22 Июл 2008, 08:38

Андрей Гоголев, гендиректор ИД «Коммерсантъ-Украина»

Андрей Гоголев, гендиректор ИД «Коммерсантъ-Украина»

Гендиректор ИД «Коммерсантъ-Украина» и главред одноимённой деловой ежедневной газеты Андрей Гоголев в интервью  рассказал о результатах трёх лет работы издательства. По его словам, недавно ИД запустил услугу конференц-сервиса и начал издавать корпоративные издания. Ожидается, что эти проекты начнут приносить прибыль уже в ближайшие год-два. Основной проект — газета «Коммерсантъ (Украина)» — ещё не вышел на окупаемость, но планирует сделать это быстрее, чем «материнское» издание. В планах ИД – увеличение количества полос, рестайлинг сайта и новые пункты печати .

 

— Какой объём рекламных поступлений получил ИД в І полугодии 2008 г.?
— Объём постоянно увеличивается. Могу сказать, что уже сейчас, в середине года, мы на 75% выполнили годовой план по поступлениям в основное издание.


— Как показали себя приложения и спецпроекты?

— Стратегия сбора рекламы за счет приложений и спецпроектов не могла не оправдать себя изначально. Когда мы только заходили на рынок, то сразу говорили, что начинаем свою деятельность с ежедневной газеты. Это основной продукт. А по мере того, как будем наращивать жирок, мы будем расширяться и заводить сюда всё то, что издательский дом «Коммерсантъ» имеет в России. Чуть  позже мы начали выпускать цветные приложения. Первым таким проектом стало еженедельное приложение Weekend. Цветные приложения — это такой проект, который не может быть убыточным. Благодаря планированию рекламы в них мы сразу видим, на какое приложение есть спрос, а на какое — нет. Нет спроса – значит, отодвигаем в дальний ящик и думаем, как сделать так, чтобы спрос появился.


— Есть ли приложения, которые вы убрали полностью?

— Нет. Одно время, в самом начале, были проблемы с приложением «Дом». Украинские приложения отличаются от российских (хоть и называются одинаково). Рынки правила игры и нюансы разные. Вот «Дом» вначале не пошёл. Мы подумали, изменили контент — и он заработал. С «Авто» — наоборот. Сначала было всё хорошо, а потом пошёл спад. Спад серьёзный, на грани того, что приложение чуть ли не ушло в минус. Мы поменяли команду, провели вместе несколько мозговых штурмов, немного изменили концепцию. Последние несколько месяцев «Авто» снова наращивает обороты, утолщается. Приложение «Телеком» очень хорошо идёт.

— Когда газета выйдет на самоокупаемость?
— В этом году ещё не выйдет. Когда мы открывались, рисовался некий бизнес-план, планировалось, что в течение пяти лет мы должны выйти в ноль. Но тогда не было сегодняшней инфляции и многого другого. Три года назад и Киев, и страна были другими. Теперь, по прошествии трёх лет, я с большой осторожностью могу сказать, что мы идём в соответствии с этим планом. Много нюансов, которые могут отодвинуть точку окупаемости. Например, газету надо утолщать: делать не 12 полос, а 16. Хотя в бюджет следующего года я эти изменения вряд ли внесу. Но издание движется к нулю последние 2 года очень быстро. Если сравнить бюджет 2006 г. и 2008 г., то цифра в самой нижней правой строчке бюджета (чистый убыток – Ред.) за эти два года стала в два раза меньше. Я считаю, это хорошая динамика. Тем более, что за нашей спиной никаких покровителей нет, кроме российского топ-менеджмента, который давит на то, чтоб мы как можно быстрее оказались в плюсе. К слову, «Коммерсантъ» в России вышел в ноль, по-моему, на восьмой год. Надеюсь, у нас получится быстрее.

— Есть ли какие-то проекты российского ИД, которые никогда не будут запущены в Украине?
— Никогда не говори «никогда». И тогда все получится.

— Какие новые проекты готовятся к запуску в ближайшее время?
— Сейчас для нас самое главное — сайт. Пока он у нас слабый. В будущем году, думаю, очень много изменений произойдёт именно с сайтом. Задача — сделать его одним из самых популярных и рейтинговых в Украине. С журналами-еженедельниками повременим. На стадии старт-апа мы думали, что вот-вот запустим такие журналы, а сейчас стало понятно, что рано. Ну вышли вот с молодёжным журналом «Молоток», постучали им немножко. Ничего не получилось, отдали франшизу. Главная задача – это газета «Коммерсантъ». Пока она не будет в Украине такой же популярной, как в России, смысла делать что-то другое я не вижу. Вот если бы упало мне на стол много миллионов со словами «делай, что хочешь», я бы ещё подумал. Снял бы помещение раз в десять больше, набрал бы людей. Если эта команда, которая сейчас работает, будет делать что-то ещё, то мы будем делать хуже газету «Коммерсантъ». А я этого не хочу.

— Какое промо будет в этом году?
— Каждые полгода мы планируем промо-кампании. Что будет осенью — пока держим в секрете. Но могу сказать, что сделаем продолжение нашей фотовыставки, которую в прошлом году удачно провели в городах-миллионниках. Сейчас два варианта: то ли мы эту выставку отправим в города-стотысячники, то ли будет новая выставка. Но я склоняюсь к первому варианту, потому что города «сто тысяч плюс» — это города, которые растут и где мы уже появляемся. А вот рекламных растяжек (троллов) с заголовками больше не будет. Приелось.

— Поднимать цены на рекламу планируете?
— Мы уже объявили, что с первого сентября поднимаем цены, а если точнее — уменьшаем максимальную скидку на 5%. Цены-то у нас и так немаленькие.


— Как продвигается проект «Конференц-хауз»?

— С этого года он заработал, хотя поначалу было много суеты, связанной с переходом Олега Стрельникова из «Эксперт Украина» на должность директора по корпоративным связям и развитию ИД «Коммерсантъ-Украина». Мне всякую ерунду про него рассказывали. Я же ничего плохого о нём сказать не могу. Думаю, в этом году наш новый проект принесёт деньги, хоть и небольшие — несколько процентов от прибыли всей конторы. Но даже если по итогам года мы лишь выйдем в ноль, это всё равно будет успех. Ведь попутно мы получим хорошее промо, а это уже плюс. В дальнейшем, думаю, у проекта большие перспективы. С нами уже хотят работать, нас знают.

— Расскажите, пожалуйста, о проекте по корпоративным изданиям.
— Это называется «издательский синдикат». Пока мы только в самом начале пути по выпуску корпоративных изданий «под ключ». Но уже появились первые заказы. Сейчас начинаем делать журнал для BBH и для пары других крупных компаний. Помогаем, чем можем, газете, которую делает АВТ «Бавария». Этот проект пока в минусе, поскольку мы несём расходы на зарплаты и так далее. Однако я надеюсь, что очень скоро минус превратится в плюс. 

— Как показал себя новый формат, на который газета перешла осенью прошлого года?
— Смена формата произвела достаточно положительный эффект. Не скажу, что произошло значительное увеличение тиража, но мы его и не планировали. На украинском рынке мало газет формата А2 (прежний формат «Коммерсанта», — Ред.), а ежедневных вообще не было. Соответственно, когда мы выходили, у нас другого варианта не было. Но мы поработали и поняли, что это «трудный» формат, потому что читатель просто к нему не привык. При переходе на В3+ возникли, конечно, небольшие проблемы – например, с фотографиями. Иной раз я хочу выбрать вертикальную фотографию, а по макету становится только горизонтальная. В угоду этому формату иногда, увы, приходится терять в качестве фотоиллюстраций.


— Какой сейчас уровень проникновения в регионах?

— Не очень большой, и я этим не доволен. Пока что мы печатаемся только в Киеве и Запорожье, и из этих двух городов покрываем все остальные территории. Но надо понимать, что у «Коммерсанта» никогда не будет миллионных тиражей. Даже ста тысяч мы никогда не наберём. У нас нет, простите, «сисек-писек», у нас другой формат. Мы ориентируемся на читателя, которому важно знать не только прогноз погоды на завтра, но и — как сделать так, чтобы завтра было интересней, чем вчера. Не хочу никого обидеть, но понятно, что в большинстве своём прогрессивная часть общества живёт в больших городах. Там, где мы и присутствуем.

— Будет ли увеличиваться присутствие в западных регионах?
— Есть некая боль за Львов. Он единственный из больших городов, где мы не присутствуем день в день. Это связано с доставкой. Я очень надеюсь, в течение пары лет мы откроем два-три пункта печати и сделаем так, чтобы можно было охватить всю Западную Украину.
Дело ещё в том, что мы подписываемся в печать самыми последними из всех ежедневных газет. Возникают проблемы с логистикой и доставкой. Можно, конечно, подписываться в восемь вечера. Но тогда  последнее событие будет ловиться в шесть вечера, и оно будет отписано десятью строчками. Сейчас же мы можем доставать события в девять вечера.
Однако то, что мы не так сильно представлены в регионах, не мешает нам держать первое место по аудитории одного номера. Пускай у нас не сильно увеличивается тираж, зато уменьшается процент возврата. Это значит, что каждый номер читают всё больше читателей и всё меньше мы отдаём в макулатуру.

— Какой сейчас тираж и каким он будет в конце года?
— Сейчас — почти 15 тыс. экземпляров (заявленный – Ред.). Надо быть реалистом. Если к концу года станет 16 тыс. – будет хорошо. Хотя в начале года мы планировали, что к зиме будет 18 тыс. Возникло много разных нюансов. Кроме того, иногда приходится и экономить. Мы не можем позволить себе вхождение в сеть по высокой цене. Некоторые просят очень большие деньги за вхождение, потом ещё за присутствие в сетях и так далее. Ну неправильно за газету, которая стоит 2 грн, платить 10 грн. Можно печатать 20-25 тыс., но подобным мы себя просто дискредитируем. И так уже говорят, мол, «Коммерсант» бесплатно раздают в кофейнях. Хотя на самом деле заведения покупают газету для своих посетителей. Сейчас думаем над тем, чтобы ставить штамп: данный номер «Коммерсанта» оплачен таким-то рестораном. Чтобы читатель знал, что газета ему не просто так досталась: я категорически против сэмплинга.

 

Максим Кутик

Расскажите друзьям про новость

Новое видео