07 Апр 2008, 08:56

А. Ротовский: "PR — это вовсе не реклама!"

А. Ротовский: "PR — это вовсе не реклама!"

18-20 апреля в Пуще-Водице (Киевская область) будет проходить VII Международный фестиваль общественных коммуникаций, организатором которой является Киевская школа PR-технологий.

 

Накануне данного мероприятия корреспондент ЛІГАБізнесІнформ интересовался у Андрея Ротовского, основателя Киевской школы PR-технологий и президента Украинской лиги по связям с общественностью, целями данной PR-встречи и тенденциями развития отечественного рынка PR-услуг в целом…

 

Г-н Ротовский, во второй половине апреля в Киеве будет проходить VII Международный фестиваль общественных коммуникаций, организатором которой является Киевская школа PR-технологий. На кого он рассчитан и какова цель данного мероприятия?

 

В фестивале традиционно принимают участие представители всех сегментов рынка общественных коммуникаций: корпоративного сектора, консалтинга. Но большинство участников представляет бизнес.

 

Традиционно в фестивале принимает участие 150-200 человек с разных стран. В 2008 году — это Украина, Польша, Россия, Беларусь, Латвия. Цели у всех разные, но их можно сгруппировать…

 

В частности, молодежь хочет получить технологии и "поучиться", опытные пиарщики – "потусоваться", продвинуть свою репутацию и своих компаний, почувствовать, куда дует ветер рынка, а в целом все стремятся получить новые связи, знакомства в неформальной обстановке фестиваля.

 

Фестиваль позиционируется как важное событие для PR-сообщества Украины. Что дает основания считать его именно важным событием для PR-сообщества?

 

Самым важным событием его называют все независимые эксперты и рейтинги событий. Это самое давнее подобное событие – 7 лет. Самое массовое по составу участников.

 

Кроме того, идеи, презентации, высказанные на фестивале, если они заслуживают того, не остаются незамеченными рынком. Поэтому на фестиваль стремится попасть в качестве докладчиков очень большое количество представителей компаний. Например, в 2007 году на суд экспертного совета было представлено более 40 докладов.

 

Количество компаний, оказывающих услуги в области общественных коммуникаций, растут в Украине с каждым месяцем. Такой род деятельности сегодня уже сравним с риелторской, которая не урегулирована на законодательном уровне. По каким правилам и есть ли вообще какие-либо правила для участников PR-рынка?

 

PR-бизнес – это такой же бизнес, как и любой другой, поэтому он руководствуется общим законодательством. Но есть и специфические правила – Этический кодекс, принятый в частности Украинской лигой по связям с общественностью.

 

Бытует мнение, что сейчас наблюдается ажиотажный спрос на услуги консультантов. Это реальность или PR со стороны самих консультантов?

 

Есть устойчивый спрос на услуги консультантов. Ажиотажа нет. PR становится обычной профессией.

 

К вопросу о качестве предложения… Способны ли ныне отечественные PR-агентства и коммуникационные группы дать бизнесу действительно эффективный инструмент продвижения и решения бизнес-задач?

 

Бизнес прагматичен: он платит только за то, что подтверждается практикой. Поэтому спрос на PR-консалтинг прямо подтверждает его важность для развития бизнеса как всякой другой организации. Хотя, безусловно, как и в каждой сфере, в PR есть немало профанации и дилетантов.

 

По Вашей оценке, увеличивают ли компании в своих бюджетах затраты на PR (непрямая реклама)?

 

Во-первых, PR — вовсе не "непрямая реклама", это – вовсе не реклама! Во-вторых, доля PR в каждом бизнесе различна. Нужен очень конкретных подход по отношению к каждому бизнесу.

 

Насколько высока сегодня конкуренция на рынке PR-услуг?

 

Конкуренция и высока, и не высока одновременно. Высокая конкуренция — за услуги для крупных клиентов. Но одновременно рынок диверсифицируется, растет вглубь, специализируется. В специализированных нишах конкуренции или нет, или она минимальна.

 

Какова доля отечественных PR-агентсв на рынке? Кому чаще отдают предпочтение крупные компании — международным или украинским компаниям?

 

В различных сферах доля украинских компаний различна. Зарубежные компании доминируют в обслуживании международных бизнесов и самых крупных отечественных.

 

В Украине представлены практически все международные PR-компании, многие российские, организовываются польские, из других европейских стран. Конкуренция усиливается объективно. Требования к качеству услуг — также.

 

Как Вы оцениваете потенциал украинского рынка PR-услуг? Ваши прогнозы развития рынка на ближайшие 5 лет…

 

Украинский рынок PR-услуг — в младенческом возрасте. Основные ограничения для развития рынка — неразвитая потребность в PR у руководителей организаций. Это – основной резерв. Но руководители быстро обучаются.

 

Сдерживает также неразвитость системы подготовки кадров. Это – самая большая проблема. Но и тут есть сдвиги. В прошлом году введена вузовская специальность "Реклама и связи с общественностью". Беда (надеюсь, временная) – некому читать, практики не хотят за копейки читать лекции в вузах.

 

Наименее развит PR в регионах. Наиболее – в Киеве. Прогноз развития на 5 лет – PR станет обычным сервисом для бизнеса, таким как бухучет.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео