Заглядывая в чужие дневники
Блоги возникли как открытые онлайн-дневники, предназначенные для прочтения другими людьми. Соответственно, современные влоги – это видеодневники о событиях, случившихся с человеком за день или неделю, включающие размышления на разнообразные волнующие его или ее темы.
От личного олдскульного письменного дневника эти два жанра отличаются одним немаловажным моментом. Личный «дневник для себя» содержит интимные тайны, его ни в коем случае не должны видеть посторонние. Со влогами все ровным счетом наоборот – автор изначально рассчитывает на то, что его дневник будет просмотрен.
Таким образом, влог – это «дневник для других», в котором автор описывает свой день, переживания и одновременно стремится вовлечь в них зрителя. Влоги в определенной степени можно сравнить с некогда популярным в литературе жанром мемуаров, который также имеет отношение к описанию повседневной жизни автора, однако здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Антропологический поворот и гимн индивидуальности
В середине ХХ века в науке произошел так называемый антропологический поворот, то есть неожиданное появление простого человека и его повседневной жизни в центре исторических исследований. Если раньше историков в первую очередь интересовали выдающиеся деятели, короли и политики, большие сражения и масштабные события, то теперь на первый план вышла бытовая жизнь самых обычных людей, а знание о том, как она протекала в разные исторические периоды, оказалось важным для понимания мира людей сегодня.
Что-то подобное происходит в современной массовой культуре – обычный человек оказался для общества как никогда важным. Раньше сложно было представить себе медийный мир без телеформатов с их вниманием к политикам, бизнесу и селебрити, а сейчас, с появлением свободного Интернета, и в частности Youtube как уникальной площадки, где каждый может стать сам себе режиссером, произошла принципиальная переоценка ценностей.
Lifestyle-влогеры – яркое тому подтверждение, ведь они не звезды, не эксперты, не комики и уж, тем более, не натренированные тайные агенты брендов. Влогер – это, в первую очередь, человек, личность, индивидуальность. Ему не нужно что-то уметь, иметь специальное образование или привлекательную внешность. Достаточно просто быть самим собой. И уже это становится ценностью.
Здесь важно отметить, что первыми этот ценностный сдвиг уловили представители поколения Z. Это тинейджеры бросили вызов медийной индустрии вместе со всеми ее продюсерами, режиссерами, операторами, сценаристами. Это тинейджеры взяли в руки смартфоны и поверили никому не известному парню из соседнего города. Это они потребовали новых кумиров и успешно сами себе их создали. А новые кумиры, в свою очередь, повергли в шок старый мир именно тем, что не обладали ровным счетом ничем из того, что могло бы шокировать.
Таким образом, влогерство стало самым антропологическим явлением массовой культуры за последнее время. Это своеобразный новый гуманизм, поющий оды людям по обе стороны экрана, объединенным пониманием важности собственной индивидуальности.
Рождение нового автора
Во второй половине ХХ века произошел еще один принципиальный сдвиг. Писатели-постмодернисты гордо провозгласили «смерть автора». Эта громкая метафора означает, что высказывание автора на самом деле не может сводиться к единственному правильному толкованию – набившему оскомину школьному «что хотел сказать автор». Высказывание автора – это множество равноправных в своей правильности интерпретаций, созданных его читателями. Соответственно, теперь читатель правит бал, а любая книга становится не более чем отражением в его глазах.
Но следует понимать, что влогер – это особенный автор, изначально не претендующий на роль последней инстанции, но тщательно скрывающий это правилами особой игры, в которую он играет со зрителем. Как правило, влогер обращается к аудитории, делая вид, что просто снимает свою обычную жизнь, а зритель, понимая, что контент создается, учитывая предпочтения подписчиков, делает вид, что наблюдает за естественным поведением влогера в повседневных ситуациях.
Ключевым тут становится понятие целевой аудитории. Влогер полностью погружен в грезы своих зрителей, и успешным его может сделать только одно – глубокая эмпатия и понимание того, что люди хотят увидеть в ролике в следующий раз. Своих подписчиков нужно «чувствовать», а это не так просто.
И тут мы приближаемся к самому важному. Было бы крайне ошибочно считать, что влогеры просто показывают красивую картинку той жизни, о которой мечтают их зрители. Так давно поступает телевидение, и этим приемом никого не удивишь.
На самом деле влогеры потому так и популярны, что они показывают свою жизнь такой, какой они бы сами хотели ее видеть. И если эта картинка совпадает с желаниями зрителей, появляется контент, способный ударить в самое сердце. Ведь с помощью такого механизма визуализация мечты становится честной, и влогер вместе со зрителем на равных строит совместный воздушный замок.
Постмодернисты оказались правы – автор умер. Однако они не учли другого: во влогерстве родился соавтор, и это новый персонаж нового технологичного мира, активно продвигающий в нем собственные ценности.
За кем люди подглядывают на самом деле?
Давайте будем откровенны – больше всего на свете люди интересуются сами собой. Это на свое отражение они любят смотреть в видеоблоге, это их потайные желания спрятаны за кулисами съемок, это их мир показан вокруг. Они подглядывают за самими собой, за той жизнью, которую они хотели бы иметь. И да, это им хочется рассказать о себе всему миру, чтобы потом, немножко стыдясь собственной дерзости, испытать огромное удовольствие от осознания себя индивидуальностью.