Газетный рынок в Швеции сократится в 2025 году
Несмотря на прибыльность, шведские издания увольняют 300 журналисток, пишет taz.de. Акцент смещается на онлайн-модель. Печатные СМИ превращаются в дополнения к сайтам.
«Мы должны это сделать сейчас, чтобы гарантировать себе будущее, — говорит Йан Хэлин главный редактор самой тиражной шведской газеты Aftonbladet и одновременно самого крупного онлайн-СМИ страны — В конце концов мы живем в мире экономики».
Собственник, норвежское издательство Schibsted, сообщило на прошлой неделе об увольнении пятой части части из 323 редакторов Aftonbladet. О сокращениях в журналистском секторе одновременно заявили различные СМИ шведского издательства Bonnier. В общей сложности должно быть сокращено около 300 журналисток.
Сокращения происходят не из-за того, что отрасль в кризисе. Все названные издательства прибыльные. Но в последнее время их прибыль сокращается — главным образом из-за неуклонно снижающихся тиражей.
15 лет назад в Швеции в среднем продавалось 5 млн газет ежедневно, сейчас только 3,5. Доля населения, которая выписывала газеты, или по крайней мере покупала хотя бы одно издание пять раз в неделю, снизилась с 77 до 63 процентов. Поскольку растет поколение, в котором будет слишком мало читателей печатной продукции, скорость сокращения может увеличиться еще больше.
«Ментальные и культурые изменения»
Для Aftonbladet сокращения численности связаны с полной перестройкой работы, говорит главный редактор: «Это культурные и ментальные перемены». Главный вопрос для редакции теперь не «что у нас выйдет завтра»? В будущем доминирует принцип: «сначала в онлайн. Газету делаем потом». Реальность такова, что уже сегодня в Интернете можно получить больше читателей, чем с отпечатанной газетой — а в случае с Aftonbladet онлайн уже несколько лет приносит прибыль.
Исследователи прогонозируют, что при нынешних темпах развития отрасли последняя печатная газета в Швеции выйдет в 2025 году. Йан Хэлин так далеко не заглядывает: «Все, что я могу сказать, что через пять лет печатная Aftonbladet еще будет выходить. Но выглядеть это будет по-другому: акцент будет сделан не на сообщении новостей».
Такие изменения станут решающими, считает аналитик Олле Лидбом: «если люди не покупают, зачем им предлагать то, что не имеет ценности». Будущее у печатных СМИ, которые сосредоточены на аналитике, подробных репортажах и журналистике расследований. Печатные газеты станут прежде всего дополнением к онлайн-предложению, а не наоборот.