22 Июн 2015, 10:00

10 полезных качеств режиссера монтажа

Максим Чепиль, главный режиссер монтажа телепроекта «Сніданок з 1+1», об особой миссии и необходимых качествах режиссера монтажа

Проект #ВНЕЭФИРАНАВИДУ продолжает приоткрывать завесу мира телевидения. Максим Чепиль, главный режиссер монтажа телепроекта «Сніданок з 1+1», делится своими наблюдениями в работе режиссера монтажа, чья миссия собрать идеи и усилия целой команды в единое целое и представить интересный продукт. Какими качествами должен обладать режмонт в условиях работы прямого эфира, даже если он 80-го лэвэла, Максим делится с MMR.  

Максим Чепиль
Главный режиссер монтажа телепроекта «Сніданок з 1+1»

Утреннее шоу создает молодой, талантливый и креативный коллектив журналистов, режиссеров, операторов, редакторов, продюсеров и, конечно же, режиссеров монтажа. Именно у режиссера монтажа особенная миссия: собрать идеи, труды и усилия всех-всех-всех в единое целое.

Режиссёр монтажа утреннего эфира — последнее звено перед выходом на экран. Чтобы его работа «со всеми» не превращалась в «после всех», а иногда и «против всех», неплохо бы с самого начала выработать в себе определённые качества. Какие? Попробуем разобраться. 

Умение работать в команде

Работа «в телевизоре» сама по себе означает, что на нескольких квадратных метрах — будь то съёмочная площадка, курилка или ньюз-рум — будут генерировать идеи сразу множество невероятно творческих личностей и, заметьте, каждая (и каждый) со своим виденьем как процесса, так конечного результата. Плюс всего этого — работа в команде всегда интересна. Она может заставить свернуть горы и сделать из сюжета про разведение сиамских котиков или выбор петрушки на базаре шедевр в стиле Тарантино или Кустурицы.

Минус — все мегатворческие люди просто не могут мыслить одинаково, по крайней мере пока они не сработались в крепкую команду. Наличие «немонтажных» склеек или нехватки материала может объясняться потом оператором «я так вижу», журналистом «я же ему говорил(а)! что ж он наснимал?!». Чтобы избежать всего этого, достаточно потратить всего минут 15 перед съемкой на предварительное обсуждение, тогда в дальнейшем «вдруг» не вылезет нехватка материала и режиссеру монтажа не придется «затыкать дырки», а это — сэкономит время.

Также не придется заказывать футболку с надписью «Килл камераменз энд джорналистс», это сэкономит деньги и нервы. 

Умение видеть конечный продукт

Что примечательно — еще до начала процесса монтажа, складывать мозаику из множества разных планов, закадрового текста и музыки нужно учиться… в голове. Это качество просто незаменимо для успешной работы на «утре» и не только. Вырабатывается днями и ночами, месяцами и годами (чего уж там!) изнурительной работы. Приходит с опытом и в результате бесконечных тренировок. 

Плюс — на определенном этапе (далеко не начальном) позволяет выдавать в эфир качественный продукт без особого вреда для нервной системы — даже в случаях, когда до эфира этого продукта осталось всего 5 минут. Минус — есть искушение «уйти в конвейер», перестать искать новые пути решения и приемы. 

Иногда нужно просто качественно исполнять работу 

Искусство мыслить глобально

Хорошо бы, чтобы все составляющие трехчасового эфира имели общий визуальный стиль, начиная работать в творческой команде, мы все хотим ТВОРИТЬ. Но иногда, как бы банально не звучало, нужно просто качественно исполнять РАБОТУ.

Не стоит создавать один шедевр на всю программу — пускай это будет просто добротный, качественный «кирпичик», из которых и состоит тело эфира. Плюс этого умения — хороший эфир, без лаж. Минус — претензии руководства из серии «не сказать, чтобы плохо, но не Си-Ен-ЕН, конечно. И даже не Би-Би-Си…» 

Простота

Конечный продукт должен быть максимально понятен зрителю, поэтому не стоит перегружать двухминутный сюжет. Десятки монтажных приемов, сотни склеек за 120 секунд, казалось бы, именно они и должны поразить нашего зрителя в самое сердце, чтобы он расплакался от умиления… На деле же подобные эффекты в большом количестве и заставляют разве, что дёргаться левый глаз. 

Самое обидное — основной цели мы не достигли; свои умения продемонстрировали, а информацию до глаз и ушей зрителя так и не донесли. Вывод: простота монтажа — простота восприятия. Плюс — это действительно просто. Минус — иногда выходит ну слишком просто. 

Умение быстро принимать решения

Монтаж «сегодня на завтра» оставляет время обдумать, какой прием применить в том или ином случае. Иногда хочется поиграться с музыкой, эффектами, щегольнуть перед молодым журналистом: «гляди-ка, какой я креативщик и молодец!». 

Однако в суровой реальности приходится работать в условиях прямого эфира — тут все решает быстрота и правильность принятого решения. Именно от них зависит качество восприятия зрителем визуальной информации. Решительность — неоспоримый плюс. Минус — не трудно догадаться, кто именно окажется крайним, если что-то пошло не так. 

Универсальность

Это умение монтировать сюжеты разного уровня сложности. Быстро переключаться с простых новостных сюжетов на сложные постановочные рубрики и наоборот. Плюс — иногда можно почувствовать себя гуру 80-го лэвэла. Минус — да, порой это непросто. 

Мастерство находить выход из любой ситуации

Чаще, чем хотелось бы, среднестатистический режмонт сталкивается с проблемой нехватки исходного материала: нет нужных крупностей героя сюжета, раскадровок, деталей… Когда вы уже услышали «я так вижу» от оператора и «что ж он наснимал?!» от журналиста, самое время обратиться к архиву и веб-контенту — это воистину бесценные ресурсы, а умение правильно их использовать — ваш огромный плюс.

Минус — это отбирает много сил, но если удастся послать не только себя, а еще и журналиста в направлении «ютуб тебе в помощь», привезенные им следующий раз материалы вас приятно удивят. 

Креативность — едва ли не главный ваш плюс.  

Умение мыслить нестандартно

Не стоит зацикливаться на общепринятых правилах монтажа — можно попробовать склеить одинаковые крупности и получить из этого монтажный прием. Креативность — едва ли не главный ваш плюс. Минус — иногда приходится доказывать, что это именно прием, а не брак. Впрочем, вы «так видите».  

Смелость экспериментировать

Не всегда заученные «книжные» приемы приносят желаемый результат — нужно не нужно бояться экспериментов. Иногда стоит рискнуть и применить сразу несколько разных монтажных решений, которые, возможно, скорее помогут достичь желаемого эффекта, чем заученный стандарт. Плюс — всегда хорошо пробовать что-то новое. Минус — если нет чувства меры и знаний основных правил монтажа не стоит и пробовать.

И самое главное в нашей работе — помнить про ЦЕЛЬ: сделать контент интересным для целевой аудитории. Даже если вы режмонт 80-го лэвэла, творите вы не для себя, коллег или начальства, а для зрителя. Всегда старайтесь понять, чего хочет зритель и взглянуть на то, что вы делаете его глазами. Удачи! 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео