Александр Мартыненко: В ленте новостей биржевика обязательно должны быть новости спорта и порнография
Очередной тренинг для региональных журналистов «Практическая журналистика» в ИА «STATUS QUO» состоялся с участием Александра Мартыненко, генерального директора агентства «Интерфакс-Украина».
Общее впечатление от тренинга: «Отлично! Классный чувак, шарит, но как это поможет в работе?!». Собравшиеся в зале журналисты подтверждали своими вопросами не до конца понятную практическую ценность тренинга. В основном вопросы касались взаимодействия корреспондента и ньюсмейкера, корреспондента и пресс-службы, выбору тем, распространению слухов и других мелких деталей. Заявленная же в анонсе тема про «интернет-журналистику» поднималась только в уничижительно саркастическом смысле. Ну не любит Александр Мартыненко интернет-сайты и интернет-журналистику. Имеет полное право не любить, так как считает, что цель интернет-журналистики — зарабатывать клик пользователя, а цель настоящего информационного агентства — продавать информацию для работы. Общее у этих двух «журналистик», по его мнению, только инструмент — интернет.
Нужно признать, семинар оказался полезным для самообразования и повышения собственных знаний об этике журналистики, об истории Интерфакса, о том, как надо работать по-настоящему. К сожалению, практический потенциал семинара оставил желать лучшего. Большинство практических вещей, о которых говорил спикер, просто невозможно воплотить в региональных условиях.
Конспект семинара
Про Интерфакс
В информагентстве Интерфакс-Украина работает 100 человек. Из них 25 — это корреспонденты, включая региональных. В объеме новостей 70% составляют экономические новости. На всю столицу нашей Родины в агентстве всего 8 «бегающих» журналистов. В экономическом отделе все разделены по отраслям. Всего 28 человек, которые одновременно и корреспонденты и редактора. В агентстве большой отдел перевода. Базовый язык русский. 30-40% переводят на украинский и 25% на английский.
Кто читает: Интерфакс не работает на народ. Информацию читают на работе и для работы.
Целевая аудитория: Подписчики — отечественные и иностранные СМИ, бизнес и банки. Органы власти очень слабо представлены.
Доход: Агентство Интерфакс-Украина самоокупаемо на 105-107%. 90% —подписка. 95% экономических новостей не выходит в открытую часть и 80% от общих новостей.
Дистрибуция: Основные каналы продаж — отраслевые конференции, спонсорство. Спонсируются все отраслевые события.
PR: Не размещают коммерческих новостей.
Мысли об Украине
В Украине есть города, из которых годами не приходит никаких новостей. Когда вы последний раз слышали новости из Кировограда, например?
Платить дивиденды в нашей стране не принято. Это считается дурным тоном.
Мир об Украине пишет в рамках трех тем: Тимошенко, урожай зерна и газ.
Если будет приватизация сельхозземли, то это будет новость номер один для мира из Украины.
Об Интернете
Интернет-сайты нам не конкуренты. Украинские интернет-сайты борются за клики. Мы не боремся за них, потому что в украинском интернете нет денег и пока не будет.
Зачем мне красивый сайт с видео и интерактивом если он не принесет мне ни копейки?
Интернет-трейдинг есть, а торговать нечем, потому что фондового рынка нет.
Святая функция Интернета — показывать правду о тех людях, которые сидят там наверху, показывать их глупость. Но это не святая обязанность и даже не функция информационного агентства.
До Интернета можно было цензуру запускать. Сейчас у каждого есть телефон — не запретишь выход материала никак. Это раньше можно было заблокировать выход видео или сюжета.
О жизни
Хороший продукт — это не тот, который качественный, а тот, который продается.
Для меня человеческие отношения выше профессиональных. Когда есть конфликт, я стараюсь искать компромисс.
Если человек может назвать больше одного вице-спикера, то с ним можно начинать работать.
Научить журналиста разбираться в АЭС я не могу, а научить инженера писать новости я могу.
В мире обмена информации ценность не в технологии обмена, а в контенте.
В Беларуси был случай, когда пяти молокозаводам продали дипломатическую подписку.
О стиле
Главное правило стиля новостей Интерфакса — это простота. Журналист не имеет право писать о том, что сам не понял.
В заголовке должно быть не больше 76 знаков — написано в stylebook.
О новостях
В ленте новостей биржевика обязательно должны быть новости спорта и порнография.
Золотая цитата — это главная цитата, которая обычно помещается во второй абзац текста.
Люди читают новости, чтобы найти ответы на вопрос: Что будет завтра. Вчера никого не интересует.
Хорошая новость должна отвечать на вопрос: «Ну и что с того?»
Новость, когда из-под земли достали людей, — это международная новость.
Когда нет жертв — это не флеш, но это важная новость.
Новости для нас — это события, которые влияют на жизнь большого количества людей.
Неподтвержденные слухи не публикуются.
О работе
Лучше мы опоздаем на две минуты, но передадим точную информацию.
Мы журналистов не наказываем. Наказывать надо лентяев и разгильдяев. Таких у нас нет.
В Москве Интерфакс конкурирует с РИА Новости. Борьба идет за каждую минуту скорости публикации. Проигрыш больше трех минут — достаточное основание для того, чтобы разбираться в ситуации. Потому что нам платят не только за объективность, но и за оперативность.
Работа корреспондента не в офисе, а в ведомстве, к которому он прикреплен.
Не общайтесь на конференциях и мероприятиях с коллегами. Это тоже самое, что слушать концерт в зале, сидя с плеером.
Ньюсмейкеры должны знать корреспондентов в лицо.
Телевидение — это единственный способ коммуникации, который по-настоящему работает. Интернет не работает.
Корректор не нужен. Корректор — это дополнительная плата за непрофессионализм редактора и журналиста.
Одно время чиновники не знали, что такое планшеты и не отнимали их, а телефоны отнимали. Пользуйтесь преимуществами.
Мы в пресс-центр выступать не пускаем только больных и клинических идиотов. Их видно издалека и у них нет денег. Femen мы отказали в проведении пресс-конференции.
Радио-станции убыточны все, телеканалы почти все, кроме 2-3, тоже самое в интернет-проектах. С газетами все грустно.
Мы не следим за цитируемостью в Украине. В мире следим.
О пресс-службах
В паре пресс-секретарь и журналист все зависит от обоих партнеров.
Задача пресс-секретаря — создавать светлый образ шефа.
С пресс-службами всегда надо договариваться. У них работа защищать своих шефов.
В пресс-центре Черноморского флота всегда работали очень хорошие «кадровые» люди.
Выборочные приглашения от пресс-службы на события это нормально — я сам так делал.
Талант пресс-службы объяснить раньше журналиста, почему в их шефа полетело яйцо. Когда произошел инцидент — надо думать не о том сняли его или нет, а о том, как объяснить его людям, интерпретировать.
Александр Мартыненко: биографическая справка.
Родился 22 августа 1960 года в Харькове.
Образование — экономический факультет Харьковского государственного университета (специальность — планирование промышленности).
С сентября 1982 года Александр Мартыненко — инженер планового отдела завода «Коммунар».
С марта 1987 года — младший научный сотрудник кафедры планирования народного хозяйства Харьковского госуниверситета.
С января 1990 года — корреспондент, редактор отдела газеты «Ориентир ДиП». С января 1992 года — главный редактор агентства «Харьков-новости».
В 1992-1998 годах — президент агентства «Интерфакс-Украина».
С июня по ноябрь 1998 года — заместитель председателя Администрации президента Украины. С ноября 1998 года по октябрь 2001 года — пресс-секретарь президента Украины. С октября 2001 года — консультант Администрации Президента.
С апреля 2001-го по сентябрь 2002-го — секретарь Совета по вопросам информационной политики при президенте Украины.
С 17 июня 2002-го по 6 сентября 2003 года — член Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания.
В октябре 2003 года вернулся в агентство «Интерфакс-Украина» на должность генерального директора.