Выборы в США подняли позиции CNN
Возрождение американского телеканала CNN пришлось на год, когда США готовятся к выборам нового президента. Впервые за последние семь лет CNN сумел по зрительской доле опередить своего главного конкурента Fox News.
Ушли в прошлое времена падения прибылей и сокращения доли на рынке. CNN вернулся на медийную авансцену благодаря тому, что всегда умел делать лучше всего, — продавать новости.
Нынешней весной, впервые с 2001 года, CNN смог по количеству зрителей обойти своего основного соперника Fox News Channel: в апреле аудитория CNN достигла почти 62 млн. человек, тогда как у Fox она составила всего 50 млн. зрителей. Для CNN это означает рост его доли по сравнению с прошлым годом на 17%. «CNN значительно превзошел все другие телеканалы по качеству своих передач по предвыборной тематике», — отметил профессор кафедры журналистики Колумбийского университета в Нью-Йорке Джо Катберт.
А вот входящий в состав News Corporation медиамагната Руперта Мердока канал Fox News, напротив, вместо всестороннего объективного информирования о ходе предвыборной борьбы занимается однобокой пропагандой позиции нынешнего правительства США. Экономисты доказали, что, если бы не поддержка Fox News, Джорджу Бушу вряд ли удалось бы выиграть президентскую гонку 2000 года. Этот телеканал однозначно выступает в поддержку правого крыла республиканцев, считает и профессор Катберт: «Fox скорее можно назвать адвокатом правительства Буша, нежели информационным телеканалом. Сейчас политический корабль тонет, а вместе с ним ко дну идет и Fox».
Проработавший в CNN 20 лет Джонатан Манн вспоминает, что когда-то «CNN был крошечным, с маленьким бюджетом и минимальными возможностями». Сейчас модератору 47 лет, а начинал он европейским корреспондентом CNN в Париже, рассказывал зрителям о падении Берлинской стены и крушении коммунизма в Восточной Европе. «Тогда мы впервые попробовали работать совершенно по-новому: передавать новости круглые сутки». Естественно, появились подражатели, которые превратились затем и в серьезных конкурентов: Fox News и MSNBC в США, а также BBC World, Sky News, N-TV, N24 и другие каналы в Европе. Сегодня только в Индии существует более 25 новостных телеканалов. «CNN продает некий продукт, сырье, — поясняет Джонатан Манн, — и это сырье называется информацией».
В конце 90-х годов CNN сократил объем политических новостей и стал выпускать все большее количество ток-шоу. В результате в период с 2000 по 2003 год зрительская доля и прибыли упали, и материнский концерн Time Warner задумался о слиянии CNN с телевизионным гигантом ABC, а возможно, и вообще о продаже CNN. The New York Times писала тогда о «кризисе идентичности» в CNN. «Попытки конкурентов имитировать друг друга — показатель нездоровья, — отмечает профессор Катберт. — Здоровая конкуренция заключается в том, чтобы соперники противоборствовали, отличались друг от друга».
В конце концов руководство CNN опомнилось и вернулось к тому, чем всегда отличался и в чем традиционно был силен этот канал. «Это новости в комбинации с инновациями и новейшими технологиями», — говорит руководитель отдела политики в CNN Дэвид Борман. Успех себя ждать не заставил. И хотя Time Warner финансовых показателей CNN не публикует, однако, если верить The New York Times, рост выручки легендарного телеканала составил начиная с 2004 года примерно 20%.
Между тем империя CNN состоит нынче не только из одного телевидения. В нее входят еще CNN Radio и CNN Mobile (программа новостей для мобильных телефонов), а также новостной портал CNN.com, который является мировым лидером по посещаемости среди своих аналогов. Различными службами телеканала пользуются 2 млрд зрителей в 200 странах нашей планеты. В 40 его представительствах по всему миру занято 4 тыс. сотрудников.