26 Май 2014, 06:19

Что происходит с украинским GR?

MMR поговорил с Еленой Прокопенко, руководителем проектов PBN H+K, как происходящие в органах государственной пласти изменения сказались на отрасли government relations (GR).

Что происходит с украинским GR?

После полугода жесточайшего политического кризиса Украина выбрала нового Президента. MMR поговорил с Еленой Прокопенко, руководителем проектов PBN H+K, как происходящие в органах государственной пласти изменения сказались на отрасли government relations (GR).

 

Елена, есть ли сегодня в Украине спрос на GR?

Взаимодействие с правительством, или government relations — одна из ключевых управленческих функций каждого развитого бизнеса. Эффективность работы компаний, масштабы их влияния на отдельные индустрии, на регуляторный климат и общество в целом прямо пропорциональны эффективности их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Поэтому необходимость в качественной GR-поддержке сохраняется вне зависимости от внешних условий.

Что же касается спроса на GR как услугу, то он, безусловно, чувствителен к состоянию рынка и в данный момент переживает определенный спад. Жесткое, непредсказуемое регулирование, продолжительная политическая нестабильность — эти и другие факторы заметно снизили инвестиционную привлекательность Украины. Поэтому на сегодня рынок коммуникационных услуг, на наш взгляд, продолжает нести на себе багаж предыдущих периодов, и в целях оптимизации расходов многие компании вынуждены реализовывать GR-проекты своими силами.

Тем не менее, если в ближайшее время ситуация в Украине стабилизируется и внешнеполитический конфликт будет урегулирован или по крайней мере локализован, есть основания ожидать значительного притока инвестиций, оживления рынка, активизации совместных проектов между правительством и бизнесом и, следовательно, повышения спроса на услуги стратегических коммуникаций, в частности — GR.

 

Что может измениться в этой отрасли в связи со сменой у власти политической силы? В связи с разговорами о люстрации?

Уже сейчас мы можем отметить положительное развитие в системе отношений между властью и бизнесом и наблюдаем значительно бóльшую заинтересованность правительства в таком диалоге. Помимо кадровых изменений, эта тенденция объясняется целым рядом обстоятельств.

Прежде всего, после недавних революционных событий украинская политическая арена находится под как никогда более пристальным вниманием мирового сообщества, что служит эффективным сдерживающим фактором для нового правительства. Повышенная публичность политических процессов представляет собой ряд репутационных возможностей и рисков для новой команды, стимулируя ее к бóльшей прозрачности. Гарантированная прозрачность, в свою очередь, является условием получения Украиной займов от западных правительств и международных организаций и определяет восприятие государства как равноправного, ответственного партнера.

Более того, в условиях беспрецедентного бюджетного дефицита и режима жесткой экономии бюджетных средств новое руководство страны более чем заинтересовано в активизации проектов государственно-частного партнерства и участии бизнеса в реализации приоритетных социальных программ.

Таким образом, мы рассматриваем смену власти как уникальное «окно возможностей» для системных изменений в публичном, частном и общественном секторах и способствуем тому, чтобы эти возможности были максимально использованы нашими клиентами.

 

За последние месяцы множество людей в Украине на волонтерских началах инициировали различные проекты в коммуникационном поле, направленные на борьбу с пропагандой, донесение определенных сообщений до мирового сообщества и т.д. (, , , , и пр.). В отсутствие подобной целенаправленной деятельности со стороны государства это, безусловно, полезные инициативы: лучше что-то, чем совсем ничего. Но нет ли от них и вреда в определенном смысле в силу их хаотичности и несогласованности?

Гражданский сектор как единый организм «хаотичен» по природе. То есть общая эффективность гражданских инициатив определяется не их скоординированностью между собой, а, скорее, массовостью, распространенностью, покрытием максимальной аудитории. Поэтому тот факт, что гражданские движения, возникшие во время массовых акций протеста, носят индивидуальный характер и не взаимодействуют между собой, вряд ли можно считать недочетом в их организации.

Более того, такие движения пользуются бóльшим доверием, если исходят именно «снизу», от общественности, и свободны от примесей политического характера. Важно учитывать, что в условиях часто меняющихся политических элит интересы политикума определяются краткосрочными приоритетами и редко совпадают с интересами общественности. Поэтому основная ответственность за реализацию социально значимых инициатив возлагается именно на неправительственные организации, так называемый третий сектор.

Что же касается роли государства в этом процессе, то важно четко определить ее рамки. Например, акции, направленные на бойкот определенных товаров, безусловно, должны оставаться в общественной плоскости во избежание обвинений во вмешательстве в предпринимательскую деятельность. При этом официальная информационная политика государства, действительно, должна быть более проактивной и даже агрессивной: контрпропаганда требует централизованного подхода и не может опираться исключительно на гражданскую инициативу.

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео