07 Май 2012, 07:31

Александр Мартыненко: В ленте новостей биржевика обязательно должны быть новости спорта и порнография

Александр Мартыненко: В ленте новостей биржевика обязательно должны быть новости спорта и порнография

 

Очередной тренинг для региональных журналистов «Практическая журналистика» в ИА «STATUS QUO» состоялся с участием Александра Мартыненко, генерального директора агентства «Интерфакс-Украина».

 

Общее впечатление от тренинга: «Отлично! Классный чувак, шарит, но как это поможет в работе?!». Собравшиеся в зале журналисты подтверждали своими вопросами не до конца понятную практическую ценность тренинга. В основном вопросы касались взаимодействия корреспондента и ньюсмейкера, корреспондента и пресс-службы, выбору тем, распространению слухов и других мелких деталей. Заявленная же в анонсе тема про «интернет-журналистику» поднималась только в уничижительно саркастическом смысле. Ну не любит Александр Мартыненко интернет-сайты и интернет-журналистику. Имеет полное право не любить, так как считает, что цель интернет-журналистики — зарабатывать клик пользователя, а цель настоящего информационного агентства — продавать информацию для работы. Общее у этих двух «журналистик», по его мнению, только инструмент —  интернет.

 

Нужно признать, семинар оказался полезным для самообразования и повышения собственных знаний об этике журналистики, об истории Интерфакса, о том, как надо работать по-настоящему. К сожалению, практический потенциал семинара оставил желать лучшего. Большинство практических вещей, о которых говорил спикер, просто невозможно воплотить в региональных условиях.

 

Конспект семинара

Про Интерфакс

В информагентстве Интерфакс-Украина работает 100 человек. Из них 25 — это корреспонденты, включая региональных. В объеме новостей 70% составляют экономические новости. На всю столицу нашей Родины в агентстве всего 8 «бегающих» журналистов. В экономическом отделе все разделены по отраслям. Всего 28 человек, которые одновременно и корреспонденты и редактора. В агентстве большой отдел перевода. Базовый язык русский. 30-40% переводят на украинский и 25% на английский.

 

Кто читает: Интерфакс не работает на народ. Информацию читают на работе и для работы.

 

Целевая аудитория: Подписчики — отечественные и иностранные СМИ, бизнес и банки. Органы власти очень слабо представлены.

 

Доход: Агентство Интерфакс-Украина самоокупаемо на 105-107%. 90% —подписка. 95% экономических новостей не выходит в открытую часть и 80% от общих новостей.

 

Дистрибуция: Основные каналы продаж — отраслевые конференции, спонсорство. Спонсируются все отраслевые события.

PR: Не размещают коммерческих новостей.

 

Мысли об Украине

В Украине есть города, из которых годами не приходит никаких новостей. Когда вы последний раз слышали новости из Кировограда, например?

Платить дивиденды в нашей стране не принято. Это считается дурным тоном.

Мир об Украине пишет в рамках трех тем: Тимошенко, урожай зерна и газ.

Если будет приватизация сельхозземли, то это будет новость номер один для мира из Украины.

 

Об Интернете

Интернет-сайты нам не конкуренты. Украинские интернет-сайты борются за клики. Мы не боремся за них, потому что в украинском интернете нет денег и пока не будет.

Зачем мне красивый сайт с видео и интерактивом если он не принесет мне ни копейки?

Интернет-трейдинг есть, а торговать нечем, потому что фондового рынка нет.

Святая функция Интернета — показывать правду о тех людях, которые сидят там наверху, показывать их глупость. Но это не святая обязанность и даже не функция информационного агентства.

До Интернета можно было цензуру запускать. Сейчас у каждого есть телефон — не запретишь выход материала никак. Это раньше можно было заблокировать выход видео или сюжета.

 

О жизни

Хороший продукт — это не тот, который качественный, а тот, который продается.

Для меня человеческие отношения выше профессиональных. Когда есть конфликт, я стараюсь искать компромисс.

Если человек может назвать больше одного вице-спикера, то с ним можно начинать работать.

Научить журналиста разбираться в АЭС я не могу, а научить инженера писать новости я могу.

В мире обмена информации ценность не в технологии обмена, а в контенте.

В Беларуси был случай, когда пяти молокозаводам продали дипломатическую подписку.

 

О стиле

Главное правило стиля новостей Интерфакса — это простота. Журналист не имеет право писать о том, что сам не понял.

В заголовке должно быть не больше 76 знаков — написано в stylebook.

 

О новостях

В ленте новостей биржевика обязательно должны быть новости спорта и порнография.

Золотая цитата — это главная цитата, которая обычно помещается во второй абзац текста.

Люди читают новости, чтобы найти ответы на вопрос: Что будет завтра. Вчера никого не интересует.

Хорошая новость должна отвечать на вопрос: «Ну и что с того?»

Новость, когда из-под земли достали людей, — это международная новость.

Когда нет жертв — это не флеш, но это важная новость.

Новости для нас — это события, которые влияют на жизнь большого количества людей.

Неподтвержденные слухи не публикуются.

 

О работе

Лучше мы опоздаем на две минуты, но передадим точную информацию.

Мы журналистов не наказываем. Наказывать надо лентяев и разгильдяев. Таких у нас нет.

В Москве Интерфакс конкурирует с РИА Новости. Борьба идет за каждую минуту скорости публикации. Проигрыш больше трех минут — достаточное основание для того, чтобы разбираться в ситуации. Потому что нам платят не только за объективность, но и за оперативность.

Работа корреспондента не в офисе, а в ведомстве, к которому он прикреплен.

Не общайтесь на конференциях и мероприятиях с коллегами. Это тоже самое, что слушать концерт в зале, сидя с плеером.

Ньюсмейкеры должны знать корреспондентов в лицо.

Телевидение — это единственный способ коммуникации, который по-настоящему работает. Интернет не работает.

Корректор не нужен. Корректор — это дополнительная плата за непрофессионализм редактора и журналиста.

Одно время чиновники не знали, что такое планшеты и не отнимали их, а телефоны отнимали. Пользуйтесь преимуществами.

Мы в пресс-центр выступать не пускаем только больных и клинических идиотов. Их видно издалека и у них нет денег. Femen мы отказали в проведении пресс-конференции.

Радио-станции убыточны все, телеканалы почти все, кроме 2-3, тоже самое в интернет-проектах. С газетами все грустно.

Мы не следим за цитируемостью в Украине. В мире следим.

 

О пресс-службах

В паре пресс-секретарь и журналист все зависит от обоих партнеров.

Задача пресс-секретаря — создавать светлый образ шефа.

С пресс-службами всегда надо договариваться. У них работа защищать своих шефов.

В пресс-центре Черноморского флота всегда работали очень хорошие «кадровые» люди.

Выборочные приглашения от пресс-службы на события это нормально — я сам так делал.

Талант пресс-службы объяснить раньше журналиста, почему в их шефа полетело яйцо. Когда произошел инцидент — надо думать не о том сняли его или нет, а о том, как объяснить его людям, интерпретировать.

 

Александр Мартыненко: биографическая справка.

 

Родился 22 августа 1960 года в Харькове.

Образование — экономический факультет Харьковского государственного университета (специальность — планирование промышленности).

С сентября 1982 года Александр Мартыненко — инженер планового отдела завода «Коммунар».

С марта 1987 года — младший научный сотрудник кафедры планирования народного хозяйства Харьковского госуниверситета.

С января 1990 года — корреспондент, редактор отдела газеты «Ориентир ДиП». С января 1992 года — главный редактор агентства «Харьков-новости».

В 1992-1998 годах — президент агентства «Интерфакс-Украина».

С июня по ноябрь 1998 года — заместитель председателя Администрации президента Украины. С ноября 1998 года по октябрь 2001 года — пресс-секретарь президента Украины. С октября 2001 года — консультант Администрации Президента.

С апреля 2001-го по сентябрь 2002-го — секретарь Совета по вопросам информационной политики при президенте Украины.

С 17 июня 2002-го по 6 сентября 2003 года — член Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания.

В октябре 2003 года вернулся в агентство «Интерфакс-Украина» на должность генерального директора.

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео