16 Апр 2008, 11:43

Александр Третьяков: «Украина, вступив в НАТО, станет независимым государством»

Александр Третьяков: «Украина, вступив в НАТО, станет независимым государством»

«Телекритика» поинтересовалась у совладельца холдинга «Главред-УНИАН» Александра Третьякова, завершилось ли формирование холдинга, каким будет новый проект «УНИАН-ТВ», исключено ли политическое влияние на канал «1+1» и как сделать медиасобственность прозрачной.

 

Александр, в течение последних лет вы вместе с партнерами целенаправленно выстраиваете холдинг «Главред-УНИАН». Как вы оцениваете достигнутый за это время результат?

 

Я начал выстраивать медиахолдинг с октября-ноября 2006 года, после приобретения сайта «Главред». До этого я СМИ вообще не занимался, если не учитывать, конечно, что я выступал потребителем информации (смеется), не более.

 

Мне тяжело оценивать результаты: пускай это сделают люди, которые наблюдают за динамикой, рейтингом и влиятельностью наших СМИ. Считаю, что результат, который показал за неполный год наш с Игорем Коломойским медиахолдинг, неплох. Ведь для создания мощного холдинга, который мы видим в будущем, это совсем не срок.

 

А что вам хотелось бы сейчас резко продвинуть вперед?

 

Как специалисты в области медиа, вы, вероятно, знаете, насколько быстро и качественно развивается рынок интернет-СМИ. Скажу так: мы улавливаем эти тенденции, и в ближайший год-два будем активно продвигаться в этом направлении. Кроме того, мы будем подкреплять действующую основу холдинга развитием наших телевизионных и радиовещательных компаний. Это во многом усилит позиции холдинга на рынке.

 

Именно в этом направлении холдинг с проектом «УНИАН-ТВ» участвовал в конкурсе на цифровое вещание в мультиплексе МХ-4?

 

Да.

 

У вас есть на примете конкретные радиостанции для приобретения, или же холдинг будет заниматься созданием новых, с нуля?

 

Это пока внутренняя информация, которую я раскрывать не буду. Что касается телевидения, мы ведем определенные переговоры с Central European Media Enterprises (СМЕ) относительно реструктуризации компании «Гравис».

 

Учитываются ли в этих переговорах интересы Бориса Фуксмана и Александра Роднянского?

 

Они не мои партнеры. Мои партнеры — СМЕ. Их внутренние взаимоотношения меня не интересуют.

 

Какие позитивы и негативы вы видите в развитии телеканала «Сити» и «Кино»?

 

Я не хотел бы это оценивать. Управляющим партнером в этой телекомпании является СМЕ, но как акционер я имею свою точку зрения, несколько отличную от СМЕ, на развитие «Кино» и «Сити».

 

Почему в свое время оттуда ушли Александр Ткаченко, Влад Ряшин?

 

Я повторяю, что на эти вопросы должен дать ответ управляющий партнер — СМЕ, владеющий на каналах контрольным пакетом акций. Надеюсь, что в ближайшие два-три месяца вы эти ответы получите.

 

Вернемся к «УНИАН-ТВ». Каким образом распределяется собственность в этой телекомпании, и каковы планы ее стратегического развития?

 

Во многих интервью я уже отвечал: активы холдинга поделены 50/50 — половина принадлежит моему партнеру Игорю Коломойскому, половина — мне как физическому лицу.

 

Что касается «УНИАН-ТВ», то в стратегическом плане все тоже просто: стать номером один среди информационных каналов.

 

Вы будете конкурировать в этом с нишевыми каналами — 5-м, 24-м, Первым деловым и прочими, или же и с большими каналами, имеющими большие новостные службы?

 

Мы будем соревноваться со всеми телеканалами, действующими на рынке.

 

Какими ресурсами это будет обеспечено? Не могли бы вы озвучить сумму первоначальных инвестиций?

 

Вопрос ресурсов не стоит. Мы будем инвестировать в этот проект ровно столько денег, сколько нужно, чтобы сделать его телеканалом номер один.

 

А кадры?

 

Кадры всегда были большой проблемой. Сейчас мы ведем переговоры с некоторыми известными людьми, которые строили телеканалы. Имена их пока называть не буду, пусть сохранится интрига. Но, думаю, вы сами видите, что кадры, работающие в холдинге «Главред-Медиа», — профессиональные. Поэтому естественно, что и дальше мы будем делать предложения только профессиональным людям.

 

Что касается радио — то уже могу сказать, что этот проект (построение собственной сети или развитие приобретенной) будет вести Инна Кузнецова (ныне директор по развитию «Главред-Медиа», до этого главный редактор «Радио Эра FM»).

 

Каким образом будет конвергироваться то, что делает УНИАН, в проект «УНИАН-ТВ»?

 

УНИАН делает новости. И по новостям это агентство номер один: их покупают политики, экономисты, телеканалы, издания. Мы планируем, что на базе УНИАН будет создан back-office, который будет делать новости не только для информагентства, но и в визуальном виде, для телевидения.

 

Для участия в конкурсе на место в мультиплексе МХ-4 вы предложили как оригинальный проект именно новостной канал. Это связанно с наличием базы УНИАН, или с еще какими-то, возможно, имиджевыми вещами?

 

Во-первых, есть база УНИАН. А с точки зрения имиджа, это в первую очередь будет канал европейского уровня. С соответствующими европейскими и евроатлантическими ценностями, которые разделяет журналистский коллектив УНИАН. И эти ценности мы будем популяризировать. Впрочем, если вы посмотрите акценты в тех СМИ, соучредителем которых я являюсь, увидите, что тема НАТО для них — одна из приоритетных.

 

Почему?

 

Я считаю, что Украина, вступив в НАТО, станет действительно независимым государством. И тогда уже возврат к имперской политике будет невозможен. Тогда Украина сможет не бояться, кто будет ее следующим президентом или премьер-министром, потому что любая власть в Украине, независимо от результатов выборов, будет вынуждена выполнять европейские стандарты.

 

Поэтому я и считаю вопрос НАТО главным для Украины. Более того, я просто счастлив, что мы уже проголосовали за протокол ВТО и можем приступить к решению этого вопроса.

 

Вы разделяете при этом европейскую интеграцию Украины и евроатлантическую?

 

Нет. Они — как близнецы: без НАТО нет европейской интеграции.

 

Наверняка за эти несколько лет, занимаясь медиа как бизнесом, вы столкнулись с тем, как строятся в нашей стране взаимоотношения между владельцами медиа и политиками, бизнесменами. Как бы вы их охарактеризовали, и как вы на них реагируете?

 

Я думаю, что эти отношения зачастую пребывают на первобытном уровне. Я часто слышу: «Саша, а что у тебя написали в "Профиле", "Главреде", "Телекритике"…?». И отвечаю: «Я не могу отвечать за то, что там написали, потому что я не главный редактор». Я, по сути, не занимаюсь руководством холдинга: выполняя норму закона, после избрания в Верховную Раду я передал акции в управление менеджменту.

 

В холдинге я делаю одно — определяю его стратегическое направление. И на собеседованиях, которые проводились с руководителями проектов, я озвучивал два тезиса.

 

Первый — разделяют ли они мое видение, что в серьезных изданиях недопустима публикация «желтизны», «чернухи» и «заказных» материалов?

 

Второй — разделяют ли они мои убеждения о том месте, которое Украина должна занять в мире? Если мы соглашаемся, что Украина должна стать европейской страной, войти в НАТО и Евросоюз, то во всем остальном у нас противоречий быть не может.

 

Многие обратили внимание на интервью Александра Дубилета, который сказал, что «Приватбанк» не имеет отношения к УНИАНу и «Комсомольской правде в Украине». Можете ли вы сказать, кто со стороны Коломойского владеет УНИАНом?

 

Игорь Коломойский в своем интервью дал ответы на все вопросы. Зачем повторять?

 

Вы сказали, что ваши активы распределяются 50/50. Удовлетворены ли вы сотрудничеством с Игорем Коломойским? Как оно складывается?

 

Скажу откровенно: вначале было непросто. Но на сегодняшнем этапе, думаю, все нестыковки пройдены. Процесс притирки, адаптации, как это происходит в любой компании, прошел — и теперь у нас нет противоречий по поводу того, как должен развиваться холдинг.

 

Я действительно являюсь, как сказал Игорь Валерьевич, «управляющим партнером», поскольку Коломойский не вмешивается в управление, только принятие бюджета проходит совместно. Контентной частью занимаются руководители проектов, более того, мы с партнером не хотим, чтобы нас в это втягивали.

 

Ставятся ли какие-либо конкретные задания по доходности СМИ, входящих в холдинг?

 

Задания ставятся по рейтингам, а это взаимосвязанные вещи: чем выше рейтинг, тем выше доходность. Естественно, мы, как акционеры, рассматриваем этот холдинг в первую очередь как бизнес-проект, а не как инструмент политического влияния.

 

Будут ли докупаться какие-то активы, кроме радиовещательных, или в целом формирование ядра холдинга завершено?

 

В ближайшие год-два мы должны развить те проекты, которые уже входят в холдинг — и онлайновые, и печатные, и телевизионные. А дальше посмотрим. Развитие каждого проекта зависит главным образом от его руководителя. Естественно, если брать линейку, нам не хватает какого-то делового издания.

 

Вы собираетесь создавать его с нуля, или покупать?

 

В разработке оба варианта.

 

Как будет продаваться реклама в холдинге «Главред-УНИАН» с учетом создания «УНИАН-ТВ» и других проектов? Будет ли создан свой сейлз-хаус?

 

Этот вопрос поручено проработать генеральному директору Олегу Наливайко — он должен выходить с инициативами по прибыльности. И этот вопрос вы должны переадресовать в первую очередь ему.

 

На сегодняшний день у нас есть рекламное агентство MediaNova, это достаточно динамичная компания. Она предлагает много сервисов, выиграла ряд тендеров у компаний, которые невозможно пролоббировать, то есть, выиграла их честно.

 

Будете ли вы участвовать в дальнейших конкурсах на частоты?

 

Конечно, хотелось бы, кроме новостного, сделать общественный канал. Я очень хочу сделать детский канал. Вот у меня недавно родились два сына, и я, как говорится, на себе ощущаю, насколько это большая проблема — детям смотреть нечего!

 

Моя четырехлетняя дочь смотрит единственную детскую программу на канале НТВ. Впрочем, детский канал — это, скорее, имиджевый проект, о котором, возможно, мы поговорим в будущем.

 

Можете ли вы сказать, на каком сейчас этапе находится реструктуризация медиагруппы «1+1»?

 

Я не являюсь владельцем канала «1+1». Имею к нему опосредованное отношение через своего партнера Игоря Коломойского и компанию СМЕ, с которой сотрудничаю по «Гравису». Вопросы по «1+1» нужно задавать новому топ-менеджменту.

 

А как вы со стороны оцениваете то, что происходит на этом канале?

 

Моя личная точка зрения: канал за последние полтора-два года очень много потерял. Причиной этого, я полагаю, было безвластие, внутренние раздоры и склоки. На сегодняшний момент все это прошло, и я думаю, что канал получит новый толчок к развитию. Я рад, что «1+1» принадлежит публичной компании, поэтому на нем нельзя будет ввести «темники», как в 2004 году, или защищать чьи-то узконаправленные интересы.

 

То есть, вы отбрасываете саму возможность того, что на будущих президентских выборах или уже на грядущих киевских канал «1+1» может быть использован как политический инструмент?

 

Для публичной компании это недопустимо. Если бы все украинские каналы были публичными, и не контролировались через офшорные компании, думаю, все было бы гораздо проще.

 

Например, до сих пор никто не знает, кто же все-таки является непосредственным владельцем канала «Интер». Ходит много слухов… Как народный депутат, считаю, что следует принять закон, который обяжет СМИ «засветить» имена своих акционеров — и не в виде офшорных компаний, а реальных людей. Я считаю, что пример «Главреда» — с одной стороны это прецедент, когда были названы имена собственников, с другой стороны — это позитивный шаг к цивилизованному обществу.

 

10 апреля в программе «Дуэль» (ТРК «Украина») первому заместителю председателя Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Игорю Курусу задали вопрос, кто стоит за телекомпаниями, которые выиграли цифровой конкурс. Он ответил, что не знает. Мы знаем, по крайней мере, кто стоит за «УНИАН-ТВ»…

 

Я этого никогда не скрывал. В начале августа 2007 года руководители холдинга вышли на пресс-конференцию, открыто заявив о том, кто является учредителем.

 

Но почему возможна такая ситуация, когда появляются восемь новых телеканалов, и даже член Нацсовета не знает, кто за ними стоит?

 

Прежде чем кого-то судить, нужно начинать с себя. Я начал с себя, и теперь логично, что буду публично призывать всех собственников «раскрыть карты». Потому что страна должна жить по публичным правилам — тогда все станет гораздо проще.

 

На месте Нацсовета я бы не допускал к конкурсу компании, о которых ничего неизвестно, хотя законодательно это и не отрегулировано. Я понимаю, что это вопрос в первую очередь не к Нацсовету, а к законодателям. Буду пытаться как можно быстрее инициировать такие законодательные изменения в Верховной Раде.

 

Вы сотрудничаете со СМЕ, крупной международной компаний, владеющей медиа. Чем отличается сотрудничество с западной медиакомпанией от сотрудничества с украинскими структурами? Насколько оно вас удовлетворяет, и насколько вам интересно с ними работать?

 

Главное, что меня удовлетворяет, — публичность всех решений. Не удовлетворяет же то, что решения в этой компании принимаются очень долго. И поскольку медиарынок очень динамичен, долговременные задержки принятия решений влекут за собой падение рейтингов.

 

Уверены ли вы в том, что «1+1» не наступит на грабли 2004 года и не попадет в зависимость от политиков?

 

Такой человек, как Лаудер, — с такой фамилией и из такой семьи, — не может попасть в зависимость от политиков. В те времена, о которых вы говорите, управляющим партнерам «1+1» был Фуксман. И он-то как раз был непубличным, и именно тогда «1+1» попал в зависимость от политиков. Теперь СМЕ взяла на себя контроль над всеми предприятиями, а этой компании такая зависимость не грозит.

 

Исполнительный вице-президент СМЕ Марина Вильямс в интервью журналу «Телекритика» упоминала о возможности реализации совместных интернет-проектов с «Главред-Медиа». Что имелось в виду?

 

СМЕ интересуют вопросы, связанные с развитием Интернета в Украине. Впрочем, думаю, они интересуют не только СМЕ, а и многие другие западные компании, которые также выходили и продолжают выходить со своими предложениями к нам.

 

Например, были интересные предложения из Норвегии. Со СМЕ мы также обсуждаем эти вопросы, но для начала мы должны окончательно расставить акценты в стратегии работы с теми телеканалами, по которым мы работаем. После чего вернуться к вопросу совместной работы в Интернете.

 

С другой стороны, мы не ждем каких-то партнеров и сами развиваем этот вид СМИ. Вскоре, например, мы запустим большой портал, который будет также входить в состав холдинга. В тестовом режиме мы начнем работать уже скоро, а в сентябре выйдем на полноценный режим.

 

Речь идет о портале, который объединит все сайты холдинга?

 

Нет, об отдельном портале. Это будет информационно-развлекательный ресурс. Там не будет своих новостных журналистов, поскольку новости будут браться из УНИАНа, «Главреда» и других источников холдинга. Наверное, портал будет более развлекательным, массовым, чем интернет-ресурсы, входящие в состав холдинга.

 

Согласитесь, целевая аудитория последних достаточно узка: если брать основных игроков в холдинге — «Главред» и «УНИАН», — это политизированная аудитория, если рассматривать «Телекритику» — у нее еще более нишевая аудитория, связанная с медиа. Новый портал будет адресован универсальной аудитории.

 

Сейчас в бизнес-среде есть разные позиции по поводу конвергенции — создания единого ньюзрума для холдинга или группы СМИ. Некоторые считают это оправданным, некоторые — нет. Есть ли позиция холдинга «Главред-УНИАН» по этому поводу?

 

Считаю, что создавать один большой ньюзрум — это неоправданно. Это можно будет расценивать как некий внутренний «темник», исходя из которого дальше будут распространяться новости, создаваемые в этом ньюзруме. У каждого издания есть свое «лицо», свой стиль, и я бы не хотел, чтобы он размывался.

 

Поскольку сейчас вы будете активно двигаться в сторону телевидения, наверняка вы интересуетесь проблемами телерекламы. Как вы оцениваете нынешнее состояние рынка телерекламы и то, что со стороны той же СМЕ уже не раз звучали критические оценки монополии «Интер-рекламы» и аффилированных с ней структур?

 

Я бы не хотел говорить о монополии «Интер-рекламы» или какой-либо другой рекламной компании: я выступаю вообще против монополизма. Скажу только, что монополия приводит к тому, что рынок не развивается.

 

Реклама — это сфера услуг. Во всем мире в сфере услуг занято 70-80% работающего населения. Рекламу нужно развивать, потому что с ее развитием развивается все, и страна начинает дышать.

 

Каково ваше, как народного депутата, отношение к тому, что на востоке и юге страны достаточно распространены российские телеканалы, в первую очередь — в кабельных сетях?

 

Я полностью поддерживаю заявление Президента об угрозах информационной безопасности. Единственное, что в начале рекламного года выпускать Указ о тех или иных ограничениях, которые начнет действовать немедленно, наверное, неправильно.

 

Вступать в силу этот Указ должен с 1 января 2009 года, потому что все контракты на год подписываются предыдущей осенью, и все знали бы, что нужно адаптировать рекламу, качественно переводить фильмы… Теперь же, когда все контракты готовы, коней на переправе менять нельзя.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео