Сроки карантина продолжают продлевать, крупные мировые ивенты отменяются, некоторые страны уже озвучили запрет на проведение массовых мероприятий до конца 2020 года. Событийная индустрия Украины замерла в ожидании, какие же ограничения будут касаться нашей сферы после выхода из карантина. Тем временем агентства трансформируют свои услуги, клиенты продолжают адаптироваться к новым реалиям и по-разному видят перспективу проведения ивентов в своих компаниях. Чтобы получить широкий взгляд на ивенты глазами клиентов, мы пообщались со специалистами из самых разных сфер — IT, Агро и Beauty.
Ивенты, которые были запланированы этой весной у вашей компании — что с ними произошло?
Все внешние ивенты перевели в online, внутренние ивенты — частично, в основном для аудитории до 500 участников. Отменили те, которые сложно провести online, с фокусом на нетворк и предполагающие участие большого количества людей (корпоративы, воркшопы, учебные программы типа МВА). Бюджеты частично урезаем, частично направляем на другие статьи, например, на разработку контента (визуального, видео); на разработку/покупку крутых online-программ на различные темы; на программы типа mental well-being.
На эту весну у нас было запланировано 5 мероприятий по городам миллионникам, в которых мы собираем обычно до 500 людей. Мы их все отменили и сделали вместо этого 1 большое online-мероприятие, которое по бюджету, безусловно было дешевле, чем 5 offline ивентов, а по энергии — не проиграло абсолютно. Собрали порядка 2000 человек. Еще 2 больших тысячника были запланированы на июнь, но мы их перенесли на сентябрь с сохранением бюджета.
У нас сезон ивентов начинается в июне. Если до июня ситуация не улучшится, то будем находить альтернативные методы. Перейдем на более камерные события, с меньшим количеством гостей (если таковые будут разрешены). Будем искать альтернативные методы привлечения клиентов к общению через социальные сети, YouTube-каналы и другие online-средства.
У нас в агентстве отменились порядка 70% проектов, запланированных на весну. Еще 30% перенесены на неопределенный срок. Что касается летних событий, то все, что было в планах, сейчас подлежит трансформации — упрощение механик, сокращение бюджетов, дробление аудитории. Мы готовимся к тому, что даже после снятия карантинного режима будут действовать ограничения по числу участников. Думаю, 50-100 человек, с соблюдением всех норм безопасности.
Ни один из проектов, которые были в планах, мы не переводили в формат онлайн-конференций и/или вебинаров. Большинство корпораций проводит такие форматы самостоятельно. Да, агентство может быть полезно в данном случае, ведь главная проблема онлайна — это нехватка интерактивности, быстрый расфокус внимания аудитории. И здесь правильно выстроенная режиссура, внедрение креативных элементов работы с аудиторией может быть очень кстати. Однако, несмотря на то, что практически все агентства сейчас предлагают клиентам такие решения, на самом деле реальная экспертиза в онлайн-формате есть у единиц.
Ивенты после карантина — все вернутся в offline или останутся в online?
В IT-сфере точно будет перенасыщение онлайном, так как это и до карантина было привычным явлением, 70% общения и коммуникаций между командой проходили в online-режиме (ZOOM, Microsoft Teams, Skype, Slack и т.п.). Ожидаю, что будет желание выйти из «экрана» и потребность в live-общении. С другой стороны, уйдет какое-то время на восстановление от карантина, и массовые ивенты не так быстро вернутся. Наша компания воздержится от крупных мероприятий на этот год.
Что касается аграрного рынка, мы все же будем offline и face-to-face с клиентами. Виртуализация ивентов в агросфере будет развиваться, но в ближайшие 2-3 года скорее останется больше для развлечения, чем станет реальной заменой offline. Будут развиваться вебинары на различных платформах, в том числе и стриминговых, но здесь ситуация сдвинется с места только после более интенсивного внедрения 4G-покрытия в сельских районах. Тогда появится техническая возможность вести стрим не только у компании-организатора, но и агрономы, фермеры смогут присоединиться к эфиру с телефонов.
У нас и до карантина был большой объем онлайн-ивентов, поскольку консультанты разбросаны по всей Украине. Например, мы проводили для них мотивационные вебинары. После карантина часть больших ивентов, где нужна эмоция и мотивация (например, наш ежегодный банкет директоров) мы оставим в offline, а маленькие — точно перенесем в online. Мы увидели, что наши туры по городам, гораздо эффективные прошли в онлайн, а вдобавок — еще и дешевле.
По моему мнению, все клиентские ивенты, основой которых является выстраивание взаимоотношений с ключевыми партнерами и нетворкинг, могут быть эффективными только в оффлайне. Живого общения внутри команд тоже избегать не будут, но бюджеты на такие проекты точно сократят. Здесь сценарий будет похож на 2014-2015 год, когда корпоративные события сместили акцент на командообразование, почти полностью исключив развлекательную составляющую — пир во время войны был неуместен.
Однако бизнес-ивенты, где основа — контент, вполне могут существовать и развиваться в онлайне. Преимущества такого формата — расширение аудитории и географии участников, возможность привлечения бОльшего количества спикеров при существенном снижении затратной части.
Как изменится событийная индустрия, маркетинговые коммуникации после карантина? Какие новые тренды нас ждут?
Относительно будущего ивент-индустрии в агро — думаю, что изменения неизбежны и будут развиваться в направлении уменьшения численности участников.
Кардинальных изменений в коммуникационных стратегиях не произойдет, однако сместятся акценты на online. Решающими продолжат быть содержание, наполненность и смысл, которые вызывают эмоцию, а не просто красивый вижуал, который притягивает взгляд. Роль и значимость интерактива в коммуникациях с клиентами будет расти. В то же время, такой тип взаимодействия будет тем успешнее, чем проще он будет организован — скорость жизни увеличивается, поэтому, чем меньше интерактив будет требовать времени клиентов, тем лучше.
Если коротко о маркетинговых коммуникациях, то наше вчера — это демонстрация силы, настоящее — умный анализ информационного пространства, наше завтра — это сердце, то есть доносить информацию честно, признавать и исправлять свои «проколы» без фальши в сердце.
Индустрия сильно изменится. Мы так точно. Карантин открыл для нас эффективность online-ивентов и экономию бюджета в данном формате. Кроме того, мы, как большая международная компания, всегда хотим приглашать на свои ивенты зарубежных спикеров, но часто не попадаем в их график. Online-ивенты дают тебе возможность пригласить кого угодно. Во время карантина мы осознали, что система, по которой мы работали, не безупречна. Сейчас мы ее пересматриваем и где-то начинаем с чистого листа. Лучшие практики перенесем, худшие заменим.
Все говорят, что мир не будет прежним, но реальность в том, что сегодня никогда и не было как вчера, и завтра не будет таким, как сегодня. Трудно предвидеть тренды, особенно когда ты в IT. Похоже, что больше хочется digital-детокс, по крайней мере в нашей индустрии. Наблюдается размывание границы work and life баланса, когда не только работа, но и привычная жизнь, все обучение, развлечения, семья, друзья — все в online. Люди социальные существа по своей природе, и все же потребность в социализации и нетворкинге будет еще выше, чем сейчас. Если говорить о Entertainment industry, то виртуальный экспириенс не заменит реальных ощущений. Например, когда ты на живом концерте Lady Gaga, или на Tomorrowland, или тусишь на корпоративе с 3000 тысячами твоих коллег. Другой вопрос, как быстро мы сможем к этому вернуться.
Думаю, такие комментарии корпоративных клиентов задают хороший настрой для игроков ивент-рынка. Сейчас наша задача — слушать и слышать все те месседжи, которые нам говорят клиенты. Предлагать индивидуальные решения для их брендов и команд. Отказаться от былых шаблонов и завышенных ожиданий. Да, наша индустрия сегодня испытывает сильнейший удар. Как и многие другие сферы. Но, потребность «хлеба и зрелищ» стара как мир, и шаг за шагом мы будем восстанавливаться.
Разрабатывая проекты после карантина, нам нужно держать в уме изменения в сознании людей, прошедших период изоляции; их желание вернуться к живому общению, но наличие определенных страхов и мыслей о безопасности; значительное сокращение финансовых возможностей корпоративных клиентов и их потребность в точном измерении эффективности любого события и коммуникации.
Кавер: Unsplash