В Европе книжный рынок которой наиболее нам близок, большинство писателей имеют своих агентов. Эти полезнейшие для цивилизованного книжного бизнеса люди делают все то, чем в Украине занимаются сами писатели. От переговоров об издании книг до их промо, а далее — и продаж за границей — все это зона ответственности литературного агента. В игре также участвуют издательства, маркетологи, которые делают так, что каждый второй хочет купить именно эту книгу. Чем занят писатель в этой схеме? Творчеством. Он делает свою работу — качественную литературу, добротную, талантливую, участвует в автограф-сессиях и получает премии. Остальное — маркетологи, пиарщики, отделы продаж издательств, агенты.
А теперь сравните с ситуацией в Украине. Страна, в которой столько талантов, не может похвастаться ни популярностью украинской литературы, ни особыми успехами в её продвижении в принципе. Книжные агенты? Да это мечта любого писателя! Спросите кого угодно из них, почитайте на Фейсбуке, просто на встрече с писателем спросите, сложно ли у нас продвигать свое творчество.
И да, вы услышите такие истории, что вам и не снились. Просто-таки детективы о том, что книга издана, а в продаже ее нет. И спроса нет. И никак не пробиться в ритейл, зато наград и литературных премий у книги уже несколько. Причина этому проста: книжный рынок Украины на данный момент все еще находится на этапе формирования, так как и маркетинг книг. Немногочисленные энтузиасты помогают в продвижении, организации встреч с писателями, чтений, мероприятий. Но мы все еще часто сталкиваемся с ситуацией, когда большинство украинцев так и не знают, что на свет появилась новая отличная книга.
Многие считают, что причиной этому является непопулярность чтения у нас в стране. Вы точно уверены? Наша команда торгует книгами в онлайне семь лет, и компания уверенно растет из года в год. Украинцы хотят читать книги! Возможно, еще четыре-пять лет назад мы как страна были мировыми аутсайдерами по количеству прочитанных в год книг на человека, но сейчас ситуация меняется. Поэтому, спрос есть и он растет с каждым годом, а вот развитие рынка, как я уже упоминал, все еще остается на начальном этапе.
Особенно острая ситуация складывается в последние полтора-два года. Уже в 2014 мы заметили большой рост интереса как к чтению вообще, так и к недавно изданной литературе. Ранее перевес читательского интереса был в сторону детективов и классики, а сегодня, по словам экспертов, интересы меняются вместе с окружающим миром, и люди испытывают интерес и потребность в биографической литературе, хотят читать и модные, только изданные романы. Теперь вспомним то, о чем я уже писал. Именно эта литература наименее известна читателю, а значит — и нашему покупателю. Команда Yakaboo заметила эти новые интересы давно, так как очень внимательно отслеживает все запросы пользователей сайта. Функционал интернет-магазина отлично позволяет узнавать первыми, что интересно аудитории, а будучи самым крупным онлайн-ритейлером, сайт получает тысячи запросов.
Именно понимание того, что книжный рынок Украины еще не сформирован, а культура чтения —низка, привело нас к идее расширения нашей деятельности. Сегодня мы не просто продаем, мы берем на себя часть социальных функций, помогая развивать культурный уровень Украины и повышать уровень образования населения. Последние полтора-два года все наши маркетинговые активности нацелены не на свой бренд. Мы хотим, чтобы украинцы читали правильную, интересную литературу. То, что зацепило нас самих — то мы и рекомендуем. Если вы подписаны на блог компании, вы найдете в нем десятки постов с рекомендациями, что почитать. Таким образом, мы популяризируем чтение и несем его в массы. И это не всегда бестселлеры, хотя и они встречаются в списках. Часто это интересные, качественные книги, которые просто хороши. Именно на них нацелено наше внимание.
Также, в апреле мы запустили в радиоэфир передачу на волне Nostalgie 99 FM, ведущим которой стал известный литературный критик — Юрий Володарский. Из нее слушатель сможет почерпнуть много новой и занимательной информации о современной литературе, различных литературных событиях, послушать обзор книжных новинок и мнение экспертов этой сферы. Мы хотим рассказывать читателю о литературе.
Это же касается и украинской, и украиноязычной литературы. Мы прикладываем усилия, чтобы в нашем ассортименте увеличивался процент книг, изданных в Украине и на украинском языке. В компании также выделено отдельное направление, которое занимается этим вопросом, и ежегодный прирост таких книг в ассортименте составляет 1-2%.
Кстати, такой подход приносит отличные результаты. Мы образовываем свою аудиторию, мы хотим, чтобы о новых книгах, которые «цепляют» нас, знали все. Маркетологи Yakaboo.ua используют различные каналы, чтобы читатели Украины узнали о новинках. Из недавних примеров, расскажу о Книжном арсенале, который только закончился. Мы на своем стенде постарались собрать самые интересные новинки, которые есть в ассортименте онлайн-магазина. В сложившейся ситуации, именно ритейл становится тем рычагом влияния на аудиторию, который действует эффективно. Именно те, кто продают книги, по большей части продвигают литературу в народ, так как у нас есть возможность охватить одновременно большую аудиторию. Ни издательства, ни литераторы в данный момент таких возможностей пока не имеют.
Подводя итоги, стоит в очередной раз сказать, что ситуация на книжном рынке Украины довольно непроста. В ней задействовано много сторон: авторы, издательства и книжные магазины, которые сегодня активно работают на будущее, пытаясь сформировать столь важную культурную сферу. И мы работаем в этом направлении, используя все возможности и поддерживая различные проекты. Заглядывая в будущее, нам бы хотелось получить поддержку развития книжного рынка на государственном уровне, перенимая опыт других стран. А сейчас наша команда продолжает каждый день находить все новые и новые произведения, достойные внимания украинцев, и старается рассказать Украине о них. Такой я вижу цель настоящего книжного маркетинга. Мы хотим рассказать о стоящей литературе, и делаем это.