвечает за рекламу своей компании. От специалиста требуются несколько иные навыки и знания. Как правило, работодатели хотят видеть на этой позиции специалиста, который хорошо разбирается в различных рекламных коммуникациях (каналы, форматы), способен подготовить медиаплан размещения рекламы, договориться с подрядчиками (агентства, дизайнеры, изготовители сувенирной продукции), подготовить к передаче необходимые рекламные материалы (макеты, интернет-баннеры), а затем произвести оценку проведенных рекламных кампаний. На позиции менеджеров по рекламе (как в первом, так и во втором случае) компании часто охотно берут молодых специалистов с малым опытом работы.

Менеджер по маркетингу

Изучение вакансий для этого типа специалистов еще раз подтвердило факт, что вакансию нужно выбирать не по названию, а по описанию. Компании очень по-разному видят менеджера по маркетингу в своих структурах. Однако можно выделить две основные группы вакансий. Первая — менеджеру по маркетингу, преимущественно занимающиеся маркетинговыми коммуникациями — определение целевых аудиторий, создание коммуникационных посылов, определение форматов и каналов донесения информации. В основе деятельности — планирование и реализация рекламных кампаний и акций, проведение мероприятий, подготовка сувенирной продукции, создание рекламных текстов и пр.  Вторые — менеджеры по маркетингу с серьезной экономической составляющей. Среди требований к таким специалистам — умение организовывать профессиональные исследования рынка и анализировать экономическую информацию, связанную с продуктом или компанией в целом. Гораздо чаще, чем несколько лет назад, работодатели предъявляют среди обязательных требований к кандидатам наличие специализированного маркетингового образования у кандидатов. На позицию менеджера, как правило, приглашают специалистов с минимум 2 годами работы в маркетинговой сфере.

Руководитель отдела маркетинга/рекламы

В подавляющем большинстве вакансий для этих специалистов упоминается долгосрочное и краткосрочное маркетинговое планирование, бюджетирование и оценка эффективности маркетинговой деятельности в целом и отдельных проектов в частности (например, вывод нового продукта на рынок).

В качестве цели деятельности этих специалистов в более чем половине вакансий упоминается повышение доходности компании и ее конкурентоспособности. Как правило, на эти позиции приглашают специалистов с 3-5 летним опытом работы и опытом управления.

Trade Marketing менеджер

Вакансия с таким названием в подавляющем большинстве случаев встречается в крупных международных компаниях.  Основные задачи — продвижение продукта по торговым каналам, включая проведение и контроль промо акций, рекламных кампаний в точках продаж. Основная задача — повышение продаж, увеличение доли рынка.

Как правило, эти специалисты должны свободно владеть английским языком, уметь готовить аналитические отчеты и планировать деятельность, нацеленную на увеличение продаж за счет инструментов торгового маркетинга. 

Директор по маркетингу

Во всех вакансиях для директоров по маркетингу предполагается, что специалист прошел минимум 5-летний опыт работы в этой сфере, имеет порядка 3 лет опыта управления в сфере маркетинга, отлично разбирается во всех инструментах маркетинга (анализ, выработка стратегий, продвижение, оценка эффективности).

Особенный акцент делается на функциях внешней и внутренней диагностики,  разработке ценовой, продуктовой и коммуникационной политики. В некоторых вакансиях упоминается и разработка политики продаж. Одно из наиболее часто встречающихся требований — организация системы контроллинга выполнения маркетинговых задач, обоснование маркетинговой деятельности и ее бюджетирование.

Менеджер по онлайн-маркетингу

Достаточно новая позиция на рыке труда. Как правило, среди требований к этому специалисту — понимание особенностей интернет-рекламы (баннерная, контекстная и пр.), умение планировать рекламные кампании в сети и оценивать их эффективность. Кроме того, специалисты в онлайн-маркетинге, как правило, должны разбираться (хотя бы базово) в вопросах оптимизации (внешней и внутренней) сайтов, уметь налаживать партнерские отношения с другими интернет-проектами, а также проводить информационные (PR) и BTL акции онлайн. Одно из основных требований к такому специалисту — опыт работы в данном направлении.

Копирайтер

Тексты вакансий для копирайтеров, как правило, наиболее короткие. Основное требование — абсолютная грамотность речи и умение составлять тексты (рекламные, информационные, слоганы, пресс-релизы и пр.). Среди требований можно встретить знание принципов маркетинговых коммуникаций и законов зрительного восприятия. Чаще всего в требованиях встречается необходимость наличия филологического или журналистского образования. Работодатель обязательно попросит показать портфолио специалиста.

Ассистент отдела маркетинга

Как правило, на эти позиции приглашают молодых специалистов без опыта работы, студентов. Позиция, как правило, является трамплином и нацелена не только на облегчение работы менеджеров, но и обучение специалиста на позиции ассистента. Такому сотруднику могут поручаться абсолютно разнообразные задание, в спектре маркетинговой активности отдела. Например, административная поддержка сотрудников отдела маркетинга, работа с документооборотом отдела, проведение мониторингов, базовый анализ информации, логистика проводимых мероприятий и прочее.

 

* * *

Данные для формирования обзора рынка труда получены на основе информации сайта HeadHunter (hh.ua) о вакансиях от украинских и международных компаний и резюме специалистов, предложивших свои услуги на рынке труда.

HeadHunter (hh.ua) — международный рекрутинговый портал по поиску работы и персонала, ориентированный на специалистов и менеджеров среднего и высшего звена

Если у Вас есть вопросы, комментарии или предложения к данному исследованию, пожалуйста, обращайтесь в отдел маркетинга и PR компании HeadHunter (HH.UA): +38 044 230 87 39,

Расскажите друзьям про новость

Новое видео