Александр Толкач: как сохранить душу в период потрясений
03 Ноя 2014, 11:24

Александр Толкач: как сохранить душу в период потрясений

Начиная с ноября 2013 года лучший PR-директор по версии MMR Александр Толкач узнал о своей профессии несколько новых вещей.

Александр Толкач: как сохранить душу в период потрясений

Начиная с ноября 2013 года Александр Толкач  узнал о своей профессии несколько новых вещей. О них и о том, почему важно не быть молчуном, слушать толпу, четче изъясняться, — в колонке для MMR

В период потрясений, задевающих за живое почти каждого человека вокруг, отсеивается шелуха. А это значит, что:

#1 Промахи допустимы в "обычное время", ибо без определенной доли неискренности почти не бывает крупного бизнеса. Во времена потрясений промахи недопустимы — они коробят восприятие внешних аудиторий (будь то "сироп" пресс-релиза или размытая позиция в интервью), они разрушают отношения внутри коллектива.

Как бы ни было тяжело занять позицию, топам придется ее занять и объяснить. Как минимум — внутри коллектива. Вовне — как придется, но внутри обязательно. Иначе люди могут пойти своим путем, иногда разрушительным для компании. За время Майдана это очень отчетливо ощущалось на примере офисов (ДТЭК. — Ред.) в разных городах. Если в Киеве сотрудники тайком в обед бегали на Майдан носить лекарства и еду, боясь попасться на глаза руководству, то в Донецке в курилках обсуждали "когда же там уже разгонят этих хулиганов", также утихая при виде начальства. Потому что было непонятно: а какова же наша позиция? А учитывая, что сами топы находились также в разных "информационных пузырях", то прийти к внутреннему согласию было непросто…

#2 Ищите вдохновение среди людей. Говоря проще, вслушивайтесь в то, что говорят в курилках, столовых, очередях, транспорте. Надо почувствовать, чем реально сейчас заняты мысли людей и ваших же сотрудников. Соцсети тут помогают, но лишь частично — все-таки в них до сих пор "сидит" далеко не самая репрезентативная часть социума, особенно в регионах. Кстати, это может быть очень недешевой ошибкой: пойти на поводу у мнения "большинства" из того же Facebook, а потом узнать, что интересы этих "интеллигентов в очках" кардинально отличаются от идей, будоражащих две трети вашего же офиса и 80% людей городка с населением в 15-30 тысяч человек, где, однако, стоит ваше предприятие. Это позволит понять, какие посылы сейчас будут восприняты, а какие пройдут мимо.

Так что не стесняйтесь, слушайте "толпу" на всех уровнях — для репрезентативности. Заодно это поможет с выполнением п. 1.

А когда оба пункта выполнены, стройте коммуникации, исходя из них. И все. Меньше приторных текстов и рекламы, больше четких мыслей. И тогда даже реклама продукции, мне кажется, будет проще и дешевле. Ведь во времена радикальных перемен в жизни люди ищут, за что зацепиться, ищут конкретики. Поэтому это время — пора ковать и забивать гвозди, а не рисовать ажурные башни. Даже если придется идти в необычный инструментарий — ничего. Это лучше, чем остаться за бортом с привычным набором барахла.

И в самом деле, в такой период выступать с традиционной "инвесторской" презентацией на форуме или рисовать заоблачные перспективы будущих лет в интервью — неуместно, просто неубедительно. И наоборот, посмотрите, как выстрелили те компании, которые в информационном поле сначала заняли четкую позицию по событиям в стране, а потом уже в нее же встраивали свою рекламу или хэппенинги. Причем могли делать это уже за полцены — они расходились "вирусняками". Отличные примеры — уже каноническое "Положи сепаратиста на депозит" или, например, гражданская позиция руководства "Майкрософт Украина" (генеральный директор которой Дмитрий Шимкив в июле 2014 года занял пост заместителя главы Администрации президента Украины. — Ред.).

И еще: во времена перемен коммуникатору, может быть, придется поиграть во внутреннюю "совесть" топ-менеджмента. Потому что как раз в этот период все остальные будут лихорадочно спасать EBITDA, план продаж, лоббистские усилия и т.п. И им будет не до морали и не до четкости. Надо постараться тоже привести их на одну сторону доски пункта один, изложив обнаруженное в пункте два. Если получится — круто, компания будет сильной. Если не получится — готовьте лоб к шишкам. Ибо совесть в такие моменты зудит и неприятна людям… Все равно ваша цель — сохранить три вещи: свою душу, душу компании и людей в компании. Это — сложно. Но без этого перемены могут убить даже устойчивый доселе бизнес.

 

P.S.: И еще: волна, сметающая все на своем пути, может поднять вверх смелого и быстрого. Во время безумного снегопада марта 2013 года я поражался тому, что из всех политиков только мэр Львова Андрей Садовый взял и помахал полдня лопатой.

И насколько вырос его рейтинг и узнаваемость с тех пор! (Хотя, понятно, он много чего делал и до, и после.) А ведь тогда больше никто не понял этой возможности. Не рискнул, не успел, не организовал. Так и сегодня. Подавляющее большинство компаний не сумели сориентироваться в происходящем, затаились. А кто-то открыто сделал свою ставку, занял позицию. И кого-то из них сметет. Но зато остальные взлетят так высоко, как и не снилось "молчунам".

 

Расскажите друзьям про новость