Игорь Лиски
О бизнесе будущего
Где в Киеве работать людям в экономике будущего? Ясно, что такое завод, сфера сервиса, банк, но хочется создать бизнес о будущем. Мы живем во время креативной экономики, потому бизнесу важно помнить о трендовых направлениях развития и о требованиях поколения миллениалов. Современные люди действительно не верят в накопление капитала, их важно заразить идеей, привить свою философию.
У нас есть сумасшедший проект: уже четыре месяца мы строим анимационную студию. Мы работаем над этим проектом не только потому что в Украине много талантливых людей, но из-за того, что мы можем сформировать рынок. Я верю в анимацию и надеюсь, что когда-то появятся модные, красивые украинские мультики, которые можно будет экспортировать в другие странны.
О креативных индустриях
Все устали слушать о потенциале нашей страны. У нас много творческих креативных людей, но нет возможности продавать свой креатив. Максимум ІТишники работают на аутсорсе. А где найти себя сценаристам, художникам, аниматорам, звукорежиссерам, композиторам? Наша амбиция построить не просто студию и академию анимации, а индустрию. Украинский креатив должен иметь мировое имя, он требует поддержки, интересных проектов, достойной оплаты. Если создать все условия для развития этого направления, возрастет влияние городов, люди не будут покидать страну.
О заразительности идей
Как нанять лучших, если ты не можешь предложить самую высокую зарплату? Заразить их идеей. В Испании, Франции ты один из сотен тысяч. В Украине — ты первый, есть возможность создать что-то, чего здесь еще нет. Мы можем наконец научиться работать в команде, верить в общее дело и работать на результат.
О потребности в украинских брендах
Как бы там ни было, у нас нет ни одного украинского бренда мирового класса. Например, все знают, что Украина входит в топ мировых производителей и экспортеров меда. А назовите, хоть один бренд? У нас есть амбиция создать отрасль с другим подходом, с нуля — от технологии и инноваций до сертификации и построения бренда. И нам не надо большую цену — дайте нам ту, что вы платите немцам, французам, американцам, чем мы хуже? Например, в «Бихайв» — компанию, которая занимается переработкой и экспортом меда, мы инвестировали только ради создания такого конечного продукта. Путь не из легких — много требований и преград, но создавать продукт с добавочной стоимостью не только нужно, но и возможно.
Об удовольствии предпринимателя
Смысл не в том, чтобы быть самым умным. Но когда у других опускаются руки, потому что им кажется, что в этой стране невозможно работать, а ты что-то создаешь и делаешь мир лучше, видишь, как меняется индустрия — то чувствуешь, что делаешь это не зря. Удовольствие от выполнения планов и создание эффективных проектов то, для чего нужно совершенствоваться каждый день.
О социальных проектах
Каждому предпринимателю, который создает рабочие места, нужно дать звание героя, потому что это и есть социальная деятельность. Мы не хотим откупаться, когда приходят и просят денег на социальные инициативы — мы хотим создавать долгоиграющие, системообразующие проекты.
О времени на хорошие дела
В Украине горизонт планирования три-четыре месяца, у кого-то полгода-год, максимум — до выборов. Но если не будет планирования и больших целей — не будет этой страны. За три-четыре месяца ни одного хорошего дела ты не сделаешь. Нужно верить в долгую волю и быть готовым бороться за проект, уметь ждать, работать по действительно обдуманной стратегии.
О формуле успеха
Никакого волшебного рецепта успеха нет. От Илона Маска до Стива Джобса у каждого своя история. Но что я точно всем советую — учить английский. Неважно, чем ты занимаешься — учитель в школе, программист или сварщик на заводе, который мечтает стать инженером — изучение любого иностранного языка структурирует мозги. Нет времени на разделение отдыха и работы, все сливается воедино. Если ты не получаешь удовольствия от своей работы, если нет роста — значит ты что-то делаешь не так. Возможно, формула успеха в ответственности перед самим собой, своими планами, мечтами.
Олег Прохоренко
О главной цели бизнеса
В «Укргаздобыче» я целенаправленно занимаюсь тем, что в моем предыдущем опыте называлось корпоративной трансформацией, когда бизнес с неправильными процессами и системой ты превращаешь в бизнес, нацеленный на создание акционерной стоимости — shareholder value. Если тебя поднимут среди ночи и спросят «Какова цель твоего бизнеса?», ты должен ответить «Maximize shareholder value!». Это все, что нужно знать о бизнесе.
О глобальной цели
Нужно создать визию — амбициозную цель. Чем больше идея, тем больше она будет казаться сумасшедшей, но и притягивать ресурсы и общественное внимание. Под идею появятся и люди, и деньги. Чем сумасшедшее — тем лучше.
О мотивации и geeky satisfaction
Моя личная мотивация: я испытываю драйв, делая правильные вещи. В McKinsey & Company я занимался улучшением корпоративных структур госорганов других стран, в основном на Ближнем Востоке и в СНГ. Всегда было обидно, почему в Эмиратах, Саудовской Аравии, Бахрейне думают о стратегии развития нефтегазовой индустрии, об операционном улучшении на заводах и т. д., а в Украине — нет. Моя амбиция была в том, чтобы показать, что и у нас можно выстроить бизнес-систему. Это geeky satisfaction: сказать, что можно сделать что-то — и сделать!
О социальной ответственности бизнеса
Мы будем делать все, что помогает нам добывать газ, в том числе социальные проекты. Как учили в Kennedy School: когда ты находишься в публичной плоскости, делай только то, что будет для тебя комфортно, ели это появится в прессе.
О сценариях развития событий в Украине
Все зависит от политической ситуации в стране. В принципе есть два больших сценария — европейский и латиноамериканский. Первый — мы продолжаем двигаться по пути реформ, приближаемся к Европе. Второй — на выборах побеждают популисты. Дальше события развиваются под воздействием эффекта лягушки, которую подогревают в кастрюле: ты сначала не замечаешь, как это происходит, а потом у нас а-ля Венесуэла.
О личном будущем
Мне будет интересно заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас. Возможно, на более высоком уровне. Я не исключаю, что могу стать министром, но не как публичный политик, а как технократ-менеджер. Я не хочу идти в парламент, но если бы дали волшебный мандат менять сектор или отрасль, я бы смог это сделать.
Об образовании
Если человек нашел себя, то он качественно проявит способности в любой сфере. Если запутался, то в чувства приводят вопросы «Где ты видишь себя через пять лет? Будет ли релевантно то, что ты делаешь через пять лет?». Если то, что ты делаешь, не приведет тебя к тому, что ты хочешь, стоит менять сферу. Самое главное качество, которое человек должен вынести из образования, — это обучаемость.