ABC — Always Be Creating, или Как находить баланс между креативом и прагматичностью
27 Фев 2020, 11:00

ABC — Always Be Creating, или Как находить баланс между креативом и прагматичностью

Американский режиссер Тим Скусен о кино, рекламе, коллегах по цеху и любимых клиентах

Как снимать ролики для Nike, выиграть Каннского Льва, запустить вирусный ролик за несколько лет до IceBucketChallenge и находить баланс между креативом и прагматичностью — об этом всем и о многом другом MMR пообщася с американским режиссером Тимом Скусеном на фестивале американского кино «Независимость».

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Добрый день, Тим! В 2009 году Вы получили бронзового Каннского Льва за документальный сериал о школьном американском футболе. В чем секрет Вашего успеха? Что нужно для того, чтобы выиграть льва?

Я считаю, что самое главное — это делать что-то настоящее и делать это искреннее. Сейчас объясню детальнее. Я снимаю как документальные фильмы, так и художественные, а также рекламные ролики. И как художественные, так и документальные фильмы могут органично использоваться для рекламы. Соответственно, иногда рекламные агентства обращаются к режиссерам с целью снять рекламный ролик, а иногда — что-то «настоящее». 

Бронзового льва я получил за документальный сериал. Ко мне обратилась телекоммуникационная компания с просьбой снять то, что было интересным и важным для их клиентов — школьный футбол. И мы поехали  в провинциальную школу где-то в штате Миссисипи. И на протяжении 3 месяцев, наблюдали за двумя противоборствующими школьными командами. Наблюдали за всем, что они делали, за их тренировками, досугом по отдельности и за их играми друг против друга. При этом, все было максимально приближено к реальной жизни этих ребят, к их рутине, мы показывали их естественную среду обитания. 

И именно в этой естественности и был весь сок. Хоть фильм снимался на заказ телекоммуникационный компании, это не было так, что ребята разгуливали с мобильными телефонами, звонили и мы делали на этом акцент. Компания хотела, чтобы их целевая аудитория смотрела интересный ей контент и просто ассоциировала его с их брендом.

То есть в сериале не было прямого продакт плейсмента?

Да, только ассоциация.  Например, в фильмах о Джеймс Бонде главный герой ходит с часами определенного бренда и ездит на определенной машине, и это классический продакт плейсмент. Но все чаще компании хотят, да и отчасти вынуждены создавать просто хороший контент, который вызовет приятные эмоции у зрителей, и который будет лишь ассоциироваться с их брендом. Сейчас это тренд в рекламе, а в 2009 мы стояли у самих истоков и, возможно, отчасти способствовали его зарождению.

Все чаще компании хотят, да и отчасти вынуждены, создавать просто хороший контент, который вызовет приятные эмоции у зрителей, и который будет лишь ассоциироваться с их брендом.

Тим Скусен
Американский режиссер

Но документальный фильм, который недавно приобрел канал HBO и который, по приглашению Фестиваля американского кино «Независимость», Вы презентовали в Киеве и еще нескольких украинских городах, это другое кино, правильно?

Однозначно другое. Это — документалка в чистом виде. Фильм о людях, которые отбывают наказание в Синг Синг, тюрьме строгого режима в Нью-Йорке. И вы можете представить, что это за люди. Самые что ни на есть бандиты: наркоторговцы, головорезы, торговцы людьми. У большинства из них нет высшего образования и благодаря государственной социальной программе Hudson Link, у них появляется возможность его получить прямиком в тюрьме. И это то, что меняет их жизнь. Фильм показывает эту трансформацию. Фильм носит название «Ноль процентов», поскольку, несмотря на общенациональную статистику в США, согласно которой, рецидив происходит у 60% бывших заключенных, ни один выпускник программы Hudson Link не был повторно осужден.

Фантастика! Но поскольку наше медиа о маркетинге, не могу не задать достаточно скользкий вопрос: считаете ли Вы, что в наше время хороший режиссер должен быть не только творческим человеком, но и прагматичным, беря во внимание, какая тема потенциально может «выстрелить»?

Когда ты снимаешь рекламные ролики, ты априори совмещаешь практическую часть работы (то, что хочет клиент) и творческую (то, как видишь это ты). Что же касается полнометражных фильмов, особенно документальных — в США в отличие от Европы нет программы государственной поддержки фильмов, различных грантов, и т.д. Соответственно, если ты не хочешь, чтобы фильм был убыточным — не можешь позволить себе искусство ради искусства, не беря предпочтения аудитории во внимание. Нужно искать компромисс. Мне везет, что темы, которые я поднимаю в своих фильмах интересны как мне, так и зрителям.

В Вашем портфолио внушительный список рекламных роликов. Вы снимали для Nike, Coca-Cola, Microsoft, Nestle, и многих других. Как Вы начали работать в рекламе?

Я снял несколько фильмов и после их успеха ко мне пришли рекламные агентства и предложили сотрудничество.

Ваши документальные фильмы — это серьезное кино, которое поднимает социально значимые темы. В то же время Ваши рекламные ролики — комедийные в своем большинстве. Смех продает лучше?

Это зависит от бренда, его ДНК и задачи, которую ставит клиент. Так сложилось, что большинство брендов, с которыми я сотрудничал, хотели ассоциироваться у потребителей с чем-то приятным. А юмор — беспроигрышный способ вызвать теплые эмоции и, соответственно, хорошие ассоциации с брендом.

Назовите рекламу, над которой Вам было интереснее всего работать?

Скорее всего, тот самый документальный сериал про школьный футбол. На протяжении трех месяцев я ежедневно наблюдал за школьниками сквозь объектив камеры, за это время я узнал их как людей, со многими сдружился. Мы сняли 6,5 часов контента, 11 эпизодов, которые показали по телевизору, что является полной противоположностью нынешних стандартов — видео по 10-15 секунд для Интернета. Это был уникальный способ рекламы.

А над каким роликом было труднее всего работать?

Шоу для MTV, которое мы сняли с участием Леброна Джеймса (известный американский баскетболист). Но эта однодневная передача по своей сути была ничем иным как рекламой, спонсированной  PowerAde (спортивный напиток от Coca Cola). Мы посвятили ее странным видам спорта — строительству башен из стаканов на время, «строительству» человеческих пирамид, тандем-катанию на BMX и куче другой дичи. А Леброн Джеймс был почетным гостем программы, которого мы поместили в красную коробку. И из этой коробки он отвечал на вопросы ведущих. Это все и по отдельности было весьма странно, а уж вместе… — в этом и челлендж.

 

Кто Ваш любимый клиент и почему?

Мои другие клиенты могут обидеться… 

Это интервью выйдет не на английском языке, так что будем надеяться, что они этого не прочтут =).

Тогда Nike =). У них большие бюджеты и подход, который дает максимальную свободу и позволяет делать crazy штуки. К примеру, для Nike я снял видео (а не рекламный ролик), в котором звезда американского футбола ЛаДэниен Томлисон исполняет странный танец. Танец назывался electric glide LT, и он разошелся вирально (в 2010 году, задолго до IceBucket Challenge), люди  танцевали его повсюду. В итоге об этом говорили по новостям. Все потому что Nike не боится экспериментировать, рисковать, пробовать новое, иногда даже странное.

 

Следили за рекламой во время Super Bowl в этом году? Назовите своих фаворитов.

Однозначно, реклама Jeep с Биллом Мюррей, в которой он снова проживает «День Сурка». Реклама Tide в этом году тоже хороша. И знаете, какой ролик еще был крутой? С Джейсоном Момоа!  В нем Джейсон заходит в дом и снимает с себя футболку, а потом и все свои мускулы, якобы он на самом деле щуплый паренек. Вы видели? Нет?! Ну тогда вы просто обязаны его посмотреть! 

 

 

Если б Вас попросили назвать самый любимый ролик (не Вашего производства), что б это было?

Ох, это все равно, что спросить о любимом фильме или песни. Трудно выделить что-то одно… 

Тогда назовите несколько.

Как вы могли уже заметить, я тащусь от странной рекламы! Поэтому я обожаю ролики Skittles. Один из их роликов — с двумя подростками, парнем и девушкой. У парня Skittles по всему лицу и телу, что напоминает прыщи от ветрянки. Девушка спрашивает у парня: «Это заразно?» и через секунду мы видим как Skittles обсыпали уже и ее. Ну и, конечно, нельзя забывать классику — рекламу Apple 1984 года, с помощью которой Стив Джобс впервые представил свой компьютер миру. Более того, ролик был показан как раз во время Super Bowl, и именно благодаря этому Super Bowl впоследствии и стал одним из самых значимых рекламных ивентов в мире, а в Америке — самым значимым.

Как Вы видите свое будущее? Вы предпочли бы сфокусироваться на кинематографе или продолжите заниматься рекламой?

Можно я просто займу освободившееся место принца Гарри? А если серьезно, мне нравится снимать рекламные ролики. А знаете, что мне нравится в них больше всего? То, что они короткие! Когда я снимаю фильм, я посвящаю ему, как минимум, год. Даже если это короткая документалка. Иногда документальный фильм может занять даже 2-3 года. А ролик я сниму за 3-4 недели. И это весело и креативно. Поэтому я был бы не против продолжать заниматься рекламой нон-стоп. Но индустрия стала безумно конкурентной, много талантливых ребят на рынке, особенно режиссеров.

Поскольку Вы коснулись этой темы, назовите коллег по цеху, режиссеров, которыми вдохновляетесь или которых, быть может, считаете своими самыми большими конкурентами?

Дэвид Финчер — это топ. Еще Генри Лу (Henry Lu) крутой, мне очень импонируют его работы. И имя, которое еще могу посоветовать вам запомнить — Тони Кремер (Tony Kramer).

Какой совет Вы могли бы дать молодым креаторам?

ABC — Always Be Creating! Не ждите работы и уж тем более, не ждите идеальной работы и идеального момента для того, чтобы творить! Начинайте что-то делать прямо сейчас, даже если у вас нет работы. Проверено на собственном опыте. Продолжайте делать, делайте качественно, и Вас обязательно заметят! So don`t wait, just make! Не ждите, а просто делайте!

Не ждите работы и уж тем более, не ждите идеальной работы и идеального момента для того, чтобы творить! Начинайте что-то делать прямо сейчас.

Тим Скусен
Американский режиссер

Расскажите друзьям про новость