24 Окт 2016, 05:20
PR

Анастасия Нуржинская: мы близко, но мы далеко

PR-специалист в проведении социальных информационных кампаний для международных организаций рассказала про особенности пиар коммуникаций в странах «Восточного партнерства»

На прошлой неделе PR-специалист в проведении социальных информационных кампаний для международных организаций Анастасия Нуржинская побывала в Восточной Европе и привезла оттуда концентрат открытий и инсайтов про особенности коммуникационного рынка стран «Восточного партнерства», где все не так очевидно как кажется на первый взгляд. 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Язык

Кажется, что практически все могут общаться с вами на русском. На самом же деле ключевые СМИ и люди между собой обычно используют национальные языки, но есть особенности. В Грузии молодое поколение знает английский, но уже не учит русский. В Беларуси русский до сих пор является основным языком, белорусский используется крайне редко, но ситуация может поменяться в ближайшее время. При этом, например, представители культурного сектора воспримут информационные материалы на белорусском как комплимент (и помните – Беларусь, а не Белоруссия!). В Молдове, Армении и Азербайджане ситуация в чем-то схожа – ключевые СМИ двуязычны. 

В общем-то, на русском работать можно, но я бы все равно рекомендовала использовать два языка – так можно покрыть разные группы населения. К тому же ситуация меняется на глазах и в течение ближайших лет национальные языки будут доминировать.
Еще важно помнить о технических особенностях использования шрифтов в промоматериалах. Все языки в регионе, кроме белорусского, очень отличаются от украинского и русского, поэтому вам понадобятся местные дизайнеры для работы над визуальной частью.

Культура и деловой этикет

Ещё один стереотип, что у нас схожие традиции из-за общего периода в истории. После некоторого времени работы начинаешь чувствовать все тонкости и становится неудобно за допущенные оплошности.

Азербайджан светское, но все же мусульманское общество, это стоит помнить даже с точки зрения планирования праздников. Деловой этикет тут также имеет особенности, мероприятия начинаются с задержкой, обед достаточно обстоятельный, а умение находить слова поощрения ценится больше, чем критика. 

В Грузии нужно учитывать очень тёплое гостеприимство, в ещё готовность быстро меняться и улучшать бренд страны. 

В Беларуси — за счёт активных контактов с соседними европейскими странами, на уровне предпринимательства внедряются многие инновационные практики и идеи, поэтому в некоторых случаях стоит «поучится», чем «учить». 

В Молдове и Армении необходимо учитывать немалый размер стран и большой отток людей за рубеж, но при этом уметь видеть и использовать существующий потенциал.

Развитие медиа

Во всех странах региона медиа рынок находится на стадии развития. Информационные агентства и новости – самый распространенный формат в онлайне, ТВ – основной канал для размещения информации, а СМИ могут просить оплату за освещение, потому что нужно выживать, по-прежнему много российских источников информации. С одной стороны легче — рассылка пресс релизов принесёт много перепечаток и даже наблюдается некоторый дефицит именно в новостях, а гос структуры все ещё могут собирать полные залы на пресс конференции. А вот сложность — все что вы захотите сделать вне рамок пресс релиза, придётся объяснять и даже скорее обучать, надеясь, что в будущем ситуация изменится.

А вот СМИ, с которых стоит начать работу в каждой из стран: в Армении — Aravot.am

Азербайджане — 1news.az/ и trend.azlent.az

Беларуси — Tut.by и Citydog.by

Грузии — News.ge и Молдове — www.unimedia.md и diez.md.

Политическая ситуация

Регион, как и Украина политически не стабилен, практически в каждой стране есть замороженный или открытый конфликт с соседями, выборы проходят или слишком часто или наоборот ситуация стабильна уже 25 лет. Стоит обратить внимание на политическую ситуацию, особенно, если вам предстоит работать с представителями власти и быть предельно аккуратным. Вы гость в этой стране и можете в следующий раз не получить такого гостеприимства, с вами могут отказаться работать СМИ или не принимать приглашение на встречи. 

Стоит позаимствовать практику международных организаций — работать вместе с представителями власти, прислушаться к приоритетам, которые опередила для себя страна, и оказывать минимальное давление.

Подрядчики

Это действительно проблема, так как рынок пиар или ивент услуг достаточно ограничен. С одной стороны нужно опираться на местные контакты и рекомендации, но мой совет, устанавливать прямой контакт. Во время личной встречи получается решить намного больше вопросов, и точно понять понимают ли вас. Выбирайте примеры, которые вы приводите, учитывая специфику, кто для этой страны в данный момент является вектором для развития.

Рынок возможностей 

Больше всего меня удивляет при работе в этих странах, что при постоянном недостатке необходимых коммуникационных услуг, наши агентства или специалисты не рассматривают этот рынок для развития своего бизнеса. При всех особенностях, этот регион все равно будет достаточно схож и понятен для работы, с огромным количеством незанятых ниш и возможностью реализовать все, что вы уже опробовали в Украине. 

Поэтому, добро пожаловать!

Расскажите друзьям про новость

Новое видео