Социальные сети преобразят поиск в интернете
Сегодня трудно представить себе интернет без гигантов-поисковых систем Google, Яндекс, Yahoo и других. Но я уверен, что все к тому ведет. В основу поиска информации в интернете могут быть положены совсем другие принципы. Потихоньку они уже начинают действовать в некоторых социальных сетях.
Что сегодня предлагают поисковые системы, если нам нужно найти в интернете товар или услугу? Массу ссылок на сайты, которые во многих случаях помогут сделать выбор или совершить покупку онлайн. И все же, мы потратим время — часто немалое — на поиск предложений, подходящих именно нам. Ведь поисковик ровно ничего не знает о нас как о личности. К тому же мы так и не узнаем, качественную ли продукцию предлагает компания, остаются ли ею довольны покупатели, каков уровень сервиса компании, какая история ее отношений с клиентами.
В то же время уже сегодня некоторые социальные сети в ответ на запрос купить что-либо выдадут Вам список магазинов и сервисных служб, исходя их Ваших персональных данных: пола, возраста, профессии, размера дохода, увлечений и т. д. В придачу к этому Вы можете проконсультироваться о товаре, услуге или компании с друзьями. Эти два козыря социальных сетей — умение учитывать личные параметры пользователей и возможность обмениваться рекомендациями между друзьями — способны изменить поиск в интернете как такой, переместив акцент с компаний и их сайтов на личность пользователя.
Дальше — больше. Уверен, что основная единица интернета изменится. Сейчас ею является сайт — файл с доступом в интернет, связанный с доменным именем и находящийся на сервере хостинг-провайдера. Но эта концепция уже начинает застаревать. На заре развития интернета действовала схема, согласно которой на персональных компьютерах сохранялись программы и личные файлы пользователей, а браузер позволял выходит в интернет.
Концепция web 2.0 изменяет этот подход: теперь мы все пользуемся множеством сервисов и программ, размещенных в сети, а не на наших личных компьютерах. И сохраняем массу личной информации на серверах социальных сервисов. Вернемся к основной единице интернета. Если ранее ею был сайт, то в будущем станет аккаунт в социальной сети — персональный или корпоративный. Социальные сети, сохраняя основную личную информацию пользователей и закладки их любимых сервисов — почту, блоги, базы данных, визуальные и текстовые редакторы, фотоальбомы, информеры и многое другое — могут стать единой площадкой, которая объединит какие угодно сферы жизни, в том числе, конечно же, бизнес.
Каждый пользователь сможет предлагать на своем аккаунте услуги или заниматься торговлей. Каждая компания будет иметь аккаунт, и это будет ее основное представительство в интернете. Скорее всего, внутри социальных сетей начнет ходить своя валюта. Все более-менее обеспеченные жители планеты, способные купить компьютер и подключить его к интернету, со временем заведут аккаунты. Социальные сети будут объединять не меньше людей, чем целые политические содружества стран или континенты.
Как же трансформируется поиск информации в этой новой интернет-среде? Он станет значительно сложнее, чем сейчас, и будет состоять из очень многих аспектов. Основными факторами авторитетности сайта станут не ключевые слова и ссылки, а определенные рейтинги. На основе чего они будут составляться?
Если говорить о корпоративных аккаунтах, то, возможно, на основе оборотов предприятия (речь идет о «местной» валюте соцсетей), количестве посещений, цитированности, уровня продаж, уровня доверия пользователей, отзывов, новаторства, выполнения правил соцсети, которая может наказывать за любую манипуляцию информацией о себе.
Очевидно, роль поисковой оптимизации уменьшится. Потому что на поисковые алгоритмы будет сложнее влиять. В дальнейшем в интерфейсы управления аккаунтами будут встроены сервисы для оптимизации страницы, и они будут заполняться мета-тегами, ключевыми словами и т. д. по принципу анкеты — немного обмана, и модератор откажет в регистрации. Аккаунты в сети могут быть привязаны к аккаунтам электронных платежных систем, для полноты ответственности. В случае с частными аккаунтами — к паспортным данным или номерам телефонов.
Социальные сети имеют потенциальное преимущество перед современными поисковыми системами в том, что могут отследить малейшее действие внутри себя — добавление контента, переходы, расчеты и т. д. Поисковики же копируют существующие сайты и уже с ними работают. В социальный сетях отпадет проблема уникальности контента, потому что появление любого текста или медиафайла можно будет отследить с точностью до секунды и безошибочно определить автора. Поисковая оптимизация примет другой характер, и отрасль должна быть к этому готова.