10 трендов e-commerce Украины в 2015 году
05 Авг 2015, 07:39

10 трендов e-commerce Украины в 2015 году

Маркетологи Prom.ua выделили 10 основных трендов рынка электронной коммерции Украины.

Специально для MMR маркетологи торговой площадки Prom.ua выделили 10 основных трендов рынка электронной коммерции Украины. Одни — вполне очевидны, другие — станут для вас полной неожиданностью. Несмотря на экономический кризис, e-commerce остается перспективной и привлекательной отраслью для инвесторов, показывая рост в 25% ежегодно. По оценке УАДМ общий объем рынка электронной коммерции по итогам 2014 г. составил $1,6 млрд.  

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Тренд №1. Рост e-commerce

Глобальный тренд последних лет — массовый переход покупателя из офлайна в онлайн. Даже сейчас, в разгар кризиса, рынок электронной коммерции показывает рост на 25–30% ежегодно. 

По прогнозам аналитиков, тенденция сохранится ближайшие несколько лет. 

Тренд №2. Big Data

Направление Big Data («Большие Данные»: от нескольких терабайт до сотен терабайт) начало развиваться в ответ на потребность собирать, хранить и анализировать постоянно увеличивающиеся массивы данных о пользователях. 

В мировой практике Big Data — одно из самых перспективных направлений. По оценке компании IDC, рынок технологий больших данных будет расти в 6 раз быстрее, чем вся IT-отрасль и в 2017 году составит 35 млрд евро. 

Big Data в украинском e-commerce используется для анализа данных пользователей онлайн-ресурса, улучшения клиентского сервиса, оптимизации поиска, таргетированной рекламы, сегментации пользователей, определения жизненного цикла клиента и разработки маркетинговых программ. Правда, позволить себе такие дорогостоящие решения могут только крупные игроки рынка. Среди сдерживающих факторов можно, наряду со стоимостью, также назвать вопрос безопасности данных и нехватки специалистов на рынке. 

Тренд №3. Персонализация

«Персонализация» в электронной коммерции — это адаптация интернет-магазина, товарных предложений, цен и другого контента под конкретного пользователя, который в данный момент зашел на сайт. Например, вы приобрели женское платье — интернет-магазин пришлет вдогонку рассылку с подборкой женских платьев. Вы купили ноутбук онлайн — вам тут же предложит купить аксессуары к нему (сумку для ноутбука, мышь и так далее). Вы собирались что-то приобрести, но отвлеклись и забыли — получите письмо-напоминание «Вы забыли завершить покупку» с перечнем товаров, которые вы положили в корзину.

По нашим оценкам, персонализация позволяет на 20% увеличить процент конверсии в покупку, увеличить размер заказа и повысить лояльность покупателей. 

Персонализация позволяет на 20% увеличить процент конверсии в покупку, увеличить размер заказа и повысить лояльность покупателей 

Тренд №4. E-mail-маркетинг

Сегодня email-маркетинг — это, наверное, самый выгодный инструмент для увеличения продаж интернет-магазина.

По некоторым оценкам, в категории «Одежда» — рассылки могут приносить до 50% покупок. Одна e-mail рассылка может увеличить количество заказов в интернет-магазине в 2–3 раза.

Мировая статистика: в 2014 году e-mail маркетинг генерировал 26,7% продаж через мобильные телефоны в сравнении с 20,9% на ПК и 23,1% на планшетах.

К сожалению, многие предприниматели, да и маркетологи, до сих пор воспринимают е-mail-маркетинг лишь как канал рекламы, а не инструмент коммуникации с посетителем, что негативно сказывается на их опыте использования этого инструмента. 

Тренд №5. Увеличение доли мобильных транзакций

По оценкам Prom.ua с начала года количество покупок с мобильных устройств увеличилось в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня каждый пятый онлайн-покупатель использует мобильный для выбора и заказа товара, а в течении 2-х лет, каждый второй будет совершать покупки с мобильных. 

Это не только украинский, но и мировой тренд — глобальный рост объема транзакций с мобильных устройств составляет 42% в год.

На сколько украинские интернет-магазины готовы к этому? По оценке аналитиков Prom.ua, в начале 2015 года только около 2% интернет-магазинов в Украине были адаптированы для посещений и покупок с мобильных и оснащены мобильным приложением для управления. 

Тренд №6. Заказ услуг в интернете

Кризис подтолкнул украинцев, с одной стороны, к поиску дополнительных источников дохода, с другой — к экономии денег и оптимизации своего времени. В ответ на это в e-commerce начала развиваться ниша онлайн-заказа услуг. На этой волне свою уникальную нишу занял онлайн-сервис поиска исполнителей услуг «Метнись кабанчиком», который помогает заказчикам и исполнителям быстро найти друг друга.

Ежемесячно только посредством этого сервиса украинцы выполняют более 3 тысяч разовых поручений друг для друга в обход специализированных фирм. Большинство заказов выполнятся в категориях «Доставка», «Клиннинг», «Домашний мастер». Также пользуются спросом частные услуги дизайнеров, программистов, копирайтеров. Только на этой площадке с начала года количество заказчиков выросло на 25%, количество заказов в месяц — на 50%, а средний чек одного заказа — на 20–25%. 

Тренд №7. Электронные госзакупки

Новый рынок электронных услуг для государственных структур зародился в Украине буквально год назад. Сегодня его объем порядка 250 млрд. гривен в год. Однако, мало кто знает, что именно сейчас, впервые в истории Украины, благодаря начавшейся реформе гос.закупок, тысячи украинских малых и средних предприятий, получили возможность принять участие в тендерах по гос.закупкам. Ранее они даже не рассматривали возможность принимать участие в госторгах из-за зарегулированности и коррумпированности системы.

Сегодня уже действует пилотный проект — электронная система Prozorro, запущенная совместно государственными структурами, общественной организацией и частными компаниями. Основной принцип этой системы — «все видят все», т. е. общественный контроль, прозрачность участия и прохождения торгов в системе исключает какую-либо «коррупционную составляющую».

Все торги и другие процедуры «де-монополизируются» и проходят через частные торговые площадки, такие как e-tender.bizDZ.prom.uasmarttender. 

Тренд №8. Переход ритейла в онлайн

На этот тренд активно реагируют крупнейшие ритейл-сети, которые развивают свои сайты, выстраивая коммуникацию со своими покупателями в онлайн-канале.

Наиболее активны в онлайне сети по продаже техники и электроники: Эльдорадо, Comfy и Foxtrot, который получил полный контроль над Sokol.ua. В категории «Одежда, обувь и аксессуары» также много успешных и сильных игроков: Интертоп, Carlo Pazolini, Helen Marlen (posh.ua). Компании вкладываются в развитие собственных интернет-магазинов, а также охотно сотрудничают с другими площадками в поисках своей аудитории (например, товары сети Интертоп можно найти на Rozetka.ua).

Для всех категорий, которые пока что не готовы строить свои интернет-магазины существуют торговые площадки, такие как наша, которые могут стать хорошей отправной точкой для старта интернет-продаж.

Многие крупные сети (Metro Cash&Carry, Leroy Merlin) на сегодняшний день все еще используют свои сайты просто как каталог товаров, но будьте уверены — скоро они тоже начнут развивать свой полноценный e-commerce канал продаж. 

Тренд №9. Онлайн-покупки товаров недельного потребления

Покупками техники и одежды онлайн уже никого не удивить. А посещала ли вас мысль о приобретении хлеба, пучка петрушки или средств гигиены в интернет-магазине? А между тем это, хоть и зарождающейся, но уже тренд.

В этой нише работают Zakaz.ua,  Gastronom.com.ua,  Royalmarket.com.ua,  Produktoff.comAmbar.ua и т.п., которые предлагают весь ассортимент супермаркетов и магазинов «у дома».

Потенциал этого сегмента рынка очень высок, так как количество людей, которые не хотят тратить время и силы на дорогу и очереди, с каждым годом растет. 

Тренд №10. Омниканальность

Относительно новое направление, о котором сейчас модно говорить — это построение омни-канальных продаж. Компания должна обеспечить единую цену, достоверную и актуальную информацию о своих товарах во всех каналах продаж, предоставить покупателю возможность выбрать наиболее удобный для него способ коммуникации и обеспечить возможность завершить сделку, независимо от канала коммуникации.

Например, вы присмотрели телефон в интернете, прочли отзывы, зашли в магазине, проконсультировались с продавцом, взяли паузу на размышления, потом зашли на сайт той же компании, оформили заказ, получили его в удобное время и оплатили удобным для себя способом.

Украинские игроки приводят примеры внедрения такой концепции, но рассматривают ее больше как до-продажу сопутствующих товаров («Эльдорадо», «Carlo Pazolini). 

Расскажите друзьям про новость