Александр Ольшанский: Глобально в Украине есть всего два больших ресурса — земля и интеллектуальный потенциал
23 Апр 2013, 10:33

Александр Ольшанский: Глобально в Украине есть всего два больших ресурса — земля и интеллектуальный потенциал

Александр Ольшанский о том, что влияет на украинский интернет-рынок, госконтроле, инвесторах АйТи, кириллических доменах, политиках в сети и многом другом — в интервью эксперта.

Александр Ольшанский: Глобально в Украине есть всего два больших ресурса — земля и интеллектуальный потенциал

Накануне iForumа "МедиаБизнес" пообщался с президентом группы компаний "Интернет Инвест" Александром Ольшанским. О том, что влияет на украинский интернет-рынок, госконтроле, инвесторах АйТи, кириллических доменах, политиках в сети и многом другом — в интервью эксперта. 

 

— Чем будут определяться тенденции украинского рынка Интернета? 

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

— Гуглом, Фейсбуком  и госдепом США  (улыбается). Украинский интернет не очень велик и не представляет из себя чего-то обособленного. Если говорить о границах в Интернете, то это границы языковые, но и эти границы достаточно условны. Например, русскоязычный  интернет достаточно велик, чтоб иметь свои собственные тенденции развития. 

— Но все же есть какие-то специфические факторы, влияющие на украинский  интернет-рынок

— Есть два фактора определяющие украинский АйТи бизнес. Первый — плохое национальное законодательство, на которое уже надоело всем жаловаться. Это уже просто общепризнанный "медицинский факт". В разных отраслях оно бывает просто плохим или совсем невыносимым.   В сфере АйТи оно такое, что отрасль развиваться в этой стране не будет, пока ситуация не исправится.  Все талантливые команды будут вначале работать на зарубежный рынок, а потом будут выезжать за границу физически.  

НДС в Украине для этих компаний является практически налогом с оборота. НДС придуман в докомпьютерную эпоху. Он несовместим с тем типом экономики, который мы называем постиндустриальным, то есть экономики ориентированной на создание большой добавленной стоимости. Такой налог поощряет существование компаний "купил за рубль и продал за рубль и одну копейку". При этом полностью убивает возможности для создания компаний типа "придумал Фейсбук и заработал миллиард". В разных странах такую проблему решают по-разному. США и Япония не имеют такого налога. В Индии часть штатов обходятся без взимания НДС.   В большинстве же стран существует специальный режим налогообложения таких компаний.  Иначе такого типа компаний просто не будет. 

— Какой второй фактор?

— Второй фактор, определяющий рынок — наличие специалистов. С доступностью специалистов пока все не плохо. Их относительно много и их уровень квалификации достаточен для воспроизводства. Опасна ситуация, когда их количество падает ниже определенного уровня. Технических специалистов учат другие технические специалисты. Пока что с этим все нормально. Но нужно учитывать, что к этому ресурсу стоит относиться бережно. 

— Вы сталкиваетесь с усилением государственного регулирования? 

— Мы сталкиваемся с усилением госконтроля во всех сферах. Есть высказывание Рейгана: "Правительство не решает проблемы. Оно их создает". Я согласен с этим. Государство должно вмешиваться в экономический процесс в крайних и тяжелых случаях, когда этот процесс выходит за рамки разумного, в остальное время стоит предоставить конкуренции возможность делать свое дело. 

— На рынке интернет-рекламы нет единой медиавалюты и единого измерителя. Это по-прежнему проблема? 

— Вы затронули две проблемы. В Украине два измерителя ИнАУ и Gemius. Их данные отличаются, но это в рамках разумного. То есть, обе методики измерений адекватно отражают действительность.  Медиавалюта на других рынках непосредственно связана с измерениями.  В Интернете не так. И ТАК не будет никогда. В Интернете слишком часто и слишком быстро меняются способы рекламы и способы определения эффективности этой рекламы для того чтобы образовалась единая медиавалюта.  И я не вижу оснований для того чтоб такая  медиавалюта появилась в обозримом будущем. Интернет пытается мерять конкретное рекламное воздействие. Можно сужать аудиторию и при этом повышать эффективность, а для другой части аудитории придумать другой носитель и другой месседж. Интернет-маркетинг меньше оперирует средними цифрами, чем традиционный. 

— Сейчас говорят об индивидуализации потребления рекламы и на ТВ рынке.

— Телевидение со временем прекратит свое существование в привычном нам всем виде. Технологии ТВ и Интернета движутся к конвергенции. Очень быстро движутся. 

— Имеет ли смысл вкладывать деньги в отечественный АйТи, если все так плохо на внутреннем рынке?

— А кто сказал, что инвесторов должен интересовать украинский внутренний рынок? Компании производят экспортную продукцию. Они  развиваются здесь, а потом уезжают в Силиконовую долину. Нужно создать нормальные условия, чтоб оставались здесь. Глобально в Украине есть всего два  больших ресурса — земля и интеллектуальный потенциал. Земля достанется достаточно ограниченному числу игроков. А вот то, что производят мозги, может стать хорошей статьей экспорта, от которой только выиграет наше государство. Это самовоспроизводящийся ресурс и приносить он может больше чем сельское хозяйство.   

— Кирилличные домены: повторим ли ошибки России? 

— Прошло два года и в России все нормализовалось. Если мы учтем ошибки наших соседей, то все будет нормально. Я не вижу предпосылок для повторения чужих глупостей. Впрочем, стоит проводить этот процесс под общественным контролем, чтоб избежать разных спекулятивных вещей, монополизации.  

— Интернет сейчас остается конкурентной средой для продвижения политических идей, что нельзя сказать про другие СМИ. Вы не чувствуете попыток давления и ограничения свободы? Не повредит ли это бизнесу? 

— Это скорее все же вопрос к журналистам. То есть к вам. Но я считаю, что если такое давление есть, то достичь результата будет непросто. Политики относятся к Интернету, как к чему-то обособленному. Хотя чего же пенять-то на зеркало? В зеркало нужно смотреть.  Интернет в нынешних условиях отражает реальную ситуацию.  

Даже в периоды предвыборных кампаний активность политических сил в Интернете низка. Активны граждане, но чтоб кто-то заливал туда деньги — такого нет. На бизнес способны повлиять админресурс или значительные вложения.  Денег я не вижу. А от админресурса страдают все. Например, наверху сказали, что нужно "прибрать к рукам Интернет". Имели в виду политический Интернет, а внизу, например, подумали, что нужно прибрать к рукам интернет-магазины или что-то другое денежное. Политический эффект от этого ровно обратный. Политики не разбираются, не умеют, не используют Интернет по назначению. 

— В Штатах, например, используют активно… 

— Не стоит сравнивать Украину и США. Хотя может уже в 2015 году уровень воздействия Интернета на население будет достаточным, чтобы оказывать серьезное влияние на мозги избирателей. Мы отстаем от США на 7-8 лет в этом вопросе. 

— В чем для вас смысл iForumа, который пройдет 24 апреля?

— Мы хотели общаться с людьми, которые уже что-то сделали в этом мире. Было четыре iForumа и три из них закончились для меня новым бизнесом. Количество идей, которые я получаю в результате посещения iForumа не сравнится с книгой. Для того чтоб найти идею, для меня, нет ничего лучше этого мероприятия. Может мне так везет, но у многих такой же подход. Могут быть и другие мотивации.  Для молодых людей, которые начали делать первые шаги в сети важно пообщаться с людьми, которые продвинулись дальше вас. Я бы не сводил все к деньгам. Идею можно использовать не только для того, чтоб заработать деньги. Никакой другой выгоды от iForum нет, но идеи и общения стоят затрат. И поэтому мы и продолжаем им заниматься.

Владимир Задирака

Расскажите друзьям про новость