60 миллионов за прямой номер
Эксперты говорят, что в этом году, по сравнению с 2006-м, динамика роста даже немного увеличится. Прежде всего за счет прихода в феврале 2007 года на киевский рынок одного из пяти украинских CDMA-операторов — компании «Интернациональные телекоммуникации» (ТМ «Интертелеком»), которая до прошлого года работала только на территории Одесского региона. А также благодаря быстрому наращиванию абонентской базы оператором «Интернешенел Телекомьюникейшн Компани» (ТМ CDMA Ukraine).
«За последние полгода «Интертелеком» и CDMA Ukraine демонстрируют наивысшие среди конкурентов темпы роста — порядка 4-5 тысяч подключений в месяц. Для сравнения: у лидера рынка компании «Велтон» всего 1-2 тысячи новых абонентов в месяц», — объясняет Мыкола Олиярнык, аналитик исследовательского агентства iKS-Consulting.
Если предположить, что реализуются амбициозные планы компании «Телесистемы Украины» (ТМ PEOPLEnet) по подключению до конца 2007 года 100 тысяч абонентов (сейчас у них около 25 тысяч), то абонентская база всех пяти операторов CDMA на конец года составит 400-450 тысяч человек. Тогда, утверждают аналитики, объем рынка CDMA-связи в 2007 году составит 60 миллионов долларов.
Преимущества CDMA
Роман Химич, консультант компании Netton CG, значительный приток абонентов CDMA-связи объясняет достаточно большим по объему неудовлетворенным спросом в нише так называемой «местной мобильной» связи. Операторы CDMA «Велтон. Телеком», «Интернешенел Телекомьюникейшн Компани» и «Интертелеком» предложили клиентам мобильный терминал с тарифами на звонки на номера местной связи, как в «Укртелекоме». «GSM-операторы не имеют возможности предложить что-либо подобное из-за высоких ставок на доступ к сетям местной фиксированной связи», — говорит Роман Химич.
Кстати, именно по этой причине компания «Телесистемы Украины» — не конкурент упомянутой троице, поскольку за исключением Днепропетровска и нескольких соседних городов, не имеет доступа к лицензии на местную подвижную связь. Пятый оператор CST-Invest (ТМ NewTone) значительного влияния на рынок не оказывает. Его доля составляет 5,2%, а темпы прироста абонентской базы в первом полугодии 2007 года равны лишь 3,2%, и ее объем составил менее 17 тысяч абонентов.
Также существенное положительное влияние на рост рынка оказала рекламная и трейд-маркетинговая активность операторов, которая увеличила узнаваемость CDMA-связи как услуги. «К тому же сейчас исчезла дифференциация на абонентов CDMA- и GSM-связи, теперь потребитель один и тот же. Сейчас почти для 100% абонентов нашей компании CDMA-телефон является вторым после GSM», — говорит Михаил Чебонян, гендиректор «Интернешенел Телекомьюникейшн Компани».
В CDMA-связи потребителей привлекает городская нумерация, т.е. для того, чтобы позвонить абоненту CDMA-оператора, нет необходимости набирать код сети. Это удобно, а для мелких предпринимателей, не имеющих офиса или телефона фиксированной связи, престижно.
Также абоненты «Телесистем Украины» и «Интернациональных телекоммуникаций» хотя и на очень ограниченной территории, но все же могут устанавливать мобильное соединение с Интернетом на скорости до 2,4 мегабит в секунду за приемлемую цену. Ко всему прочему, формат связи CDMA обеспечивает высокую конфиденциальность разговоров, в сравнении с GSM-связью, а также отличное качество передачи голоса.
Рынок тормозит дефицит инвестиций и кадров
Основными клиентами CDMA-операторов являются экономически активные граждане, представители малого и среднего бизнеса. Но, по-видимому, именно их незначительное количество может являться одним из сдерживающих факторов, которые мешают формату связи CDMA развиваться такими же взрывными темпами, какими в свое время развивался GSM.
Вместе с тем Мыкола Олиярнык считает, что «взрывных темпов» развития в CDMA-сегменте не может быть из-за ряда факторов. Во-первых, в отличие от GSM, в CDMA — только контрактная форма подключения. Во-вторых, скорость подключений новых CDMA-абонентов обусловлена наличием у CDMA-операторов номерного ресурса и включения этого ресурса в телефонную сеть общего пользования.
В свою очередь, Роман Химич говорит, что объем занимаемой операторами CDMA-ниши не такой уж и большой. Суть в том, что компании не готовы к быстрому росту, поскольку этот бизнес страдает от отсутствия адекватного инвестирования и стратегии развития операторов, дефицита кадров.
Михаил Чебонян к этим причинам добавляет еще и отсутствие хорошего выбора среди терминального оборудования. «Поставок очень мало и они только сейчас заходят на рынок. Вот сейчас официально вышли на украинский рынок Nokia и LG, а Motorola и Samsung еще даже не решили, делать им бизнес здесь или нет», — говорит директор ИКТ.
Слияния-поглощения CDMA-связи
Тем не менее рынок развивается. Так, в ближайшие три месяца завершится сделка по покупке CST-Invest компанией «Телесистемы Украины», принадлежащей Вадиму Шульману. По завершению сделки планируется, что CST-Invest будет продавать свои услуги под ТМ PEOPLEnet.
Кроме того, сейчас выставлен на продажу крупнейший оператор CDMA «Велтон. Телеком». Эксперты говорят, что актив прежде всего интересен третьему по размеру абонентской базы CDMA-оператору «Интернациональные телекоммуникации», потому что ему не хватает радиочастотного ресурса в восточных регионах страны.
Компания «Телесистемы Украины» изначально в своей рекламной кампании делала ставку на услугу по быстрой и сравнительно дешевой передаче данных, поэтому ей приходится развивать свою технологическую базу. Несколько месяцев назад компания перешла на технологию Revision 0, позволяющую передавать данные на скорости 2,4 мегабит в секунду. И вот недавно уже заявила о своих планах внедрить до конца 2007 года технологию Revision A, позволяющую подключаться к Интернету на скорости до 3,1 мегабита в секунду. Примеру «Телесистем Украины» последовала компания «Интернациональные телекоммуникации». Она также запланировала ввести эту технологию до конца 2007 года.
На рынок CDMA-связи вышел и мобильный оператор UMC, который недавно получил лицензию на связь формата CDMA-450. Но эксперты говорят, что серьезных изменений в результате этого рынок не претерпит, поскольку данный вид CDMA-связи слишком отличается от стандарта других операторов. Скорее всего, этот стандарт связи UMC предложит своим корпоративным клиентам.