02 Апр 2021, 12:05

Google дал советы, как определить дезинформацию в интернете

Сегодня, 2 апреля, отмечается Международный день проверки фактов (International Fact Checking Day).

Пандемия COVID-19. Выборы во всем мире. У людей, которые проверяют факты, был напряженный год — за последние 12 месяцев было опубликовано более 50 000 проверок фактов, которые появились в Google Новости и Поиске. Эти проверки фактов получили примерно 2,4 миллиарда показов только в Поиске с апреля 2020 года.

Растущий объем внешних исследований предполагает, что проверка фактов может помочь противостоять лжи. В новом отчете, поддержанном Инициативой Google Новости, опубликованном на этой неделе, исследователи Итан Портер, Томас Вуд и Ямил Велес обнаружили, что правки в формате проверки фактов устраняют последствия дезинформации относительно вакцины COVID-19.

Однако проверка фактов касается не только профессионалов. Ежедневно люди ищут доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть информацию, по поводу которой которой они не уверены. В течение последних 12 месяцев поисковые запросы Google «правда ли, что …» были выше, чем «как готовить хлеб», и это говорит о чем-то, учитывая прошлогоднее увлечение выпечкой.

К Международному дню проверки фактов Google дал пять простых советов, которые помогут задать правильные вопросы, чтобы лучше определять дезинформацию в Интернете.

Узнайте больше об источнике

Вы когда-нибудь встречали удивительную историю с сайта, о котором вы никогда не слышали? Сначала проверьте информацию относительно самого сайта. После поиска сайта вы можете нажать на его значок меню, чтобы узнать больше о результате (пока только на английском языке в США).

Если нажать на результат, вы сможете увидеть, как сайт описывает себя на своей странице, но, возможно, вы захотите получить другое мнение. Вы можете сделать это, попросив Google удалить результаты с самого домена. Запрос должен выглядеть примерно так: about youtube -site: youtube.com. Хотите еще больше уточнить свой поиск? Найдите больше советов на странице поддержки.

Убедитесь в том, изображение в правильном контексте.

Картина стоит 1000 слов, как гласит старая поговорка. Но фото можно вырвать из контекста или отредактировать, чтобы ввести в заблуждение. Вы можете искать изображение, щелкнув правой кнопкой мыши на фотографию и выбрав «Найти картинку в Google». Вы можете сделать то же на мобильном телефоне, коснувшись и удерживая изображение. Это запустит поиск изображения, чтобы проверить, появлялось ли оно ранее в Интернете, и в каком контексте, чтобы вы могли увидеть, не было ли оно отредактировано.

Ищите новости

Что лучше, чем один источник? Несколько! Посмотрите, как (и если) разные информационные издания сообщают об одном и том же событии, чтобы вы могли получить полную картину. Перейдите в режим новостей или ищите тему на news.google.com. Не забудьте нажать на «Просмотреть все публикации», если эта опция доступна.

Обратитесь к фактчекерив

Возможно, люди, проверяющие факты, уже обращались к той случайной истории, которую ваш дядя прислал вам в групповом чате — или к подобной, которая укажет вам правильное направление, чтобы узнать, что произошло на самом деле. Попробуйте поискать тему в Fact Check Explorer, который содержит более 100 000 проверок фактов от авторитетных издателей со всего мира.

Для подтверждения местонахождения используйте Google Планета Земля или Street View

Неправдивые истории о событиях, происходящих в далеких местах, могут распространяться из-за того, что мы не знакомы с их местоположением. Если вы хотите понять, действительно ли эта фотография с места, где утверждается она сделана, попробуйте проверить это место на Google Планета Земля или в режиме Просмотр улиц на Картах Google.

Скажем, ваш друг присылает вам историю о прогулке снежного человека у Эйфелевой башни в Париже, Франция. Поиск Эйфелевой башни на Street View как минимум подтвердит, что на башне нет большой красной ковбойской шляпы вверху (как в Париже, штат Техас). Если эта часть не выдерживает проверку, остальная часть истории также может быть фальшивкой.

Недавно Google выделил 3 миллиона долларов на журналистские усилия для проверки фактов дезинформации относительно процесса иммунизации против COVID-19, сосредоточившись на проектах, которые имеют целью охватить наиболее уязвимую с точки зрения дезинформации аудиторию. Компания также начала GNI University Verification Challenge по всей Азии, чтобы помочь научить навыкам проверки фактов студентов журналистов. Кроме этого, Google.org помогла некоммерческой организации Full Fact за счет грантового финансирования и семи штатных специалистов инженеров, которые работали pro bono, увеличить количество обнаруженных претензий.

Чтобы получить больше советов и лучших практик, ознакомьтесь с ресурсами, собранными Международной сетью проверки фактов на веб-сайте  factcheckingday.com. А если вы журналист, посетите GNI Training Center.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео