Последние десять лет я руковожу School of Visual Communication, школой графического дизайна, и знаю, что многие из тех, кто сегодня идет в дизайн, следуют за своей мечтой, хотят реализации своего таланта. Придумывать, создавать, творить — это здорово, это то, что есть у всех нас с момента нашего рождения, благодаря этому качеству мы выживаем в быстро изменяемом мире и трансформируем жизненную силу в то, что хочется. Или в то, что нужно. Но одно дело, утром на кухне творчески жарить омлет и другое — работать дизайнером full-time в студии. В первом случае речь идёт о проявлении собственной природы, во втором — об интересной, но сложной профессии, которая как и любая другая, подходит далеко не каждому. Хорошо бы это понимать «на входе», чтобы снизить разочарование и непродуктивную деятельность впоследствии.
Расставляем акценты
Первое, стоит честно ответить себе на вопрос — зачем вам это нужно?
Важно понимать, какая конечная цель стоит за выбором: получить работу и зарабатывать этим деньги, или использовать художественные методы как средства для реализации авторских идей?
Художник — это в большей степени про личность, про человека, его восприятие жизни, работа с идеями и смыслами и потом уже — формальное ремесло. Дизайнер, это про профессию, ремесло в большей степени, и потом — про самовыражение личности. В обоих случаях мы имеем дело с общей основой, творческой природой человека, но распоряжаемся ею по-разному, по-разному выставляем акценты.
Слова design, art, «техника», «машина», «искусство» обладают тесной связью: каждое из них немыслимо без других, все они уходят корнями в одну и ту же позицию по отношению к миру, но в разные исторические периоды занимали различные позиции друг к другу. К примеру, в период промышленных революций мир искусства резко противопоставлялся миру машин, и дизайн возник как средство преодоления этих противоречий.
Сегодня термином «дизайн» обозначается точка пересечения двух областей мышления: научного, технического, количественного и — оценочного, художественного, качественного.
Как снизить степень конфликтности?
Европейские образовательные системы учитывают объективные различия и объединяют эти позиции в своих программах подготовки креативных специалистов. Большинство ВУЗов Британии, Франции, Германии, Польши растят artist — художника, понимая это значение шире, чем принято в Украине. Развитие компетенций креативного специалиста происходят не в рамках конкретной профессии, а в рамках дискурса современной глобальной культуры. Комплексные и взаимодополняющие предметы и дисциплины формируют у студента видение, что покинув стены любимой alma mater, он будет работать в едином мультикультурном пространстве и нужно будет налаживать диалог в той сфере, которую ему хотелось бы развивать и в которой хотелось бы делать карьеру.
Базовые мифы о дизайне и дизайнерах
Французские структуралисты считают, что противоречия общества, порождённые несоответствием представлений о жизни и тем, что есть в реальности, легко сглаживаются использованием различного рода, мифов.
Первый миф о дизайне, что делать дизайн — легко, и каждый сможет, после того, как пройдет пару видеоуроков по Photoshop или окончит короткие курсы.
Это не так. Мало кто задумывается о том, что выбирая дизайн в качестве своего дела, он совершает шаг в пропасть бесконечного обучения. Нельзя стать хорошим дизайнером однажды окончив курсы. За рубежом дизайну учатся не менее пяти лет и параллельно этому существует множество возможностей по дополнительному образованию.
Дизайн мультидисциплинарен по сути и на освоение каждого из предметов уходят годы учебы и такие же годы — на оттачивание на практике полученных знаний.
Работа дизайнера должна учитывать не только художественно-проектировочные дисциплины и гуманитарные науки, психологию, социологию, антропологию, но включать в себя хорошую бизнес основу, зависимость дизайна от технологий, компьютерные программы, плюс добавим специфику работы — в дизайне каждый клиентский заказ уникален, и ни один из них нельзя сделать по лекалу предыдущего, в итоге, приходим к осознанию, что учиться будем всю жизнь. Вы готовы связать свою жизнь с постоянной учёбой? Если «да», есть смысл начать прямо сейчас, время пошло…
Еще одно заблуждение — дизайнер вечный юнец, художник и весельчак, способный выдавать по тысяче классных идей на день.
Нам в Украине, в условиях молодого дизайнерского рынка и соответственно, молодых специалистов, достаточно сложно представить картину, что дизайнеру задающему тренды и темпоритм в профессии может быть как Philippe Apeloig 55 лет, или как Peter Saville и David Carson, каждому по 65 лет, или как Erik Spiekermann 70 лет. Что физическая молодость для заказчика скорее недостаток, чем достоинство при выборе — кому доверить заказ (читайте свою проблему). Репутация и опыт не пустые слова, каждый год работы дизайнера, это показатель мастерства и способность к более качественной проработке дизайнерского решения.
Нетрудно догадаться, кто сможет осмыслить, проработать и предложить лучшее решение — двадцатилетний, начинающий дизайнер со своим умением нажимать на кнопочки в Photoshop или пятидесятилетний мастер, учитывающий взаимовлияющие друг на друга дисциплины и процессы? В подтверждение слов, предлагаю взглянуть на фотографии победителей профессионального конкурса London Design 2015 и 2016, на которых сложно найти юные лица.
Дизайн во всем мире, это профессия «на вырост», которая часто предполагает не вертикальный рост, а горизонтальное развитие профессионала и чем острее видение и глубже и шире дизайнерский опыт, тем интереснее (сложнее) проекты, крепче личный бренд и выше оплата работы.
Третий миф: дизайнер свободен делать то, что захочет.
Главный спор в мировом дизайне за последние 20 лет — должны ли дизайнеры проявлять желание самовыразиться в клиентских заказах или следует подавлять эти импульсы?
Аргументы против самовыражения — дизайн помогает решать задачи бизнеса, а значит, нужно сосредоточиться на прагматичном подходе и максимально стремиться к эффективному содержанию решения. Аргументы за самовыражение дизайнера, это индивидуальный способ мышления, продуцирующий отличающиеся от остальных, решения. В данном случае речь идёт о способе мышления, а не визуального почерка — зачем разным клиентам, иметь идентичную визуальную коммуникацию или стилистику?
Дизайн — это деятельность в сугубо прикладном ключе. Раньше дизайн относили к ремесленным профессиям, а сейчас рассматривают как модное занятие, часто с налётом шика. Но нужно помнить, что дизайн, это сфера услуг, и очень важно сохранять внешнюю фокусировку, ориентацию на другого. Дизайнер всегда создаёт вещи и решения для другого человека.
Чем художник не дизайнер?
Художник тоже создает для другого. Но его другой находится не в сегодняшнем дне, а в будущем. Художник внутренне самореферентен, его главная задача — быть первопричиной, источником беспокойства, иметь энергию и смелость задавать вопросы (обществу, времени, себе и т.д.), актуализировать проблемы, говорить о том, о чем не принято. Художник — провокатор и предвестник новых культурных парадигм. Он способен предлагать обществу новые культурные ценности. Он отражает авторское мировосприятие, представление о чем-либо, его задача — быть в состоянии постоянной самоактуализации, оставаться свободным. Художник — это новатор. И если он будет сосредоточен, и его искусство сможет производит новые смыслы, а вклад в общество — достаточно весомым, тогда его работы имеют все шансы остаться вне времени и достаться в изучение благодарным потомкам.
Ещё пара важных слов про дизайнера
С дизайнером все по-другому, в отличие от художника, его рабочие задачи приходят к нему вместе с клиентским брифом, в котором содержится запрос на конкретные решения для реального несовершенного мира. Есть много успешных примеров и в Украине и за рубежом, когда дизайн одновременно может быть и методом, и процессом, и результатом приносящим удовлетворение и эффективность, критерии хорошего дизайна перечислять можно долго: это и ответственность перед клиентом и стабильность дизайнерских процессов и безупречное качество, и эстетика визуальной коммуникации, и индивидуальность решений, в общем, все, что учитывает и создаёт универсальный баланс между смыслом, формой и функцией.
Работа с дизайном — это всегда работа с аудиторией, с ее ценностями, психологией, информационным полем, настроением — т.е. с ее ожиданиями, восприятием и вниманием… а, значит, дизайнер должен хорошо знать свою целевую аудиторию, ее предпочтения и вкусы, и вряд ли мы можем надеяться на то, что нравится нам лично, должно понравиться той аудитории для которой мы работаем. Для бабушки, пришедшей в аптеку за лекарством, главное, чтобы шрифт был хорошо различаемым и читаемым, а не модным.
Может ли художник стать дизайнером и наоборот, когда дизайнер превращается в художника?
Трансформация художника в дизайнера происходит достаточно несложно, каждый раз когда, к нам приходят счета за квартиру, это возвращает нас с небес на землю, а вот превратиться из дизайнера в художники не все могут. Должны присутствовать дополнительные источники ценностей, открывающие нам самим новые горизонты, в рамках которых мы сможем совершенствоваться как личность.
Как дизайн может эволюционировать в искусство, пример проекта графика-дизайнера из России и Чехии, Петра Банкова, в свое время взорвавшего интернет пространство.
Проект задумывался как серия шрифтовых постеров в формате 365 — каждый день — по постеру, которые должны были отражать разнообразие и ценность любого дня в жизни автора. С другой стороны, помимо рефлексии плакатная форма превращалась в экспериментальное поле разнообразных художественных методов и средств выражения.
С течением времени проект перерос границы календарных ограничений и плаката как такового, и стал живой картинкой актуализации графического потенциала и утверждения новых эстетических принципов современной визуальности. Проект породил множество последователей по всему миру, стал трендообразующим в графическом дизайне и принес своему автору множество побед на профессиональных фестивалях и конкурсах.
Конкуренция или сотрудничество? И последнее, стоит задать себе ещё один важный вопрос: есть ли у вас конкуренты и кто они?
Если это выпускники сегодняшних украинских ВУЗов и краткосрочных курсов, это, проблема. Если, вы ставите перед собой амбициозные цели и не боитесь вызовов, самое время подумать, что мы уже живём в глобальном мире и его границы исключительно в наших головах. Научиться сравнивать себя с китайцами, индусами или поляками, выпускниками Central Saint Martins (CSM), значит осознать всю ответственность по отношению к своему развитию и профессиональному росту. Это значит понимать, сколько ещё предстоит учиться. А ещё важно вовремя получить опыт взаимодействия в международных междисциплинарных командах. Наша Школа на протяжении трёх лет проводит регулярные студенческие обмены, в ходе которых участники воркшопов налаживают дружеские и профессиональные связи между дизайнерами и художниками из разных стран: Франции, Польши, Грузии, учатся слышать и помогать друг другу работая над общими проектами. Этот опыт им очень помогает в дальнейшем самоопределении.
Мультикультурное общество, это уже реальность, это тренд, нашумевшая Теория голубого океана достаточно четко вырисовывает общий интерес к коллаборации и поиску возможностей построения новых форматов жизни и работы, и у Украины в этом смысле, большой потенциал. У каждого из нас — большой потенциал.
Резюме: Наша жизнь наполняется смыслом, когда мы ощущаем себя в контексте выбранного предназначения на своём месте.
Мы никогда не сможем потушить все пожары, навести порядки во всех бизнесах и сделать мир лучше, но вспомнить о том, что каждый из нас на определённом этапе хотел стать художником, это значит дать себе шанс стать самим собой. А жизнь и работа в своей собственной внутренней модели (из себя истинного), всегда эффективна и преобразует пространство — вне зависимости от того, чья это территория, художника, дизайнера или кого-то ещё.