10 фактов о найме маркетинг-директоров в Украине
1. Практически всегда директор по маркетингу является правой (или левой) рукой CEO наряду с финансовым директором. В прогрессивных компаниях представить board meeting, management team или executive committee без маркетинг-директора уже невозможно. В то же время найти «своего» директора по маркетингу гораздо сложнее, чем того же финансового директора.
2. Спрос на маркетинг-директоров в период кризиса оставался на стабильном уровне. Но главы компаний стали чаще «рисовать портрет» маркетолога с калькулятором. Кризис заострил внимание на цифрах, вопросах прибыльности, а не доли рынка.
3. Чем жестче конкуренция в отрасли, тем востребованнее сильные маркетологи. Самые опытные профессионалы работают в FMCG, телекоме, на финансовом рынке. Как правило, чем острее конкуренция, тем выше зарплата директора по маркетингу.
4. Собственники и генеральные директора ищут СМО по своему образу и подобию. «Нужно, чтобы человек думал как я». И если у будущего руководителя и кандидата на должность директора по маркетингу совпадают интересы, увлечения, хобби, любимые книги, тогда дело в шляпе.
5. У маркетолога должны быть хорошо развиты логическое мышление, воображение и интуиция. Нужно знать высшую математику и психологию, уметь работать с большими объемами информации, обладать хорошими аналитическими навыками, быть коммуникабельным.
6. Штрихи к портрету идеального маркетинг-директора:
- ориентация на результат и новые возможности;
- глобальность;
- активная жизненная позиция;
- энтузиазм в работе;
- амбициозность;
- лидерские качества;
- способность анализировать и прогнозировать;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- лояльность;
- ответственность;
- энергичность;
- доброжелательность;
- общительность.
7. Для национальных компаний, нацеленных на развитие экспортного направления, чей объем экспортных продаж превысил внутренние, идеальным кандидатом может стать успешный украинец, построивший свою карьеру в ведущей международной компании, участвовавший в проектах в разных странах, имеющий опыт работы, как на уровне страны, так и на уровне штаб-квартиры, который сейчас живет и работает за рубежом, но заинтересован вернуться в Украину.
8. В отношении экспатов украинские и международные компании действуют по-разному. Число иностранных директоров по маркетингу в национальных компаниях близко к нулю, в то время как в международных компаниях данная практика встречается весьма часто (SABMiller, Henkel, Colgate, Danone). Иностранные компании легко и с большим желанием продвигают на данную должность экспатов из других стран в расчете на привлечение опытного менеджера с новыми взглядами и веяниями. Иногда экспатам удается легче продвигать проекты на уровне глобальной или региональной штаб-квартиры. Такая ротация является частью глобальной программы, в которой Украина рассматривается как полигон для получения «боевого» опыта работы на развивающихся рынках.
9. Приглашать или не приглашать экспата на должность директора по маркетингу — абсолютно индивидуальный вопрос. Если все интересы сводятся только к украинскому рынку — смысла нет. Если же стоят задачи взаимодействия с международным рынками и партнерами, это может быть правильным решением.
10. Иногда директора по маркетингу становятся «заложниками» суперуспешного прохождения отбора. Маркетологи по призванию должны уметь влюбить в себя, зажечь, привлечь внимание и захватить мысли топ-менеджера. Нанимая на работу директора по маркетингу, топ-менеджер его в один ряд с Суперменом и Стариком Хоттабычем. Но на работу приходит обычный человек. Да и делает он обычные дела, предлагает известные и обычные идеи, дает хорошие, но обычные результаты. На этом контрасте иногда возникает почва для разочарований.
P.S. Экспертам в вопросах подбора управленческого персонала намного важнее, что им скажет директор по продажам и директор по финансам, чем сам о себе директор по маркетингу. Подумайте, что о вас скажут коллеги-директора. Стройте свою репутацию бизнес-партнера и цените свое имя.