Рейтинг сайтов украинских олигархов
Общее состояние собственников украинских финансово-промышленных групп, рейтинг сайтов которых составило «ДЕЛО», составляет более десятка миллиардов долларов.
Но интернет-представительства большинства отечественных олигархов имеют пока очень скромный вид. А главное — не выполняют свою цель — управление корпоративной репутацией.
Раскрываем активы
Две из 12 украинских ФПГ — «Смарт-групп» Вадима Новинского и «Энерго» Виктора Нусенкиса — вообще не обзавелись сайтами. А группы «Приват», «УкрСиб» и «Финансы и Кредит» представлены в Интернете только сайтами одноименных банков.
Эти ресурсы соответствуют всем критериям сайта современного банка, но почти никак не представляют свои ФПГ и их собственников. Даже те компании, которые создали единый корпоративный сайт, не уделяют ему достаточно внимания. Например, на www.isd.com.ua лента новостей последний раз обновлялась в январе 2007 года.
Примером того, как нужно использовать Интернет для «раскрутки» ФПГ и ее владельца, является запуск в августе 2007 года корпоративного сайта Group DF.
Зарегистрированная в Вене холдинговая компания, принадлежащая одному из наименее публичных украинских олигархов Дмитрию Фирташу, на своем сайте впервые раскрыла структуру активов и данные о доходах.
Запуск интернет-представительства GDF стал информационным поводом в украинских и зарубежных СМИ. Сам миллиардер на сайте скромно назван «экспертом в сфере торговли и распределения газа в Восточной и Центральной Европе».
«Белые и пушистые»
Особое внимание на сайтах отечественных ФПГ уделено меценатству. Так, группа «Галнафтогаз» гордится тем, что выступила спонсором издания первого атласа мира на украинском языке и поддерживает джазовый фестиваль «Флюгеры Львова».
Много внимания деятельности благотворительного фонда компании уделено на сайте «СКМ». Подробно описаны все поддержанные фондом программы с указанием выделяемых сумм, в числе которых проекты «Журналистика цифрового будущего» и «Остановим туберкулез».
Как рассказала Анна Терехова, специалист по связям с общественностью «СКМ», интернет-ресурс компании был полностью обновлен в конце 2007 года. Сайт представляет посетителям информацию не только о самой управляющей компании группы, но и обо всех входящих в нее холдингах и отдельных активах. Для этих целей имеется интерактивная карта основных предприятий группы не только в Украине, но и за рубежом.
Гигант трубного бизнеса компания «Интерпайп» представлена в Интернете хорошо иллюстрированным ресурсом, в доступной форме представляющим информацию о компании и направлениях ее деятельности. Кроме того, на сайте можно принять участие в тендере на поставку необходимых для «Интерпайпа» материалов. Сайт interpipe.biz стал бы лидером рейтинга «ДЕЛА», если бы не был самым «молодым» ресурсом.
В первую очередь — банковский бизнес
Группа «Приват» представлена сайтом Приват-Банка. Этот интернет-ресурс ежедневно посещают более 10 тысяч посетителей. Он не только является самым популярным среди сайтов финансово-промышленных групп, но и входит в топ-100 самых посещаемых сайтов в Украине.
Веб-порталы ПриватБанка, УкрСиббанка и банка «Финансы и Кредит» — мощные ресурсы в первую очередь с технической точки зрения. Помимо информации о банке и предоставляемых им услугах, они включают в себя онлайн-сервисы.
Например, услуга «Приват24» дает возможность клиенту управлять состоянием своего карточного счета. Для обслуживания этой части ресурса в структуре ФПГ в апреле 2000 года была создана компания «Приват-онлайн». Девиз «Приват24» — «Ваш живой Интернет-Банк». Клиенты банка могут общаться между собой через ЖЖ (интернет-блог) и чат. Есть и программа «Мечта украинца», нацеленная на рядовых клиентов. Она предлагает посетителям сайта заполнить анкету, а сотрудники банка сами свяжутся с потенциальным клиентом.
Как закалялась сталь
Для разработки своих сайтов ФПГ привлекают не только украинских профессионалов. Так, «Запорожсталь» и «Универсальная инвестиционная группа» (сайт концерна «Галнафтогаз») не поскупились воспользоваться услугами российской «Студии Артемия Лебедева».
Директор по маркетингу «Запорожстали» Юрий Соха объясняет, что в первую очередь была поставлена задача обеспечить узнаваемость предприятия и показать средствами графического дизайна принадлежность компании к бизнесу стального листового проката.
Российские программисты справилась с заданием, что позволило сайту «Запорожстали» занять первое место в рейтинге «ДЕЛА». Интернет-страничка меткомбината содержит китайскую и арабскую версии. Дизайн сайта оказался настолько удачным, что ростовская компания «Стальпром» долгое время использовала на своем сайте аналогичный дизайн, не заботясь при этом о соблюдении авторских прав.
На сайте «Запорожстали» можно ознакомиться с фотоархивом более чем 75-летней истории предприятия. Кроме того, сайт предлагает возможность купить через Интернет «непрофильную» продукцию предприятия — мойки, посуду и даже раскладной мангал в комплекте с шампурами.
Схожий ассортимент предлагают прайсы на сайте другого гиганта отечественной металлургии -ММК им. Ильича. Здесь рядовой потребитель может купить все, что угодно, начиная от оцинкованного ведра и заканчивая металлическим гаражом. Дизайн сайта также выделяется «блеском отполированных стальных конструкций». При этом он демонстрирует нацеленность бизнеса на иностранного покупателя, так как по умолчанию посетителю выдается англоязычная версия.
Андрей Кашуба