Реальный клиент-сервис: 10 стандартов качества обслуживания клиентов
22 Май 2020, 11:23

Реальный клиент-сервис: 10 стандартов качества обслуживания клиентов

Владимир Чернер, CEO New Strategies Group, о том, что действительно позволяет выстраивать долгосрочные и комфортные отношения с клиентами

Каждое агентство, что активно развивается и хочет занять позицию лидера на рынке, отличается высоким уровнем обслуживания клиентов. Клиент-сервис в таких компаниях не просто перечень постулатов, — клиент всегда прав, любите его, делайте больше, чем ждут и прочие абстрактные понятия, — а вполне конкретные вещи, способные вывести агентство на новый уровень.

Представляем вам 10 стандартов качества, которые позволяют выстраивать долгосрочные и комфортные отношения с клиентами и шаг за шагом продвигаться к поставленным целям. Причем независимо от того, работаете ли вы в офисе или удаленно из-за карантина.

1. Скорость обратной связи

Чем быстрее клиент получит обратную связь — тем лучше. Стандарт — ответ на письмо или вопрос в течение часа во всех каналах коммуникации — от мессенджеров до е-почты. Это сложно, поскольку надо быть внимательным ко входящим запросам и реагировать незамедлительно. Один раз не ответили — потеряли кредит доверия.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

То же касается и контакт-репортов по итогам встречи, ответов на звонки клиентов, приглашений на встречу в календаре и так далее. Скорость — наше все.

Как прокачать? Читайте книги по тайм-менеджменту и посмотрите фильм «В погоне за счастьем» с Уиллом Смитом, в котором герой постоянно выдумывает способы, как работать быстрее.

2. Качество обратной связи

В медиа качество обратной связи измерить легко — сделали 1000 показов, при плане в 999 — вы молодцы. Сделали 990 — нет. Но как измерять коммуникацию, где цифр нет? Мы оцениваем качество по двум критериям: уровень внимательности и эффективность предложенных решений.

Уровень внимательности — это способность учитывать, запоминать и не забывать детали в процессе общения с клиентом. Если вы все сделали правильно, то получите ОК от клиента. Если неправильно — критику за то, что не учли сказанное.

Эффективность предложенных решений — это умение заглянуть в будущее вместо клиента, увидеть потенциальные проблемы в будущем и предложить варианты их решения. Сделаете правильно — клиент будет во всем с вами согласен и похвалит, если нет — поделится замечаниями. Если и по первому, и второму критерию у вас все будет классно — клиент напишет благодарность. Здесь шкала оценки — Да/нет.

Как прокачивать? Посмотрите сериал «Шерлок» и представьте, как повернется сюжет, если он не будет хамить).

sherlock

3. Наличие фиксации

Распространенная причина факапов в проектах — не зафиксированные письменно устные договоренности. В разговоре можно многое проговорить, и что-то важное забыть. Клиент будет вам признателен, если вы подготовите небольшой отчет по итогам звонка или встречи и вышлите ему на почту в течение часа. Это как в ресторане или отеле — когда вам предлагают больше, чем вы ожидаете и это приносит неожиданную пользу.

Как прокачивать? Отслужить в армии и научиться дисциплине). Шучу. Попробуйте поиграть в шахматы — там тоже нужна усидчивость.

4. Вежливость

Поверьте, мы знаем, что такое «сложные» клиенты и как иногда хочется высказаться по поводу их противоречивых требований, оскорбительных комментариев и прочего. НО! Вспомните в каком отеле вам было комфортнее: там, где на ресепшене вам улыбались, даже когда у вас по какой-то причине сдавали нервы, или там, где хамили в ответ?

В агентствах работает тот же принцип — чтобы вам ни говорили, как бы вас ни критиковали — работайте в режиме «Бэрримора» из анекдотов, и не принимайте сказанное близко к сердцу. Юмор и поддержка коллег помогут вам не сосредотачиваться на негативе и вывести коммуникацию в конструктивное положительное русло. Стандарт прост — отсутствие хамства со стороны агентства. Не отреагировали на грубость, резкий тон, несправедливое замечание — вы молодец. Не удержались — нарушили стандарт.

Как прокачать? Посмотрите сериал «Острые козырьки». Главный герой — Томас Шелби обладает просто стальными шарами. Ну или читайте анекдоты про Бэрримора.

thomas shelby

5. Умение слышать клиента

Здесь речь не о фиксации всего, что скажет клиент, а об умении чувствовать клиента, подмечать мелкие детали, работать на уровне интуиции. Когда заранее догадываешься, чего ждать от клиента или что именно подразумевает бренд-чемпион под своими консернами. Так могут далеко не все, а если и могут — то часть информации все равно пропускается мимо ушей.

Как выразить оценку этого параметра? Стандарт прост — отсутствие напряжения в коммуникации. Если оно есть — значит что-то идет не так и клиент не услышан.

Как прокачать? Посмотрите сериал «Декстер», вот кто умеет слышать своих жертв).

6. Систематизация коммуникации

Никто не любит быть задротом и делать работу задрота. И в этом ключевая проблема всего, что касается наведения порядка в коммуникации: упорядочивание писем клиентов, разделение писем с обсуждением бюджетов и контент-планов, правильное название файлов, ведение статусов и их своевременная отправка, организация встреч и прописывание адженд, ведение таймингов по проектам и их постоянное обновление. В общем, все то, что наведет порядок в жизни клиента. Какие стандарты качества? Все то, что описано выше. Если каждый из мини-стандартов выполняется, значит сервис только выигрывает.

Как прокачивать? Родиться под знаком Козерога или Девы).

7. Контроль сроков

Многие, особенно продакшны, возмутятся: «При чем здесь клиент-сервис, ведь это зона ответственности проджект-менеджера?». Но в диджитале — это зона ответственности аккаунта, клиент спрашивает именно с него. Тут все просто — не уложились в сроки — «давай до свиданья», уложились — прекрасно, вы молодец, хоть это не точно =). Будьте молодцом!

Как прокачивать? Планируйте с запасом, и высылайте заранее. Прочитайте книгу Тома Демарко «Deadline. Роман об управлении проектами». Все принципы хорошего контроля описаны здесь.

deadline

8. Система кружения клиентов

У меня есть знакомый продакшн-директор с базой подрядчиков свыше 100 человек. И каждому, подчеркиваю, каждому, он присылает поздравление или мини-подарок на день рождения, не говоря уже о том, что общается с каждым хотя бы раз в неделю. При этом он постоянно урезает сроки, бюджеты и довольно жесток в общении. Но многие его прощают и не испытывают к нему негатива. Это яркий и уместный пример развития деловых отношений.

Задача клиент-менеджера выстроить со своими клиентами подобные отношения и, как минимум, не забывать поздравлять с днями рождения и праздниками. Как максимум, разработать систему «кружения клиента», внедрить ее в компанию и контролировать ее выполнение аккаунтами.

Как прокачивать?  Взять хорошего клиент-сервис директора в штат!

9. Отсутствие заметных опечаток

В течениЕ, в течениЕЕ, в течениЕЕЕЕЕЕЕ. Запомните это до конца жизни. Потому что в течениЕ и все тут. Опечатки и ошибки в письмах — распространённое явление в коммуникации. Скорее всего клиенты закроют на них глаза и ничего вам не скажут, но неприятный осадок может остаться. Поэтому независимо от того, была ли у вас двойка или золотая медаль за грамматику в школьном аттестате, следите за тем, чтобы в ваших письмах отсутствовали лишние буквы в окончаниях и опечатки, предложения были согласованы и не повторялись буквы. Нет опечаток — прекрасно, получайте свой плюсик. Есть — покайтесь грешники! 

Как прокачивать? Выучить основные правила языков, внимательно вычитывать текст после написания по несколько раз.

spelling

10. Общение на одном языке

Стандарт прост — общаться с клиентом на том языке, на котором он с вами говорит.

Как прокачивать? Читать хорошую литературу, смотреть хорошие фильмы, общаться с носителями.

Зачем это все нужно?

Клиент-сервис формирует кредит доверия. Доверие — хорошее отношение и развитие клиента. НО, как понять, работает это или нет? Для этого я использую термин «клиентская карма». Например, вы ответили в течение часа — заработали плюс в «карму», зафиксировали разговор в письме за клиента — получили еще один плюс, не уложились в дедлайн — минус. Чтобы перекрыть минус — нужно три плюса: один, чтобы выровнять все в ноль, второй чтобы заработать положительную «карму» и третий, чтобы перекрыть «осадочек». Так работает психология. В итоге ДОВЕРИЕ есть тогда, когда есть хорошая карма + дополнительные очки в вашу пользу. А как их зарабатывать — смотрите пункты выше.

Кавер: Unsplash
Гифки: Giphy

Расскажите друзьям про новость