08 Окт 2015, 07:26

Факты, как создаются «Факты»

О сложном механизме производства теленовостей для бренда с 15-летней историей — продюсер информационной службы канала ICTV Юлия Коник.

На экране зритель всегда видит красивую картинку – и часто даже не подозревает, какой труд за ней стоит. О том, как работает крайне сложный механизм производства теленовостей и в чем успех «Фактов», новостного бренда с 15-летней историей, – рассказывает продюсер информационной службы канала ICTV Юлия Коник.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Личная карьерная история и скилы 

По образованию Юлия гуманитарий, преподаватель педагогики и психологии, но попав на телевидение, целенаправленно овладевала новыми для себя знаниями на практике, дотошно изучала каждую мелочь, связанную с телепроизводством, а в дальнейшем получила еще одно высшее образование по специальности «продюсирование шоу-бизнеса». Убеждена, что рецепт производства новостей состоит из многих составляющих, но в основе, как и в любом деле — сильная неравнодушная команда профессионалов, готовых каждый день с полной самоотдачей творить и совершенствоваться.  

Все на своих местах

Телевидение для многих – манящий яркий луч с красивыми ведущими, создающий иллюзию «вечного праздника». В реалиях все процессы на телеканале подчинены утвержденным правилам и требованиям, которые  внешне ничем не отличаются от обычного предприятия. Разница лишь в том, что график работы не от звонка до звонка, скорее это круглосуточный жизненный водоворот, где каждая программа имеет свою технологическую цепочку производства, и новости – не исключение. Для того чтобы телезритель увидел 9 выпусков программы «Факты», ежедневно с 4 утра и до глубокой ночи работает информационная служба новостей, в состав которой входит более 100 человек – журналистов, режиссеров, редакторов, региональные корпункты, международный и спортивный отделы. 

Весь механизм создания программы был бы неработоспособным без творческого взаимодействия с операторами, инженерами, без грамотно организованного процесса координаторами, без умелых рук гримеров, быстрых и одновременно аккуратных водителей, без щепетильной и внимательной архивной службы. По сути, каждый сотрудник канала, прямо или косвенно, причастен к нашей программе. Поэтому цифра в 100 человек будет некорректной. Это маленькая фабрика, где все люди взаимосвязаны, где каждый процесс имеет свой алгоритм.

Для того, чтобы рассказать, кто что делает, в какой последовательности и какими усилиями – не хватит учебника. И, если честно, то никакой алгоритм не будет работать, если не состоялось грамотное делегирование полномочий на тех, кто знает толк в своей деятельности.  Те, кто попадает в закулисье, становятся зрителями или участниками синхронного театрального действа в ритме vivo-prestissimo.

Продюсер – как сантехник – пока кран не течет, его никто не замечает. Для того чтобы телезритель увидел  9 выпусков программы «Факты», ежедневно с 4 утра и до глубокой ночи работает информационная служба новостей, в состав которой входит более 100 человек – журналистов, режиссеров, редакторов, региональные корпункты, международный и спортивный отделы.

Юлия Коник
продюсер информационной службы канала ICTV

При этом никакой статики, никакой рутины ежедневно повторяющейся работы, потому что мы все зависим от событий в стране и в мире, и готовы отреагировать на внесенные жизнью коррективы круглосуточно. Так было не раз – политические события, катастрофы, события на Майдане 2004 года и Революция Достоинства, крымские и нынешние события в зоне АТО. В такие моменты мы моментально отбрасываем свои планы и мобилизуемся на выполнение оперативных задач – остаться на ночное дежурство, найти горячее видео, организовать включение с места событий, выйти незапланированно в эфир, выехать на случившееся независимо от того, спортивный ты журналист, международник или твоя страсть – культура. В этот момент мы забываем, что приехали в 5 утра, и смена уже давно закончилась, что полчаса назад планировали выйти на обед, подчас даже не выезжаешь домой спать – в этот момент события поглощают всецело, и все мысли и действия направлены на результат. 

Но лучшая импровизация, конечно же, подготовленная импровизация. Поэтому как бы там ни было, мы плановое хозяйство, где каждый творчески и неравнодушно занимается своим делом: редактора и журналисты работают над злободневными темами, выезжают на съемки, готовят сюжеты в эфир, редактора-координаторы оперативно информируют, планируют выезды и деятельность журналистов, режиссеры помогают с подбором видео и музыки, включаясь в процесс монтажа, и управляют подготовкой и проведением прямого эфира, литературные редактора вычитывают материалы на грамотность, есть еще редакторы бегущей строки и информационные редакторы. У каждого свой функционал. И все это творческое действо совершается ежедневно под управлением главного редактора Фроляк Елены. А продюсер во всем этом процессе – руки, создающие комфортные условия для работы — юридические, финансовые, технические, коммуникативные.

Это маленькая фабрика, где все люди взаимосвязаны, где каждый процесс имеет свой алгоритм. Но никакой алгоритм не будет работать, если не состоялось грамотное делегирование полномочий на тех, кто знает толк в своей деятельности.  Те, кто попадает в закулисье, становятся зрителями или участниками синхронного театрального действа в ритме vivo-prestissimo. 

Юлия Коник
продюсер информационной службы канала ICTV

Налаженный тыл в регионах и не только

Наравне с киевскими журналистами, не могу не отметить нашу региональную корсеть. У нас на сегодня 10 корпунктов и хорошая стрингерская группа. Здесь своя кухня, и киевские редакторы регионального отдела успевают обработать и подготовить на каждый выпуск огромное количество материалов, которые приходят из регионов – иногда выпуск наполовину состоит из региональных сюжетов, и региональному редактору надо принять видео, вычитать, смонтировать материалы из нескольких регионов. Журналист в регионе в свою очередь – как центр коммуникаций, от него зависит сотрудничество с административными и силовыми структурами в регионе, оперативное информирование редакции, при этом, выполняя журналистские обязанности, он еще и менеджер в своем маленьком коллективе, аналитик и редактор в одном лице – он должен знать все, что в этой области происходит, быстро реагировать на события в регионе. 

Успех новостей – именно в оперативном информировании зрителя. И корпункты в этом успехе – активные составляющие. У нас на сегодня 10 корпунктов и хорошая стрингерская группа. 

Юлия Коник
продюсер информационной службы канала ICTV

15- летние «Факты» воспитали довольно сильную команду профессионалов,  многие сейчас работают в зарубежных компаниях. Такой своеобразной кузницей кадров у нас является международный отдел во главе с ветераном-международником Гетьманом Андреем. Сегодня под его началом работают 4 прекрасные леди, которые анализируют картину мира и готовят на выпуски очень обстоятельные аналитические сюжеты.

Отличительной особенностью «Фактов» является сохранившийся блок спортивных новостей. На сегодняшний день многие каналы отказались от спортивных редакций. На это есть масса причин, начиная от нерентабельности производства данного продукта и заканчивая снизившимся интересом к спортивным событиям. Но новости не могут быть новостями, если мы не будем рассказывать о спортивных достижениях страны, о событиях мирового масштаба в мире футбола, хоккея, бокса, а если помнить, что любой телевизионный продукт формирует сознание и образ жизни зрителя, то мы стараемся в спортивных сюжетах закладывать в подсознании стремление к здоровому образу жизни. Поэтому каждое утро специальный блок спортивных новостей от Ковальского Андрея или Цимбалюка Славы радует своего зрителя.

Планирование, или семь раз отмерь

Реализация любого проекта без финансов не бывает. Составление нашего «семейного бюджета» начинается с тривиальных бюрократических догм – планирование на год вперед всех направлений деятельности и учет предыдущих затрат. Составляя бюджет, мы заранее собираем пожелания всех подразделений о сервисах, которыми они хотят пользоваться в следующем году, при этом помогает опыт, наработанные годами связи с поставщиками разного рода услуг и немного интуиции – весь этот букет рождает приближенный к реальности бюджет программы. А дальше важно заключить необходимые контракты или продлить уже существующие с партнерами. И начинаем тратить. Но даже в такой трате важен творческий подход.

Какое моральное удовольствие, когда экономно, но качественно получаешь услугу – например, найти хороший отель в красивом месте за «недорого», чтобы в командировке съемочной группе было комфортно и ничто не отвлекало на рутину бытия, закупить новые технические средства, которые позволяют оперативно выходить в эфир, найти возможность и договориться о включении в прямой эфир с «горячего» события или заполучить эксклюзивное видео по приемлемой цене, а то и бесплатно. Невозможно уже разделить, где заканчивается работа и начинается отдых – очень часто делаю пометки, что это может понадобиться, а здесь неплохо остановиться съемочной группе, а вот это видео может быть использовано в выпуске. Так получилось даже этим летом, с сотрудницей планировали совместный отпуск на Балатоне, и настолько влюбились в описание местности, что решили привезти материал о лавандовом полуострове Тихань – подружились с посольством, нашли массу новых друзей, которые нам помогали при съемках, снимали самостоятельно без оператора, взяв с собой видеокамеру, и зритель увидел маленькую сказку о венгерских красотах. 

В фильме «Хвост виляет собакой» звучит фраза о том, что продюсер – как сантехник – пока кран не течет, его никто не замечает. Но вот когда что-то происходит не так, тогда все обращают внимание на упущение продюсера. Конечно, сложно, когда приходится читать мысли и догадываться о том, что творческий человек не произнес вслух, вынашивая свой замысел или свою проблему – тогда расстраиваюсь вдвойне, что не догадалась и не смогла донести до человека, что «мы рождены, чтоб сказку сделать былью». К счастью, такие моменты незнания и непонимания редки и коммуникации всегда продуктивны.

Имидж международных телемостов

Очень интересна работа по организации и проведению телемарафонов и телемостов. Интересна и сложна одновременно. Конечно, это требует больших нервных затрат, но такого рода работа дарит неповторимый драйв. 12 лет подряд команда нашего телеканала организовывает  и обеспечивает телевизионную трансляцию и проведение телемостов на одном из самых крупных форумов Европы – Форуме европейской стратегии YES.

Иногда приходилось за одну ночь успеть организовать и провести технические пробы, чтобы утром все прошло красиво и качественно. И опять же выручает команда – теперь это уже сборная из нескольких подрядчиков, так как с увеличением границ самого форума и задач трансляции, нас стало в команде намного больше – это уже не 5 человек, как было на первых форумах, а 50. Но есть костяк, который работает с первого форума много лет и понимает любой нюанс с полуслова – это главный оператор Соловьев Сергей, линейный продюсер Матченко Руслан, инженер Негода Валентин.

Я присоединилась к их команде 10 лет назад, начав с обычного администратора по обеспечению спутниковых включений для всех приглашенных СМИ, затем добавились телемосты, а следовательно появились новые обязанности и новые люди, а последние несколько лет меня приглашают исполнительным продюсером на это мероприятие для обеспечения телевизионной съемки, трансляций и телемостов.  Это живая работа, где за 3 дня ты проживаешь по ощущениям месяц, насыщенный действующими лицами и технологическими задачами. Самая приятная отметка в такой работе, когда сложное нерешаемое становится  свершившимся фактом и организаторы подходят только со словами благодарности, когда сразу по окончании нынешнего события хочется готовиться к следующему форуму с этим же составом людей , когда новички заболевают нашим вирусом энтузиазма и становятся составной частью команды, когда руководитель ПТС, прощаясь, говорит: «Вы знаете, с вами всегда очень комфортно работать». 

Никакой фальши

В работе, как и в жизни, надо быть честным, ответственным и порядочным. 

У каждого есть выбор – с кем работать, как и что делать, какими методами идти к результату. При этом выбор зрителя, что смотреть – самый простой – всегда можно взять в руки пульт и выключить то, что раздражает или чему не веришь. Только совесть выключить нельзя, поэтому предпочитаю жить с ней в ладах и делать то, за что не будет стыдно. «Фактам» всегда верила еще до прихода на телевиденье. И сегодня горжусь, что когда-то 13 лет назад была принята в команду ICTV. 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео