Строитель нового рыночного сегмента
Герой Profile — Владимир Савчук, маркетинг-директор направления широкой дистрибуции компании Hexagone, эксклюзивного дистрибьютора косметики и парфюмерии. Когда-то он первый в Украине выставлял красные кока-кольные холодильники на улицу из торговых точек, «гонял» болиды Формулы-1 по Крещатику, а сейчас занимается построением абсолютно нового, быстрорастущего сегмента на парфюмерно-косметическом рынке Украины — Bridge (Mastige, Lifestyle)Почти полдень. Современный офис живет своей жизнью: звонят телефоны, хлопают двери кабинетов. Все как обычно. И только витающие в воздухе тонкие завораживающие ароматы возвращают к мысли о том, что именно здесь находится своеобразный филиал мировой индустрии красоты. Gucci? Chanel? Dior? Наш герой приходит на работу в 8.30, за полчаса до прихода всех. Это дает ему возможность до начала рабочего дня просмотреть почту, отчеты, в спокойной обстановке наметить планы на день. «Портфель Эгзагона — около 110 брендов, прафюмерных и косметических, и это определяет нагрузку рабочего дня. Количество проектов очень большое. И о каждом нужно помнить, — говорит он. — По определенным дням раз в неделю проводятся утренние совещания: с маркетингом, продажами, логистикой по оперативным вопросам, — «тезисные, быстрые». Далее персональные встречи по текущим проектам с бренд-менеджерами, сейлзами. «Новые бренды, линии, ароматы. Сидим, продумываем. Потом, как говорят в Верховной Раде, начинается «работа в комитетах», — смеется Владимир. Каждую неделю обязательно радуют визитами гости из Европы, представители брендов. Программа посещения включает в себя маркет-визиты — инспектирование розничных торговых точек, обсуждение результатов, составление дальнейших планов. Часто Владимиру приходится ездить в командировки, в основном в Европу, на маркетинг-конференции с производителями. Здесь принимаются решения по ключевым направлениям развития брендов. «А так… Руковожу… И всегда чувствую себя спокойно. В одном месте могу растянуть день, в другом — его ужать», — говорит он.Работа и карьераВладимир отслужил в рядах тогда уже украинской армии и поступил в Нархоз (КНЭУ). Писал диплом на базе Черкасской табачной фабрики, которая тогда была приобретена немецкой компанией Reemtsma. Это как раз был период слияний, инвестиций, один из первых опытов иностранного бизнеса в Украине. После защиты диплома он вернулся на предприятие в качестве менеджера отдела контроллинга, через 2 месяца он стал и. о. начальника отдела продаж, а затем — начальником. «Я был неглупым вчерашним студентом, который быстро впитывал все новшества», — рассказывает он. И это оправдало себя. Все эти инновации позволили на порядок увеличить объем продаж. На этом предприятии он проработал год. А затем его пригласили в компанию Coca-Cola Amatil Ukraine, и Владимир не смог отказаться от предложения работать в компании — одном из мировых лидеров. На первых этапах он основывал филиалы в регионах, практически с нуля выстраивая их работу, занимался кризисным менеджментом. Именно здесь Владимир познакомился с системой трейд-маркетинга, которая в 1996 году была для Украины в новинку. На базе Сумского филиала Владимир и его команда провели историческое для Украины мероприятие, а именно установку кока-кольных холодильников на улице. Это сейчас красные холодильники стоят повсеместно перед каждым киоском, а тогда… «Никто в это не верил. Никто не хотел связываться: разобьют, украдут. Холодильники прятали за прилавок, подальше, чтоб никто не видел. Мы придумали электро-магнитный замок и договорились с несколькими клиентами, что если вдруг что-то случится, никаких претензий предъявлять не будем», — описывает несколько дикую на современный взгляд ситуацию Владимир. В 2000 году Владимир переходит работать в Reemtsma (г. Киев) на должность начальника департамента маркетинг-сервиса. К моменту получения предложения, его как раз начали утомлять вечные разъезды и жизнь вдали от семьи — жена и ребенок постоянно проживали в Киеве. К тому же, пришло четкое понимание, что в дальнейшем он хочет заниматься маркетингом, а не продажами. В новой должности на Владимира была возложена ответственность за медиа, промо, трейд-маркетинг, продакшн, PR, а также маркетинговый бюджет. «Это было что-то вроде внутреннего рекламного агентства», — рассказывает он. Reemtsma стала для Владимира своеобразной школой маркетинга. В период с 2000 по 2002 год, который Владимир называет «золотым», было реализовано несколько очень необычных для Украин ы маркетинговых решений. «Например, впервые болиды Формулы-1 проехали по Крещатику в 2001 году в финале масштабной консьюмерской акции «West-Адреналин» компании Reemtsma, главным призом которой и была поездка на болиде. Тогда Украина стала первой страной, в которой болиды гоняли по центральной улице столицы. В других странах подобное действо происходило на специальных треках», — рассказывает он. В то время Reemtsma, будучи на мировом рынке компанией микроскопической, в Украине занимала лидирующую позицию. Однако были и свои но… «В Reemtsma предпочитали на должности маркетинг-директора видеть экспатов и не могли решиться назначить местного специалиста. Экспаты приезжали, долго вникали в ситуацию, потом уезжали, а работали аборигены», — говорит Владимир. И, посчитав, что достиг потолка в этой конкретной компании, Владимир принял решение уйти. Дальше был период «свободного творчества». На условиях фри-ланса Владимир сотрудничал в сфере маркетинга с отечественными и зарубежными компаниями, занимался консультированием власть имущих в области политической рекламы. С 2004 года Владимир работает в компании Hexagone директором по маркетингу. Говорит, что привел его сюда интерес. «Меня заинтриговали сами бренды, имена. Почему Gucci? Chanel? Yves Saint Laurent? Calvin Klein? Почему они так дорого стоят? Как они этого добились? Маркетинг создает добавленную стоимость продукту. Но лишь в люксовом бизнесе разница между стоимостью продукта на полке и физической его стоимостью поистине колоссальна. И вот эта дельта и есть стоимость бренда. И строить такую дельту в Украине пока практически не умет никто. Мне захотелось изучить эту кухню изнутри», — рассказывает он. Конечно, определенные сложности были. По словам Владимира, в Украине нет учебных заведений, где учат управлять брендами люкс-класса, мало маркетологов, которые умеют это делать. И ему приходилось учиться всему на ходу, в срочном порядке перенимая опыт зарубежных партнеров.Приблизительно через год работы в компании было принято решение разделить бизнес фактически и юридически на две части. И вот уже около трех лет Владимир занимается построением абсолютно нового сегмента на рынке Украины, а именно сегмента среднего класса — Bridge (Mastige, Lifestyle). По его словам, это довольно новое направление и для западных, развитых рынков, объединяющее в себе бренды всех категорий индустрии красоты и призванное удовлетворять вкусы главного, движущего социального слоя общества — среднего класса.«Мы первые и единственные для себя приняли решение, что среднему классу в Украине быть. Сегодня мы начали бизнес, который классически нужно бы начинать завтра, когда прослойка среднего класса вырастет. Мы забежали вперед, но сделали это намеренно, т. к. решили стать сильными до того, как наши конкуренты проснутся и сумеют правильно оценить огромный потенциал среднего класса», — говорит он. Трудностей много. Например, приходится вести разъяснительную работу среди розничных продавцов. Далее, сам сегмент «Mastige» растет очень серьезными темпами — 200-300% в год. И за подобным ростом очень сложно угнаться и структурно, и логистически, ведь далеко не все тренды можно предсказать. Тем более что ни одна из исследовательских компаний не предоставляет серьезных исследований и мониторинга украинского среднего класса. И Владимиру очень часто приходится действовать интуитивно. Однако он доволен. «Для меня это интересный опыт — построить не бренд, а целый сегмент на рынке. Я чувствую, что, как ни пафосно это звучит, творю в определенном смысле историю», — говорит он. Философия управленияВ данный момент у Владимира в подчинении около 100 человек с учетом полевых сотрудников, а офисный персонал составляет 20 человек. «Я не могу сказать, что я полностью дисциплинированный человек. Я, как творческая личность, достаточно безалаберен во многих вопросах. Но как руководитель должен подавать только положительный пример», — считает он. При этом Владимир за индивидуальный подход. И человек, который в состоянии самостоятельно управлять своим рабочим временем и выдавать хороший результат, пусть хоть вообще на работу не приходит. Самое главное — внутренняя дисциплина. «Главное мерило для меня — не видимость интенсивного рабочего процесса и не просиживание с 9.00 до 18.00, а результат», — говорит он.Если же именно отсутствие дисциплины является недостатком сотрудника — это видно сразу. «Когда человек опаздывает, время проводит в курилках, а потом рвет на себе рубашку и кричит, что не успел, другого совета, кроме как приходить вовремя на работу и меньше курить, у меня нет», — говорит Владимир. Владимир не любит, когда сотрудники вечером сидят долго на работе. Считает, что у каждого должна быть личная жизнь. «Если человек кроме работы ничего не видит, просиживая ежедневно до 20.00 — 21.00, через некоторое время он просто скиснет. Отсутствие личной жизни приведет к упадку сил и депрессии. Одной работой жить невозможно», — рассуждает он. Поэтому таких сотрудников он старается учить справляться со своими обязанностями в рамках рабочего дня. Мои университетыВладимир считает, что его, молодого профессионала, не успели испортить отечественные компании, и он сразу получил правильный опыт. «Coca-Cola — это компания, которая сделала из меня того, кто я есть», — говорит он. Именно здесь Владимир приобрел основополагающие управленческие навыки.Но самое главное для него — это менталитет победителя, который он там впитал, и осознание того, что первопричина всех неудач как в работе, так и в личной жизни, есть бездействие. «Основная мысль, которую я оттуда вынес: человек может идти двумя путями, искать оправдания и искать способы. Человек, который хочет победить — ищет способы. Во всех других случаях он ищет оправдания, объяснения, причины, чтобы этого ничего не делать. И лишь в этом вся разница. А добиться успеха можно всегда», — уверен Владимир. Владимир многому научился и многое перенял от своего руководителя Ника Константинеску, директора по продажам Coca-Cola Amatil Ukraine на то время. Владимир считает, что это один из самых сильных менеджеров-управленцев, с которыми ему довелось встречаться в жизни. «Он говорил, что люди делятся на две категории: одни носят ботинки, и их очень мало, другие — ботинки чистят. И каждый должен для себя решить, хочет он ботинки носить или чистить».Еще одну мудрость Владимир позаимствовал у своего руководителя в компании Reemtsma Ukraine Сергея Палийчука, генерального директора компании. Она заключается в одном слове: ошибайтесь. «Он говорил: «Я вам плачу деньги за то, чтобы вы ошибались» — вспоминает Владимир. И, по мнению нашего героя, очень правильно не бояться давать людям возможность ошибиться. Ведь человек, который ошибся, если он неглупый, сделает выводы и второй раз ошибку не повторит, плюс попутно многому научится.«В целом, за одного битого двух небитых дают, — смеется Владимир. — Не ошибается тот, кто ничего не делает. Нужно, чтобы люди не боялись ошибиться». По мнению Владимира, проблема многих руководителей — это бесконечный контроль, нарекания, в результате чего у людей пропадает инициатива, энтузиазм. Что, в конечном итоге, пагубно сказывается на развитии бизнеса. ХоббиВладимир Савчук родился в семье художников и во время учебы в школе всерьез увлекался рисованием. Но так сложилось, что дальше по этой стезе он не пошел. «Увлечение осталось. Периодически накатывает желание что-то сделать. Люблю графику, черно-белую, она очень выра-зительна», — делится Владимир. Сегодня он увлечен дизайном помещений и считает, что это отличный способ расслабиться.В школе Владимир, как нормальный парень, интересовался спортом. В то время в Черкассах была одна из основных баз украинских водных видов спорта. И он совершенно случайно на каникулах в четвертом классе попал в секцию, открытую энтузиастами виндсерфинга. Интереснее Владимиру кататься все-таки где-то в теплых странах, но процесс усложняется тем, что надо везти с собой оборудование, так называемую матчасть: доску, парус, мачту и т. д. Поэтому иногда приходится пользоваться прокатом. Однако по мнению Владимира, прокат таких вещей — это как с Ферарри вдруг пересесть на Запорожец. Не тот класс. Можно, конечно, отвести душу, даже получить какое-то удовольствие, но на хорошем профессиональном оборудовании это совершенно другие ощущения, другой способ катания. Физически виндсерфинг — сложный вид спорта, предполагающий большие нагрузки, особенно в непогоду. Штиль, хорошая погода, слабый ветер, для фаната — это скучно и неинтересно. Отзывы коллегЯна Язовицкая, Консьюмер маркетинг Менеджер Империал Тобакко УкраинаВолодя — мой хороший друг и бывший коллега. У него есть качество, достаточно редкое среди современных мужчин. Это надежность. Он никогда не дает пустых обещаний и полностью отвечает за свои слова. У него всегда все под контролем. Он способен делать нереальные проекты в нереальные сроки. Он стратег и тактик одновременно.Роман Швец, директор BTL-агентства "А-Групп"Владимир — руководитель высшего уровня с огромным опытом. Хороший кризис-менеджер, т. к. быстро принимает решения в сложных ситуациях. О личных качествах могу сказать, что Владимир очень обаятельный человек и легко находит общий язык с людьми. Недостатки? Пожалуй, слишком много курит. Других ярко выраженных назвать не могу.Юрий Курта, маркетинг-директор Империал "Тобакко Украина"Владимир очень творческий человек и при этом хороший организатор и руководитель, который заботится о своей команде.Карьерные достиженияПрошлые достижения в прошлом, а в настоящем к наибольшим профессиональным достижениям Владимир относит создание абсолютно нового, быстрорастущего сегмента на парфюмерно-косметическом рынке Украины — Bridge (Mastige, Lifestyle). Построение, объединение в один портфель и совместное продвижение целой группы подобных брендов помогло создать новый, живущий по своим законам сегмент рынка, емкость которого в будущем трудно переоценить Анкета Место рождения: г. Черкассы, 04.06.1970 г.Образование: 1990 — 1995 гг.: КИНХ (КНЭУ), специальность — Управление предприятием.Опыт работы: 1995-1996 гг. Reemtsma (г. Черкассы), начальник отдела продаж1996 — 2000 гг. Coca-Cola, директор филиала, региональный директор2000 — 2002 гг. Reemtsma (г. Киев), начальник департамента маркетинг-сервиса.2004 — настоящее время — Hexagone, маркетинг-директор направления широкой дистрибуции.Женат. Сыну 16 лет. Он заканчивает школу, помешан на компьютере и баскетболе. Я не авторитарный родитель. Позволяю ему поступать так, как он сам считает нужным. Самостоятельно принимать решения. Еще есть кот, купил его случайно на птичьем рынке. Вроде перс. Тоже член семьи. О детстве: В 5 лет, по рассказам мамы, я хотел стать президентом. Самое странное, что в те времена понятия президент в стране не существовало. Т. е. президент был в США или еще где-то, а у нас-то был генсек. Тем не менее, я заявил, что буду президентом. Наверное, у меня еще все впереди.О книгах: Очень люблю читать, читаю запоем и все подряд. О путешествиях: Я катаюсь часто, чувствую себя за рубежом вольготно, спокойно. В отпуск люблю ездить с семьей в экзотические страны. У меня мечта — посетить все континенты. Из неохваченных на данный момент остались Южная Америка и Австралия. В отдыхе особенно ценю эмоциональную составляющую, люблю, чтоб ощущения зашкаливали. Впитываю их каждой клеточкой тела, пропускаю через себя. Батарейки заряжаются на раз.