12 Июл 2010, 08:22

Цифра для буквы

Цифра для буквы

 

Аудитория и рекламодатели пошли в медиаприложения для мобильных. Но еще 3 года новые носители будут прерогативой «маленькой такой компании» читателей.

 

Во всем мире издательства, информационные агентства и телеканалы ищут новые способы распространения своего контента. Огромное количество наименований интернет-планшетов, продвинутых смартфонов, различных устройств для чтения электронных книг вселяет в них надежду на то, что новые поколения хотя бы такими вот «нетрадиционными» каналами будут читать/смотреть их продукты.

 

Западные издатели почти каждую неделю рапортуют о разработке версий для iPad и других планшетов, создают цифровые магазины и все новые и новые тематические приложения для мобильных телефонов.

 

«Телекритика» разбиралась, есть ли уже смысл украинским издателям делать продукты для наиболее перспективных портативных устройств, какова их потенциальная аудитория, сколько на них нужно потратить денег и готов ли там рекламироваться местный рекламодатель.

 

Приложения для смартфонов

 

Затраты. На данный момент создать приложение (это может быть лента новостей или целый журнал с фотографиями и видео) и начать его распространение проще всего на iPhone и Android-устройствах. Apple и Google соответственно предоставляют гибкие инструменты для разработки, а также эффективную систему цифровой дистрибуции программ.

 

Для начала разработки под iPhone понадобится пройти регистрацию в Apple в качестве разработчика. Для этого необходимо оплатить один из трех пакетов: индивидуальный, для компаний, для корпораций. Первые два обойдутся в $99, с их помощью можно будет размещать созданные программы в App Store. За третий придется заплатить $299, но он подойдет только в том случае, если необходимо распространять программы через внутреннюю корпоративную сеть (соответственно, массовых продуктов эта цифра не касается).

 

Для начала разработки под iPhone понадобится компьютер с операционной системой Mac OS X на процессоре Intel, а также пакет программ iPhone SDK (после регистрации в Apple его можно загрузить бесплатно). Стоит отметить, что за распространение платного (для потребителя) приложения в App Store Apple берет 30% прибыли от его продаж, что необходимо учитывать при ценообразовании. Стоимость программ в App Store может составлять от $0,99 до $999.

 

Для того чтобы создать приложение для Android, также необходимо пройти регистрацию в качестве разработчика, но для этого придется заплатить Google всего $25. Пакет программ для разработки Android SDK бесплатно доступен сразу для трех платформ — Windows, Mac OS X и Linux. Это упрощает создание программ под Android, так как можно обойтись доступным парком компьютерной техники. За дистрибуцию платного приложения в Android Market Google также берет деньги: в размере 30% от стоимости каждой проданной программы. При этом устанавливать цену на приложения можно любую.

 

По словам Павла Башмакова, директора компании Stanfy, которая занимается созданием программ для iPhone и Android, минимальная команда по разработке приложений для этих платформ должна состоять из менеджера проектов, дизайнера, разработчика iPhone (Objective-C) и Android (Java). Также не стоит забывать о тестировании, которое может выполняться как самим разработчиком, так и отдельным человеком, которого целесообразнее привлекать при долгоиграющих проектах. В итоге компании придется сформировать и удерживать команду из 4-5 человек, что может быть довольно затратно. Другим способом получить необходимое приложение может стать привлечение сторонних разработчиков. Как сообщил Павел, самое простое iPho0,ne-приложение может обойтись новостному изданию в €2 тыс., это средняя цена по рынку. Более серьезные проекты, по типу программы для CNN, будут требовать бюджета порядка €6-8 тыс. По словам креативного директора проекта Gloss.ua Сергея Даниленко (приложение для iPhone запущено в декабре 2009 года, представляет собой афишу событий Киева и базу заведений столицы), нанять компанию-разработчика стоит около $5 тыс. Однако портал нашел программиста-индивидуала, услуги которого обходятся в $1-2 тыс.

 

Писать приложения для Android сложнее, чем для iPhone, на 30-50%. Соответственно, и стоимость такой работы будет оценена пропорционально затраченным усилиям.

 

Зато в дальнейшем, если работа с программой для iPhone или Android будет налажена, дополнительных затрат можно избежать. По словам Олега Федоришина, IT-директора телеканала «24» (один из первых в Украине начал распространять новости на iPhone и iPod touch, а затем запустил трансляцию на других телефонах), обслуживание такого приложения можно автоматизировать. Среди сотрудников телеканала «24» нет отдельного персонала для адаптации и публикации контента на iPhone, всю эту работу выполняют люди, обеспечивающие работу новостного сайта компании. При этом, как заявляет г-н Федоришин, опубликованная на сайте информация сразу же появляется в приложении для iPhone.

 

Монетизация. Заработать на своих приложениях для iPhone и Android можно за счет их продажи, хотя тут стоит отметить, что App Store в Украине недоступен (есть возможность регистрироваться через российский App Store), а Android Market существует только в бесплатной версии. Таким образом, рассчитывать на прибыль при такой модели монетизации можно, только создав качественный международный продукт. Если же есть желание зарабатывать именно на украинской аудитории, то пока что лучше искать рекламодателей для приложения.

 

В приложении возможно размещение контекстной рекламы (это может быть Google AdSense), а также рекламных баннеров. Есть и интерактивный вид сообщений. В данный момент последнюю технологию монитезации продвигает Apple со своей платформой iAd. С ее помощью в программу добавляется не просто баннер, а целое интерактивное приложение, которое может включать мини-игры, видео, фотографии и музыку.

 

В том, что зарабатывать на мобильных приложениях реально уже сегодня, уверен Олег Федоришин. В сентябре 2009 года телеканал «24» запустил систему размещения рекламы на мобильных устройствах с возможностью таргетинга. По словам г-на Федоришина, уже прошло до 20 кампаний (однако часть из них — это объявления типа классифайд, еще часть — бонус к размещению на канале). Такой объем еще не позволяет проекту окупаться (и тем не менее, через неделю «24» запускает еще одно приложение — футбольной тематики).

 

Gloss.ua пока что привлек одного рекламодателя — бренд Tuborg. Под него брендировано все приложение. Минимальный срок размещения — 3 месяца, стоимость — 30 тыс. грн. Но цены могут меняться в зависимости от опций. Сейчас, по словам г-на Даниленко, на стадии подписания договоры с еще несколькими клиентами финансового, ресторанного и алкогольного секторов.

 

Реклама в приложениях имеет широкие возможности таргетинга, по ней можно сделать неплохую отчетность. Однако, по мнению управляющего директора агентства Digitas Ukraine Максима Макаренко, эффективной реклама на мобильных платформах может быть, только если показывать ее в 5-6 тематических приложениях. Соответственно, так ее можно будет продать рекламодателям.

 

Директор интернет-агентства ITCG Андрей Скорик отмечает, что клиенты пока что скептически относятся к этим носителям: «Проблема — отсутствие единого стандарта и постоянное появление чего-то нового. Свои платформы есть и у Nokia, и у Sаmsung. С другой стороны, телефон всегда у человека с собой, так что будущее есть, но оно весьма неопределенное».

 

Аудитория. Приложение канала новостей «24» для iPhone насчитывает уже 75 тыс. уникальных пользователей, а ежедневно его используют порядка 700 человек. Напомним, запустилось это приложение в 2008 году, задолго до официального старта продаж телефона. У других телефонов за меньший срок существования проекта собралась аудитория 25 тыс. человек, и около 200 заходят ежедневно.

 

Количество человек, установивших у себя приложение Gloss.ua, менее чем за полгода достигло 4 тыс. (при посещаемости сайта свыше 15 тыс. хостов в день). Все это так вдохновило руководителей Gloss.ua, что сейчас они создают продукт под Android-устройства, даже участвовали в конкурсе на лучшее украинское приложение для Android-смартфонов HTC в начале июля (но не победили).

 

Потенциальную аудиторию приложений для iPhone определить сложно, поскольку нет точной статистики продаж этих телефонов. По оценке Андрея Скорика, пока что их в Украине около 30 тыс. штук. По данным «24» — примерно 100 тыс. По методике подсчетов Сергея Даниленко выходит цифра чуть более 70 тыс.

 

Android-устройств, по приблизительным оценкам, в Украине уже до 10 тыс. штук. Первые появились в конце 2009 года, но это были модели стоимостью $500 и выше, и только сейчас появляются варианты в сегменте $300-350.

 

Контент на интернет-планшетах

 

Несмотря на то, что рынок интернет-планшетов сейчас переживает бурный рост, реальных конкурентов iPad пока не видно. Всего за 80 дней с начала продаж Apple удалось реализовать 3 млн таких устройств. При этом ранее Forrester прогнозировал, что в 2010 году на территории США будет реализовано 3,5 млн интернет-планшетов, а к 2012 году их будет продаваться больше, чем нетбуков. Уже сейчас видно, что известная аналитическая фирма ошиблась, и планшеты обретут популярность гораздо быстрее. Именно они считаются наиболее удачным средством для распространения цифрового контента. Имея дисплеи от 5 до 12 дюймов и более высокое, чем у смартфонов, разрешение экрана, интернет-планшеты более удобны в просмотре информации.

 

Для iPad уже сегодня существует большое количество новостных приложений и электронных версий глянцевых журналов. Одним из наиболее известных программ такого рода является электронная версия журнала Wired. Первое его издание распространялось через App Store за $4,99 и при этом было загружено больше 90 тыс. раз. Хотя многие покупатели посчитали эту цену подпиской на целый год, и на следующий выпуск Wired пришлось снизить стоимость до $3,99. Но это все равно хороший показатель. Разрабатывалась программа для журнала Wired на основе новой платформы Digital Publishing от Adobe, которая создана как дополнение к пакету для верстальщиков InDesign CS5 и использует язык программирования Objective-C. Благодаря Digital Publishing издатели могут создавать электронные версии своих журналов с интерактивным контентом. Это могут быть не только видеоролики, но и анимированные изображения, а также реклама.

 

Кроме того, для iPad можно создавать приложения с помощью iPhone SDK, при этом для разработки и дистрибуции действуют те же правила, что и для iPhone, изложенные выше.

 

Еще одной интересной возможностью распространять контент на iPad является создание PDF-версий журналов. В новой ревизии программы для чтения электронных книг — iBooks, доступной бесплатно для iPad, Apple добавила возможность чтения PDF-файлов. Это позволяет издателям с минимальными затратами создавать защищенные электронные версии своих журналов в формате PDF и продавать их.

 

Минусом тут являет тот факт, что через App Store наладить дистрибуцию журнала невозможно, придется делать это через свой сайт или партнерские сети.

 

Точное число этих устройств в нашей стране неизвестно, но можно с большой уверенностью говорить, что их не могли завезти в большом количестве, в основном это небольшие «серые» поставки. Таким образом, затраты на создание приложения журнала или газеты для iPad могут многократно превышать доходы от его продаж или рекламы на нем. По мнению Павла Башмакова, заработать на программе для iPad в Украине пока нельзя. Таким приложением можно разве что создать себе имидж инновационного издания, которое работает на перспективу. Соглашается с ним и Максим Макаренко: по его мнению, пока iPad в нашей стране не станет мейнстримом и его владельцами не будут в основном представители среднего класса, рекламу на таком носителе будет очень тяжело продать.

 

Оценить интерес украинцев к планшетам и ридерам еще сложнее, чем продажи iPhone. Точно неизвестна даже статистика ридеров для чтения электронных книг (по ним можно хоть какие-то параллели строить). Наиболее авторитетный независимый источник в этом вопросе — панель GfK Ukraine по бытовой электронике и фото — еще не выделяет их в отдельный класс продуктов. Остается лишь предположить, что в сравнении с тем же iPhone продажи интернет-планшетов и продвинутых моделей ридеров будут меньшими. Все-таки телефон обладает важной практической функцией и стоит дешевле. Однако это не более чем предположение.

 

В помощь «Телекритика» призвала социологов. В конце июня компания iVOX Ukraine провела онлайн-опрос, показавший неожиданно оптимистический результат: 76,2% украинцев интересует возможность чтения прессы/новостей с помощью электронных устройств. При этом 24,3% планируют купить или уже имеют такие устройства, а 51,9% хотели бы, но не могут себе позволить. Опрос релевантен для интернет-пользователей, коих в Украине различные исследователи насчитывают от 9 до 12 млн человек. Таким образом, у дивайсов получается довольно внушительная потенциальная аудитория — 2,25 млн человек.

 

Украинские разработки

 

Если раньше медиакомпании сами искали программистов, способных сделать им программу для приложения, то сейчас сразу несколько местных разработчиков штурмуют СМИ с готовыми продуктами.

 

Один из них, компания «М-Платформа», заявляет, что разработал целую операционную систему под названием M-Smart OS. На данный момент доступна ее начальная версия, которая распространяется в виде приложения. Она совместима с Java и может быть установлена практически на любой телефон с Java-машиной. В рамках этой платформы можно создавать небольшие программы, как с текстовой информацией, так и с видео. Нацелена разработка, в первую очередь, на массовый сегмент, количество бюджетных и среднефункциональных телефонов в котором во много раз превышает количество смартфонов. Распространять данный сервис среди пользователей можно с помощью Bluetooth-рассылок, в интернете, через партнеров. Как обещают в «М-Платформе», трафик, генерируемый M-Smart OS, будет сжиматься более чем в 90 раз, что должно позволить пользователю экономить на получении данных. В этом основное преимущество сервиса в сравнении с «обычным» использованием интернета через мобильный.

 

По словам представителей «М-Платформы», для СМИ создание и поддержка простого приложения в M-Smart OS может стоить порядка $3000, более сложные проекты будут стоить дороже. Монетизация возможна за счет SMS-платежей от пользователей (за подписку). Предусмотрена и возможность размещения рекламных баннеров внутри приложений.

 

Запустить M-Smart OS в коммерческую эксплуатацию планируют уже в скором времени сразу в нескольких странах. Представители компании уже предложили свои услуги нескольким издателям, в частности «Корреспонденту» и «Украинской правде».

 

Еще одни украинцы — представители Bonnier — ходят по рынку с проектом IZDAI. Они предлагают программу, которая практически автоматом конвертирует имеющийся контент в цифровые форматы и распространяет его на мобильных устройствах. Реализовано это будет за счет комбинации работы веб-сервиса и программ на смартфонах. Пока планируется создание нативных приложений для iPhone и iPad, а также браузерных версий для Android, Windows Moblie и MeeGo, созданных с помощью HTML5. Этот подход также позволит IZDAI распространять цифровой контент на любых устройствах, поддерживающих HTML5 и Flash. Как обещают в компании, процесс публикации информации будет максимально автоматизирован (издателю достаточно будет подготовить PDF-файл), однако для добавления видео, галереи или анимированных элементов понадобится дополнительное участие издателя. Монетизация проектов будет зависеть от маркетинговой политики владельцев СМИ: IZDAI предоставит им платформу для публикации, а как на ней зарабатывать — они будут решать сами. Пока в IZDAI не готовы назвать пакетную сетку, но по предварительным оценкам в рамках годовой подписки будет предоставляться базовое Android/iPad приложение, а обойдется это приблизительно в $4000.

 

***

 

Говорить о том, что отечественный медиабизнес должен массово задуматься о дистрибуции на мобильных устройствах, рано. Стоп-кран — дороговизна устройств. Однако уже через 3 года стоимость сегодняшних передовых решений опустится до уровня среднего ценового сегмента и начнет проникать в бюджетный. Таким образом, на рынке начнут появляться недорогие аналоги iPhone и iPad, которые смогут стать действительно массовыми.

 

Вот только на Западе продажи альтернативных носителей стимулируются, производители обеспечивают им мощнейший бренд-менеджмент. Если говорить о планшетах, iPad стал культовой вещью еще до того, как поступил в продажу. При этом Apple напрямую общается с американскими издателями, ловя их запросы и давая уверенность, что новый канал дистрибуции будет и дальше себя продвигать. Украинские же издатели не имеют никакой поддержки, коммерческий риск на 100% лежит на их плечах. А торговые точки не сильно озабочены поддержкой продаж новых носителей (если судить по ридерам для электронных книг).

 

Однако украинцы очень лояльны к мобильной связи и мобильным телефонам. У нас намного больше мобильных абонентов, чем в среднем по миру (но при этом меньший процент интернет-пользователей). Согласно целому ряду прогнозов, к 2013 году мобильный телефон обгонит ПК и ноутбуки и станет доминирующим на планете каналом подключения к интернету. В Украине в небольших городах доля мобильного интернета в начале 2010 года уже добралась к 50%. Если разработчики предложат программы, радикально щадящие трафик (соответственно — деньги), а медиа — по-настоящему интересные информационные продукты, то формула успеха будет найдена.

 

Вопросом остается только модель заработка. Памятуя об огромной ошибке, которую допустила пресса в интернете, западные издатели теперь предпочитают не баловать аудиторию. После тестового периода они берут деньги за подписку, при этом и рекламодателей у них уже немало, включая таких FMCG-гигантов, как Unilever. Исключений немного: из крупнейших изданий только USA Today в приложениях делает ставку исключительно на рекламодателя (это массовое, на пару с WSJ наиболее тиражное издание в Америке). Украинские и российские приложения пока все бесплатные…

 

Тарас Мищенко, редактор itc.ua

 

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео