Елена Деревянко о соперничестве в пиаре
Эмоциональное соперничество представительниц прекрасной половины человечества в PR-отрасли редко мотивировано сугубо факторами конкурентной борьбы. На рынке много места, количество достойных специалистов и работодателей сопоставимо. А количество серьезных аутсорсинговых агентств и вовсе намного меньше, чем интересных клиентов.
И если эмоциональная составляющая и присутствует, то в основном в силу личной антипатии или специфической формы местничества, и мало влияет на расстановку сил на рынке. Чаще всего встречаются такие типовые ситуации:
"Торжество волюнтаризма". Руководитель (владелец/топ-менеджер) организации нанимает возглавляемое женщиной агентство по своему усмотрению, а не по инициативе внутреннего PR-специалиста. (мое мнение: ситуация этически недопустимая, но часто встречающаяся). При оптимистическом сценарии "профессиональный специалист плюс профессиональное агентство", чаще всего эмоции отходят на второй план, и начинается продуктивная работа. Но если одна из сторон ориентирована не на результат, а на позиционирование себя в процессе, возникает то самое женское соперничество — в самых извращенных формах. Побеждает, как правило, штатная сотрудница, хотя известны и обратные примеры.
"Фаворитка". Корпоративный PR-специалист находит (точечно выбирает или отбирает на условиях тендера) возглавляемое женщиной аутсорсинговое агентство, и "приводит" его в компанию. Казалось бы, работать бы всем да зарабатывать деньги и авторитет. Но! В топ-менеджменте компании есть близкая "первому лицу" женщина, которая связана с ним либо общим карьерным путем, либо отношениями. И она, боясь за свое влияние, начинает выживать агентство — разными иззвестными всем способами. Мало у какого "первого лица" не сдает терпение. Увы, чаще всего агентство уходит — иногда вместе со штатным сотрудником.
"Дуэль". Разновидность второй ситуации — на этот раз без агентства. В компанию просто приходит эффектная женщина PR-специалист, и становится объектом травли "фаворитки". В этой ситуации многое зависит от внутренней мотивации новенькой. Она либо сдается и уходит, либо заставляет себя уважать и создает внутри компании свою "зону безопасности", либо … становится новой фавориткой. Каждая действует в тех пределах, которые определены ее нравственными императивами.
"Банка с пауками". Игра на выживание по горизонтали или по мини-вертикали — женские склоки внутри PR-агентства или PR-подразделения между сотрудниками одного или смежных уровней организационной структуры.
"Дурной глаз". Эмоциональное напряжение между публичными PR-специалистами часто имеет форму некоей салонной школы злословия — взаимные шпильки на конференциях, сплетни-слухи в кулуарах и в блогосфере, или просто попытка сжечь горящим взором ненавистную оппонентку. Абсолютно безобидно, и даже придает пикантности церемонному и пресному деловому общению.
За долгие годы успешной профессиональной жизни доводилось видеть разное. Однажды довелось заниматься PR-сопровождением бизнеса одного олигарха-light. Импозантный мужчина, в добизнесовые времена воспитан в закрытом правоохранительном учреждении, внешне образцовый семьянин, человек с добрым взглядом бультерьера, персональной репутацией которого занималась прочно занявшая оборону фаворитка. Вела она себя, как мадам де Монтеспан при Людовике-Солнце: выжигала напалмом территорию вокруг "своего мужчины", каждую женщину приятной наружности рассматривала, как личного врага. Мы счастливо работали в этой компании, занимаясь маркетинговыми коммуникациями, ровно до того момента, пока у нее не возникла нужда в агентстве для нужд персонального PR "первого лица". Состоялось личное знакомство, и по понятным причинам на следующий год наш контракт не продлили, несмотря на перевыполнение нашим агентством всех взятых на себя обязательств.
В то же время, не женскими интригами едиными примечательна PR-индустрия. Это миф, что противоположной половине человечества сие не присуще. К сожалению, в наше время мужчины склонны к интригам, сплетням, зависти ничуть не меньше, чем женщины. На нашем рынке так называемый "сильный пол" сконцентрирован в политическом PR. И, как правило, очень нервничает, видя женщин-политконсультантов на территории, которую считают своей. Особенно, когда "политконсультантшам" достаются клиенты крупнее и победы случаются поярче.
Но в бизнесе и на дороге гендерная принадлежность значения не имеет. Я с равным удовольствием одержу честную победу в бою за клиента и над агентством с руководителем-женщиной, и над агентством с руководителем-мужчиной. От соперничества с внутренними PR-специалистами предохраняет привычка не "заходить" в компанию через их голову. Ну, а большинство "фавориток", видимо, успокаивают мои "глаза счастливо замужней женщины". Против каждого лома есть свой прием.