Суд признал дело Поносова незначительным
Почему именно "первый этап"? Да потому, что такой исход дела вызвал недовольство как у обвиняемого, так и у прокуратуры, сотрудник которой уже успел обвинить судью Баракину в нарушении закона. Так что в ближайшее время мы наверняка станем свидетелями новых исков, и прокуратура вновь будет старательно пытаться доказать вину Поносова, сам педагог с не меньшим рвением будет доказывать свою невиновность, а сделавшая, казалось, все для прекращения конфликта Microsoft будет по-прежнему твердить о своей непричастности к процессу. 20 новых компьютеров
Длинный и тернистый путь к всероссийской известности начался для Александра Поносова в сентябре 2005 года, когда Управление капитального строительства (УКС) Пермской краевой администрации купило для его школы 20 новых компьютеров. В ходе последовавшей в мае 2006 года прокурорской проверки выяснилось, что на 12 из них установлены пиратские версии программ от Microsoft, операционной системы Windows и Microsoft Office. УКС и компания-поставщик в один голос заявляли, что никаких программ в компьютеры их сотрудники не устанавливали. Поносов также отрицал свою причастность и заявлял, что компьютеры привезли в школу с уже установленными программами, и сам он к установке контрафактного ПО отношения не имеет. Однако, несмотря на сходные доводы сторон, возложить ответственность за случившееся решили именно на Поносова.
Поносова обвинили по статье 146 УК РФ (Нарушение авторских и смежных прав), максимальное наказание по которой составляет 5 лет лишения свободы.
15 минут славы
В силу ряда особенностей, начиная с фамилии обвиняемого и заканчивая тем, что против скромного учителя выступила якобы сама Microsoft, эта история приобрела популярность в СМИ и стала предметом массовых дискуссий. В защиту Поносова выступили как государственные структуры (например, Роспечать), так и политические партии, а также сообщества поклонников ПО с открытым исходным кодом. "Идущие вместе" охотно рассылали в редакции газет факсы с анонсами очередных митингов (запрещенных властями, разумеется) в защиту Поносова, а поклонники Linux призвали соотечественников сказать Microsoft свое возмущенное "нет" и использовать в школах Linux вместо Windows и прочей продукции компании Билла Гейтса.
C просьбой о пощаде сочувствующие Поносову россияне обратились к основателю Microsoft Биллу Гейтсу. В своем открытом письме к одному из богатейших людей планеты бывший президент СССР Михаил Горбачев и депутат Госдумы РФ Александр Лебедев просили Гейтса и Microsoft отозвать претензии и проявить снисхождение к Поносову, чья вина, кстати, авторам послания представлялась сомнительной.
После этого письма Microsoft волей-неволей пришлось целых два раза (сперва по-английски, в виде ответа Горбачеву, а затем по-русски, в заявлениях президента корпорации в России и СНГ)
объяснять, что компания никакого отношения к делу не имеет, разбирательство было инициировано российскими властями и является делом государственным. Так что не надо нас ни о чем просить, мы тут бессильны, заявляли сотрудники Microsoft.
Мало того, корпорация еще и предложила Поносову полюбовное соглашение: для того, чтобы выйти на свободу и уберечь себя от штрафа, педагогу было достаточно покаяться в содеянном. Однако учитель на такие условия не согласился, продолжая отстаивать свою невиновность.
Спустя сутки после предложения Microsoft с похожей инициативой выступил и прокурор, в День святого Валентина предложивший Поносову в обмен на признание и штраф в размере 3000 рублей закрытие дела. Но вместо этого дело без штрафов и признаний закрыла сама судья, как уже говорилось выше, "за незначительностью".
25 секунд ущерба
Александров Поносов решение судьи прокомментировал следующим образом: "Получается, что это оправдание не из-за отсутствия состава преступления, а потому что ущерб для корпорации Microsof это семечки". С мнением обвиняемого согласился даже прокурор Александр Троянов, который закрытие дела по столь формальной причине назвал нарушением закона со стороны судьи.
Конечно, возмущение обоих Александров вполне понятно. Поносов вроде как невиновен, но официально этого суд не признал. Прокурор же и вовсе, получается, дело проиграл, причем старался Троянов, по большому счету, ради "незначительного" дела.
Но не менее ясна и логика судьи Баракиной. Достаточно узнать, сколько зарабатывает корпорация Microsoft каждую секунду (для расчетов взята сумма чистой прибыли за 2006 год — 12,6 миллиарда долларов) и с помощью несложных математических действий выяснить, что ежесекундный доход корпорации Билла Гейтса составляет 399,54337 доллара. Ущерб от пиратского ПО в школе Поносова оценен в 266 тысяч рублей, что немногим меньше 10 тысяч долларов по курсу ЦБ РФ. Таким образом, на покрытие ущерба от деятельности пиратов из села Сепычево корпорации потребовалось бы 25 секунд. А для того, чтобы разорить самого Билла Гейтса, нужно 5 миллионов 300 тысяч пиратов Поносовых. Так что для Microsoft это дело было, действительно, малозначительным.
Учитывая эту "незначительность" и сегодняшнее решение судьи, а также то, как обычно развиваются подобные истории, конфликт властей и Поносова выльется в череду мелких взаимообвинений и исков. Продлиться это все может не один месяц, и не факт, что к моменту завершения конфликта интерес к приключениям Поносова не угаснет, и так интересующиеся этим СМИ не проигнорируют решение суда. Если оно вообще будет.