АМКУ требует от мобильных операторов сделать рекламу честной в 10-дневный срок
На этой неделе украинские операторы сотовой связи получили финальную версию письма Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). Ведомство требует от них в 10-дневный срок подготовить план по «улучшению» рекламных материалов.
Впервые вопрос предоставления полных сведений в рекламе мобильных операторов был поднят летом этого года по инициативе Национальной комиссии по вопросам регулирования связи (НКРС). В «МТС-Украина» утверждают, что НКРС взялась за рассмотрение рекламных коммуникаций по обращению «Киевстар». Однако в самой компании утверждают, что хотя письмо действительно было, но касалось оно совсем других аспектов.
Напомним, что летом в Украине очень остро стоял вопрос интерконнекта (взаиморасчета между операторами). Госмонополист «Укртелеком» не платит мобильным операторам с начала года, требуя снизить ставки. В письме «Киевстара» говорилось, что вопрос интерконнекта нельзя рассматривать отдельно от остального рынка, в частности «нулевых» тарифов, так как именно ставка доступа на сегодняшний день является барьером, ниже которого операторам опускаться невыгодно. Имеются в виду тарифы, в которых присутствует обязательный ежемесячный платеж, о чем умалчивается в рекламных материалах. По версии «Киевстар», никакой просьбы рассмотреть «нулевые» тарифы не было. Возможно, это была попытка комиссии перевести разговор с горячей темы интерконнекта.
После обсуждения, комиссия запросила у операторов рекламные материалы для оценки Госпотребстандартом. В октябре 2009 г. АМКУ потребовал у операторов привести в порядок рекламные материалы, предоставив абоненту полную информацию об услугах. В первую очередь, речь шла как раз о «нулевых» тарифах.
Прежде всего, изменения коснутся операторов «Астелит» (торговая марка Life) и МТС, львиная доля коммуникаций которых построена именно на таких тарифах. Оба оператора выражают готовность учесть рекомендации АМКУ и подкорректировать свои стратегии. «Речь идет не о запрете „нулей», а о предоставлении информации абонентам в полном объеме, это требование мы выполняем» — говорит Владислав Войтович, ведущий эксперт службы по связям с общественностью «МТС-Украина».
«Мы с самого начала были активным участником переговоров с АМКУ и предвидели такие требования, — говорит Надежда Лубнина, начальник отдела внешних связей «Астелит». — Мы уже успели привести в соответствие многие из наших рекламных материалов и можем только приветствовать диалог относительно повышения прозрачности рекламных коммуникаций на телекоммуникационном рынке Украины».
По словам Лубниной, «Астелит» будет создавать новые кампании, удовлетворяющие требованиям, а не исправлять старые. Операторы прогнозируют, что окончательные изменения вступят в силу с нового года, так как некоторые виды материалов, печатную продукцию, например, сложно изъять из оборота. Несмотря на то, что изменения материалов повлекут дополнительные затраты для компаний, для абонентов тарифы останутся прежними.