Марк Цукерберг рассказал о неудачах и будущем Facebook
Марк Цукерберг рассказал журналистам New York Times, зачем он разделяет Facebook на отдельные мобильные приложения, о неудачах с Home и поиском по социальному графу, а также почему в WhatsApp не будет логотипа самой большой социальной сети. ЦП выбрал лучшее из интервью
Чем занимается Creative Labs?
Facebook — это не один продукт. Мы выросли из идеи создания веб-сайта, при помощи которого можно легко делиться информацией. Затем, когда мы пытались перенести эту идею на смартфон, — получилось большое синее приложение, которое примерно повторяло возможности сайта.
Но я считаю, что пользователям смартфонов нужны другие вещи. Здесь крайне важна легкость доступа. Например, возможность контролировать уведомления, которые вы хотите получать. При этом у вас очень мало места. Это большая удача сделать первоклассное приложение, которое выполняет одну функцию.
То, что мы делаем с Creative Labs — пытаемся разделись большое синее приложение на отдельные продукты.
За последние пару лет вы пробовали много нового — например, >Home и поиск по социальному графу, но они не сработали. С другой стороны, вы покупали успешные компании, например, Instagram и WhatsApp. Как вы считаете, достаточно ли вы придумываете новых проектов? Насколько Facebook инновационен?
Про социальный поиск. Я думаю, что современные поисковые системы имеют много встроенных сервисов, и мы знали, что нам предстоит пять лет усиленной работы, чтобы получилось что-то хорошее и уникальное. До сих пор мы следовали следующим этапам. Первое — мы научились искать по структурированным связям Facebook. Это было важно как для пользователей, так и для инфраструктуры, которую мы используем внутри компании. Следующее — поиск по постам. Все это было доступно в веб-версии. Прорывом был поиск в мобильном приложении. Я думаю, что реальный вопрос будет в том, насколько это эффективно на смартфоне…
С Home результат был намного хуже наших ожиданий. Но это рискованная вещь. Home сильно отличается от других приложений, таких как Paper или Messenger. Обычно вы устанавливаете приложение, и, если оно полезно, вы возвращаетесь к нему. Home — это ваш стартовый экран. И если на нем есть хоть что-то, что вам не нравится, вы его удаляете.
Другая вещь, которую нужно помнить — подобные проекты могут не давать заметного продвижения бизнесу длительное время.
Аудитория WhatsApp огромна — намного больше, чем у Facebook Messenger. И вы купили его потому, что однажды это поможет заметно продвинуть бизнес. Расскажите об этом. Вы переживаете из-за того, что Facebook не сделал подобного?
Во-первых, Messenger очень успешен — 10 млрд сообщений отправляется в день. Но рынок мессенджеров намного больше, чем он казался нам изначально. Например, пользователи используют WhatsApp и Messenger в разных ситуациях. Messenger — для общения с друзьми, а WhatsApp полностью заменяет стандартные смс. Эти вещи кажутся одинаковыми, но когда вы углубляетесь в детали того, как люди их используют, то понимаете, насколько они разные.
То, что мы делаем, можно условно разделить на три направления. Первое — Facebook. Больше миллиарда людей используют его. И это бизнес. Второе — Instagram, WhatsApp, Messenger и поиск — это вещи, которыми люди пользуются постоянно и они могут стать следующей основой для бизнеса Facebook. Третье направление — Paper, Home и другие проекты, над которыми работает Creative Labs. Возможно через три или пять лет они станут такими же, как Instagram и Messenger сейчас.
Было бы ошибкой сравнивать любой из этих продуктов. Потому что они находятся сейчас на разных уровнях.
Instagram и WhatsApp не будут брендированы как приложения Facebook. Получается, что частью вашего бизнеса являются приложения, которые не ассоциируются у людей с Facebook. Это конгломерат?
Одна из вещей, которую мы пытаемся сделать в Creative Labs — исследовать то, что не отождествляется напрямую с Facebook. Некоторые изобретения будут внедрены в Facebook, а некоторые нет — просто потому что они работают лучше в других местах. Приложения будут создаваться под определённую узкую аудиторию, с которой пользователь готов чем-либо поделиться, и следует ожидать развития в этом направлении.
Сейчас появляются приложения, основной упор в которых сделан на анонимность. Например, Snapchat. Вам это интересно? Собирается ли Facebook делать что-то в этой сфере?
Я не знаю. Я думаю, что личная коммуникация намного шире, чем ее представляют. Вы спрашивали почему WhatsApp и Messenger такие разные. Но они оба вписываются в то, что называется частное общение. Люди любят общаться, и именно поэтому есть много разных сервисов. Думаю их будет еще больше.
Анонимность — это нечто другое. Я склонен полагать, что она заложена в основе построения взаимоотношений. В интернете существует несколько способов сказать, кто вы. Можно использовать ваше настоящее имя или телефонный номер, как в WhatsApp, или псевдоним, как в Instagram. Но во всех случаях вы не просто обмениваетесь контентом, вы также выстраиваете отношения с людьми…
Вам скоро будет 30. Некоторые из ваших продуктов используются людьми, которые намного моложе вас. Когда вы начинали Facebook, вы были такого же возраста как и его аудитория. А сейчас вы не являетесь целевой аудиторией Snapchat и подобных ему приложений. Вы находитесь в контакте с аудиторией, которая использует ваши продукты каждый день?
Я не думаю, что есть тренд, когда приложение, популярное среди молодой или старшей аудитории, затем завоевывает массовый рынок. Изначально пользователями Pinterest не были молодые люди — сервис был предназначен для девушек. Twitter также в начале пути не был популярен среди молодежи…
Большинство людей, которые используют Facebook не являются моими ровесниками. Но понимать для кого вы работаете — очень важно. Когда аудитория становится больше — понимать ее еще сложнее. Мы стараемся уделять этому много внимания, постоянно собираем обратную связь. Но работать с аудиторией в 1,2 млрд пользователей очень трудно.
Наши менеджеры по продуктам ездят в развивающиеся рынки и изучают, как люди пользуются интернетом. И там люди задают вопросы вроде "Здесь сказано, что я должен ввести пароль — что за пароль?".
Возраст — не самая главная вещь, о которой я беспокоюсь. Я много думаю об Internet.org и о том, как связать между собой людей…