14 Май 2007, 21:00

Актуально и логично, но несколько утопично

Предложение компании Publicity Creating о введении единых правил проведения PR-тендеров активно обсуждается всеми заинтересованными сторонами. Мнение рекламных агентств MMR публиковал в прошлом номере. Теперь мы поинтересовались, как к подобным инициативам относятся специалисты ведущих украинских компаний

Актуально и логично, но несколько утопично

Предложение компании Publicity Creating о введении единых правил проведени PR-тендеров активно обсуждается всеми заинтересованными сторонами. Мнение рекламных агентств MMR публиковал в прошлом номере. Теперь мы поинтересовались, как к подобным инициативам относятся специалисты ведущих украинских компаний.Вероника Ченакина, PR-менеджер / Телеком Самсунг Электроникс УкраинаВ целом эта инициатива мне кажется достаточно актуальной и логичной на фоне уверенного роста украинского рынка PR и возрастающей роли этой функции в украинских компаниях. И я думаю, что разработка профессиональных рекомендаций касательно тендерной процедуры будет действительно полезной как раз компаниям, для которых PR-коммуникации являются относительно новым направлением в работе и которым порой просто не хватает опыта и знаний для того, чтобы четко сформулировать задания и правильно организовать тендер. В нашей компании, как и в большинстве международных корпораций, существует давний опыт глобальной работы PR-функции и четкие внутренние профессиональные стандарты. Поэтому прозрачность, объективность и системность тендерной процедуры являются для нас не только очевидными с профессиональной точки зрения, но и обязательными согласно внутренним процедурам нашей компании. Если же говорить о возможности введения единых и непреложных правилах проведения тендеров на PR (или рекламное) обслуживание, которые стали бы обязательными для всех участников рынка, то это звучит несколько утопично: не совсем понятно, как можно заставить всех соблюдать эти правила. В конце концов, и сейчас никто не заставляет агентства участвовать в тендерах, которые кажутся им сомнительными; равно, как у многих компаний проведение тендера не является обязательной процедурой при выборе подрядчика. Здесь, скорее, стоит говорить о необходимости воспитания профессионально-этических стандартов ведения бизнеса и содействия росту профессионализма участников украинского рынка PR.Татьяна Зарембо, начальник управления рекламы и связей со СМИ банка ХрещатикПравила проведения PR-тендеров, т. е. стандарты, на мой взгляд, должны быть едиными для всех. Иначе это уже не правила. Хочу отметить, что ни одно PR-агентство не сможет на высоком профессиональном уровне провести PR-кампанию финансового учреждения без помощи пиарщика, работающего в банке. Именно он грамотно и в нужном направлении может скоординировать действия и достойно представить организацию на рынке, так как имидж финансового учреждения — материя достаточно тонкая, требующая особого заботливого внимания. Помните, как говорили мудрые: деньги любят тишину. Добавим: и доверие. Это — ведущий фактор формирования имиджа любой финансовой структуры, поскольку довести клиента, образно говоря, до дверей банка или страховой компании возможно, только сформировав к ним доверие, уверив клиентов в их стабильности и надежности. Елена Шевченко, PR-менеджер гостиницы Премьер ПаласЯ внимательно прочитала письмо-обращение компании Publicity Creating. Честно сказать, местами агрессивный тон письма несколько обескураживает. Зачем говорить (цитирую письмо), что «во-первых, организаторы тендеров, как правило, не имеют четкого представления о ситуации на рынке PR, не владеют информацией об основных операторах, их позиционировании, опыте, профессионализме…». Зачем всех «чесать» под одну гребенку? Да, пока рынок сложно назвать цивилизованным, есть асы своего дела, есть, к сожалению, люди случайные. И последних вряд ли вообще заинтересует этот вопрос. Теперь что касается сути вопроса. Предложение интересное и правильное. Систематизация и упорядочение процессов — первый признак цивилизованных и продуманных взаимоотношений на рынке. Считаю, что должны быть разработаны общие рекомендации и правила, а также источник, где соответствующую информацию можно взять. Это станет серьезным подспорьем для компаний, у которых нет опыта проведения тендеров, и в ситуациях, когда «заказчик» сам до конца не понимает, чего хочет и как оно должно быть. Кроме того, наличие такой информации на рынке будет носить и образовательный характер, т. к. повысит общую культуру взаимоотношений между игроками рынка. Единственное, после прочтения документа и правил осталось ощущение, что о самом заказчике исследований и забыли. А ведь как справедливо заметила Ирина Лылык (УАМ также подошла к решению проблемы о проведении тендеров на маркетинговые исследования), данный документ должен отстаивать интересы обеих сторон (клиента и исследователя). И сейчас я озвучу вопросы, которые беспокоят меня как потенциального заказчика услуг.1. Конфиденциальность полученной от заказчика информации (брифа). Бывает, и это не единичные ситуации, когда бриф просто «пошел гулять по городу». Кстати, к вопросу о доверии. Возможно, это одна из причин, по которой обращаются не в специализированные агентства, а в те, с которыми работали знакомые, партнеры. Агентство проверено, все нормально — и пошло, поехало.2. Наличие у агентства рекомендаций и отзывов от клиентов. Иногда сталкиваешься с тем, что агентство обижается, когда звонишь их клиентам и узнаешь, как им работалось вместе. Хотя, я считаю, это нормальная практика. 3. И, возможно, наличие «черного списка», в котором заинтересованы обе стороны.Думаю, список можно продолжать. Считаю, что в рассмотрении этого вопроса и разработке правил должны принимать участие обе стороны: агентство и заказчик. Если не будут учтены пожелания хоть одной из сторон, правила, к сожалению, так и останутся правилами на бумаге.Юлия Евтушенко, специалист по связям с общественностью Бритиш Американ Тобакко УкраинаКак правило, при проведении тендеров компания ориентируется на существующие внутренние политики и процедуры. Составляя бриф для агентств, компания каждый раз учитывает конкретные задачи, определенные на данный период. Общие правила могли бы существовать не как обязательный, а, скорее, как рекомендательный документ. Четко прописанный алгоритм проведения тендера мог бы помочь компаниям, прежде всего, ускорить процесс поиска и отбора агентства.Евгения Сацкая, корпоративный пресс-секретарь авиакомпании МАУ К введению единых правил проведения PR-тенедров пока отношение неоднозначное. Существует Закон Украины О закупке товаров и услуг, в котором четко прописаны механизмы проведения тендеров на закупку услуг, к которым относятся и услуги по обеспечению так называемых связей с общественностью. При этом на практике существует множество тонкостей именно на заказ PR-услуг, довольно сложно четко и однозначно сформулировать тендерные задания. Компания-заказчик пиар-услуг зачастую затрудняется в определении своих пожеланий к агентствам, которые такие PR-услуги предоставляют, путает непосредственно PR-услуги с ивент-менеджментом, налаживанием связей со СМИ и т. д. Очень часто победа в тендере достается агентству, предложившему наиболее низкую стоимостью, то есть дешевизна услуги, а не ее качество является определяющей. Таким образом, на практике на сегодняшний день именно конкурентную стоимость услуги можно рассматривать как единое (или — единственное основное) правило проведения тендера.На мой взгляд, причина этого заключалась в том неразнообразии и ненасыщенности рынка PR-услуг, которые существовали до недавнего времени. Сейчас, к счастью, ситуация качественно изменилась — на рынок выходит все больше профессиональных игроков, которые четко позиционируют себя в той или иной плоскости PR-услуг и готовы предлагать конкурентные условия обслуживания. Если эта бурная тенденция развития рынка PR-услуг будет продолжаться, выработка единых правил проведения конкурсов (тендеров) станет необходимостью, потому что должны будут соревноваться и оцениваться именно услуги, их качество, а не только стоимость. И заказчику придется жестко определять и формулировать задачи для участников тендера для того, чтобы обеспечить им равные условия и справедливый конкурс. Это позволит как минимум: а) правильно определить PR-агентство — победителя тендера, т. е. сумму свыше 50 тыс. грн. (согласно вышеупомянутому закону, именно услуги стоимостью выше 50 тыс. грн. подлежат тендеру) потратить на «правильный» PR; б) избежать упреков и претензий со стороны участников тендера, которые проиграли; в) избежать неоправданных затрат на проведение непосредственно тендера (публикация объявлений, оплата представленных концептов и т. д.).Любой конкурс (тендер, соревнование и т. д.) обязательно должен иметь четкие единые правила, без которых результат такого конкурса будет небесспорен. И конкурс на PR-услуги — не исключение. Волкова Наталья, начальник отдела маркетинга мебельной фабрики НеополЯ считаю целесообразным введение единых правил проведения PR-тендеров.Стандарты необходимы, особенно для управления процессами, которые проводятся постоянно. Это позволяет сократить время выполнения процесса, улучшить взаимодействие его участников и улучшить качество результата. Недостаточность и нередко необъективность информации об отечественном PR-рынке мешает не только заказчикам, но и развитию PR-услуг как таковых. Внедряются новые технологии, но информация о многих услугах так и не доходит до конечного потребителя. Единые правила проведения PR-тендеров, возможно, расширят границы общения между PR-агентствами и заказчиками и превратят тендеры в более эффективный инструмент выбора партнера в области PR.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео