Что не так с Украиной в бизнес-плане: почему вы решили ориентироваться на заграницу? Какие изменения нужны, чтобы стартапы не бежали из Украины?
Мы никуда не бежали: с самого начала наш бизнес был ориентирован на клиентов со всего мира. Стоковые фото, векторные иллюстрации и видео — универсальные продукты. С некоторыми оговорками, фотографию, сделанную в какой-то одной стране, могут купить в любом уголке мира. Не было никакого смысла ограничивать себя лишь украинским рынком, проблема которого в том, что он очень маленький. Именно экономические реалии нашей страны заставляют многие стартапы ориентироваться на зарубежье.
Трудно согласиться с тем, что стартапы бегут из Украины. Да, многие едут в Силиконовую Долину и Европу, но лишь на какое-то время — за экспертизой, менторами, контактами, чтобы протестировать свои бизнес-модели. Не могу вспомнить хоть одну компанию, которая бы снялась и сбежала. Наоборот, в Украине сейчас отличные условия, чтобы создавать технологические компании.
Нужно продолжать очищать правоохранительные органы и реформировать судебную систему. Это — необходимые условия для нормализации всего бизнес-климата в стране, не только для технологических компаний и предпринимателей. Когда у нас наконец-то будет работать верховенство права, и в частности английское право, мы увидим множество компаний, инкорпорированных в Украине.
Как украинскому стартапу заинтересовать заграничного потребителя и инвестора?
Главное — делать хороший продукт, который решает реальную проблему. Когда вещь или услуга нужная и полезная, это обязательно оценят клиенты из любой страны. Если вы конвертируете свой ситуативный успех в стабильно растущий доход, то инвесторы найдут вас сами.
Для того, чтобы заинтересовать заграничного инвестора — показывайте отличные темпы роста, результаты лучшие, чем у ваших peers из США и Европы. Тогда риск, связан со страной происхождения стартапа, будет для инвестора нивелирован. В Украине, кстати, есть успешные продуктовые компании, которые получают прибыль и растут без внешних инвестиций: Readle, MacPaw, Grammarly и многие другие.
Чек-лист: заграничные тренды, бизнес-законы, лайф-хаки, которые вы советуете использовать владельцам бизнеса в Украине прямо сейчас?
Каналы и лайфхаки, полезны бизнесу на одном рынке, могут быть совершенно бесполезны на другом. Есть несколько универсальных советов.
Анализируйте все, что вы делаете: тестируйте разные подходы и сразу же измеряйте, какой лучше работает. В наше время глубинная аналитика (и это не только Google Analytics) — must have инструмент для любого владельца бизнеса.
Постройте канал двустороннего общения со своими клиентами, оперативно и корректно реагируйте на их жалобы, слушайте их пожелания, будьте максимально открытыми.
Постоянно спрашивайте себя, действительно ли то, что вы делаете или собираетесь делать — будет решать реальную проблему людей лучше, чем другие сервисы.
Подпишитесь на зарубежные блоги, где обсуждают реальные бизнес-кейсы: Serpstat, Kissmetrics, For Entrepreneurs (блогер David Skok), Okdork (блогер Noah Kagan).
При запуске продукта используйте ProductHunt или Kickstarter, или и то, и другое вместе. Инструменты доказали свою эффективность, являются актуальными, и существует множество гайдов о том, как правильно их использовать.