13 Окт 2008, 13:30

Евгений Чичваркин,председатель совета директоров «Евросети»

Евгений Чичваркин,председатель совета директоров «Евросети»

Председатель совета директоров «Евросети» ЕВГЕНИЙ ЧИЧВАРКИН рассказал корреспонденту АНТОНУ БУРСАКУ, что ждет ритейл в период кризиса и что означает для рынка возможная сделка по приобретению 49% «Евросети» «ВымпелКомом».

 

— С чем было связано решение открыть магазин в Южной Осетии?

— Мы были на встрече с [президентом России] Дмитрием Медведевым, на которой он попросил российские компании посодействовать восстановлению Южной Осетии. Мы пообещали быть первыми, как были первыми на Дальнем Востоке, в Анадыре, в Грозном. Благодаря содействию южноосетинских властей нам удалось открыть магазин за две недели. Это очень хороший срок. Кроме того, там начал работать благотворительный фонд помощи детям «Евро­сеть». Открытие магазина в Цхинвале было не политическим, а коммерческим решением. Там более 35 тыс. пользователей сотовой связи, и мы ожидаем, что наш магазин будет коммерчески успешным.

 

— Почему вы продали компанию?

— У нас были опасения, что в конце ноября, когда нам нужны будут средства на покупку товара к новому году и погашение кредита, мы не сможем перефинансироваться. То есть причины продажи исключительно экономические. Роль капитана, который, гордо стоя на мостике, отправляется на дно вместе с кораблем, конечно, замечательная, но я не для того 12 лет ее создавал. Вы считаете, что после покупки «Евросети» структурами Александра Мамута компания находится в безопасности? Мы в лучшем положении, чем остальные игроки. У нового акционера устойчивый, понятный бизнес и есть возможность привлечь средства.

 

— Намерены ли вы остаться в «Евро­сети» после того, как перестали быть ее акцио­нером?

— Я планирую остаться в компании как минимум год, возможно, и дольше.

 

— Каков ваш прогноз по поводу положения сотовых ритейлеров в условиях кризиса?

— Конфигурация рынка поменяется. Думаю, до конца года не останется ни одного независимого ритейлера. Крупные компании скорее всего продадут значительные пакеты акций сотовым операторам.

 

— «ВымпелКом» подал в ФАС заявку на приобретение 49% акций «Евросети». Возможен ли сценарий, при котором ваши салоны будут переформатированы в монобрендовые магазины «ВымпелКома»?

— Монобренд — это очень плохая идея, и переход на продажи только контрактов «ВымпелКома» ослабит компанию. И «ВымпелКом» это понимает.

 

— По официально неподтвержденной информации, Altimo совместно с ВТБ собирается купить долю еще в одном крупном ритейлере — «Связном». Таким образом, опосредованно она будет контролировать двух крупнейших сотовых ритейлеров в стране. Может ли ФАС воспрепятствовать сделке?

— В России всего около 20 тыс. салонов. Из них у «Связного» — 1,5 тыс. и у «Евросети» — 4,4 тыс. То есть вместе порядка 6 тыс. салонов. Так что нельзя будет говорить о монополии.

 

— А что даст «ВымпелКому» покупка доли в ритейлере?

— Можно, например, хорошо сократить затраты на маркетинг. Когда у тебя 5 тыс. салонов в стране, зачем тратить деньги на ТВ?

 

— А как вы думаете, что будут делать в этой ситуации «МегаФон» и МТС?

— Они могут пойти несколькими путями: развивать розничное направление самостоятельно или купить кого-то из игроков сотового ритейла. Кроме того, Altimo вообще-то еще владеет долей в «МегаФоне».

 

— Кризис потребления возможен в России?

— Мы надеемся, что регуляторы не позволят кризису дойти до потребления, что пенсии и зарплаты как росли, так и будут расти. Хочется верить, что реальный рост доходов, может быть, не будет таким большим, как раньше, но он будет. Мы ждем сильной поддержки по ликвидности. Меры, которые объявлены, могут спасти рынок, если они будут немедленно выполнены или хотя бы если весь рынок будет наблюдать, что они уже выполняются. Ситуация может улучшиться даже до попадания физических денег на рынок. Даже на ожиданиях нервозность спадет.

 

— Что дальше ждет «Евросеть»?

— Компания будет развиваться. Мы будем делать наш сервис еще лучше. Также мы планируем открыть в 2008 году около 170 объектов в Москве и около 200 точек в регионах. Правда, при этом мы будем закрывать наименее прибыльные магазины. Кризис может способствовать тому, что розничные компании, специализирующиеся на торговле одеждой и аксессуарами, будут сокращать торговые площади — в результате стоимость аренды в торговых центрах будет «высыхать», что позволит нам сократить затраты. Кроме того, он позволит нам собрать с рынка лучших людей за счет того, что их зарплата в конкурирующих компаниях может падать. В будущем, когда кризис закончится, банковская система восстановится, хорошо будет развиваться финансовая розница.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео