Теперь немного о самом тренинге. ELP (Executive Leadership Program) — это трехдневная бизнес-симуляция по управлению рекламным агентством. Программа уникальна. Методика запатентована Эдом Бароном. Он, собственно, и ведет весь процесс. Эд — бизнес-тренер с 30-летним опытом в рекламной сфере. Он очень хорошо знает рекламный рынок, что крайне редко для бизнес-тренера, а еще он — харизматичный республиканец с отличным чувством юмора, изучающий историю по биографиям и метко цитирующий всех заметных бизнес-персон нашего века. В общем, true American.
Его симуляция — это компьютерный тест, который участники, разбившись на команды по 5–6 человек, проходят в течении трех дней. Тест, симулирующий жизнь реального рекламного агентства, в котором команда играет роль вновь прибывшего управляющего директора. Цель прохождения — попробовать себя в новой роли, совершить основные ошибки и понять их последствия для того, чтобы минимизировать их в реальной жизни. По сути, это как полетать на тренажере, прежде чем сесть за штурвал самолета. У каждой группы была уникальная возможность — обсуждать решения и слышать точку зрения человека с совершенно другим опытом. В моем случае наложились еще и отличия рынков, что сделало эти 3 дня невероятно интересными.
Итак, добро пожаловать в Перт. За несколько дней до начала тренинга всем участникам, а нас в этот раз собралось 15 человек, разослали кейс на 70 страниц о небольшом рекламном агентстве в городе Перт (Австралия), под названием Шеле Хаус, которое недавно выкупила международная сеть ГлобалКом. Команда играет роль нового управляющего агентства, с которым заключили контракт на 3 года = 3 дня. Задача — добиться максимизации бизнес-результатов по параметрам: «Команда», «Клиенты», «Продукт», «Имидж агентства», «Продуктивность агентства» и выполнить поставленные финансовые цели — увеличить показатель Net Margin агентства с 14% до 20%. После каждого принятого командой решения значения параметров изменяются и их динамику можно отслеживать с помощью динамического отчета (дашборда).
Всего за 3 дня нужно принять 300 управленческих решений абсолютно разного уровня: от надобности устанавливать стенку с наградами возле ресепшена до выбора нового креативного директора или стратегии победы в международном тендере. Решения принимать нужно быстро, но не поспешно, и это держит в постоянном напряжении. К завершению курса нам уже не надо было договаривать фразы, мы понимали друг друга с полуслова. Процесс настолько увлек всех, что некоторым из команды ночью снились персонажи из кейса :).
Конечно, наша команда выиграла, и естественно, далеко не последнюю роль в ее успехе сыграло то, что в ней собрались совершенно разные люди. Из достижений: наш параметр Клиенты достиг практически рекордного значения за всю игру, тендера мы выигрывали на раз, а финансовый результат удивил даже тренера. И это в который раз доказывает, что Украина может стать кузницей кадров мирового рекламного рынка, главное, чтобы мир узнал нашу силу.
А сила наша — в практическом опыте, умении работать в условиях тотальной нестабильности и в широте нашего кругозора. Мои коллеги по команде однозначно получили лучшее образование, у них в среднем на 10 лет больше опыта управления и они умеют строить безукоризненные и устойчивые системы управления. Но мир меняется так быстро, что устойчивые системы тормозят развитие бизнеса, и в цене теперь скорость и умение адаптироваться, а в этом, как известно, нам нет равных.
Подводя итоги, хочу привести несколько инсайтов от Эда, которые мне показались наиболее ценными:
- What Not To Do List не менее значим, чем его более известный позитивный двойник. Хороший управленец точно знает, что ОН/ОНА НЕ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ни при каких обстоятельствах. Не решайте за ваших подчиненных их проблемы, если они не могут их решить — научите, не обучаются — увольняйте. Главное, не пытайтесь делать за них их работу.
- Сфокусируйте свои усилия на 2–3 основополагающих направлениях, на которые вы можете повлиять. В рекламном бизнесе — это Люди, Клиенты и Продукт. Остальное — производные. Они будут улучшаться, если вы будете правильно работать с базовыми параметрами. Это очень четко показала симуляция — в течение трех лет мы не фокусировались на финансовых целях, наша задача была хорошо делать работу, не выходя за рамки приличий в расходах. В итоге, мы нарастили прибыль в 2 раза за 3 года.
- Важны миссия, виденье и четкие цели, однозначное их понимаемые всеми, от секретаря до СОО. Видение будущего компании и последовательность в его достижении будут говорить людям намного больше, чем правила и процедуры. Бессмысленно фокусироваться на структурах взаимодействия и внутренних процессах. Они как дорожки в парке: люди создадут их сами, когда будут понимать, куда и зачем им идти. Вам останется лишь записать их.
- Если вы не верите в команду или даже в одного ее человека, у нее/него ничего не получится. Вера — двигатель успеха. Споры и прессинг — ее тормоза.
- Если у человека в должности есть слово Директор или Chief — он должен приносить деньги, управляют существующим бизнесом менеджеры, а директора и Chief должны генерить новое — это могут быть клиенты, сервисы или бизнесы; но его любые действия однозначно должно трансформироваться в новые деньги.
- Бюджетируйтесь пессимистично и планируйте расходную часть, исходя из худшего сценария. Набрать людей всегда проще, чем уволить. Удивлять всегда лучше, чем разочаровывать.
- Подбирайте людей в команду, как будто вы — продюсер голливудского фильма: для главных ролей только А-актеры. Наплюйте на их характер или непохожесть на вас. Ваш креативный директор может быть сущим кошмаром в быту, но если он выигрывает тендера, Канны и команда молится на него — он стоит того, чтобы мириться с его странностями.
И напоследок моя любимая цитата: «My father worked in a mental hospital as a security guard. That’s pretty much the same job as running an ad agency». Kevin Roberts Saatchi & Saatchi.
И таки да, директора рекламных агентств — это охранники в дурдоме, наши лучшие таланты, одновременно и наши самые странные пациенты. А наша задача — создать такой дурдом, из которого они даже не подумают бежать.
P. S.: 4А находятся в самом сердце Нью-Йорка, напротив Нью-Йоркской публичной библиотеки, в очень красивом, современном офисе со своей террасой и видом на Брайант-парк. Я искренне желаю нам всем, чтобы когда-то у Максима Романовича и ВРК тоже был такой офис в самом центре Киева. Это будет означать, что наконец-то Украина из недоразвитого рекламного рынка перешла в разряд бурно развивающихся, а может, даже развитых. И наши титанические усилия и сверх-способность к адаптивности начали приносить достойный финансовый результат.