Рекламная фотография – это конвейер
О том, считать ли рекламное фото творчеством и можно ли ему научиться, а также об общем уровне рекламной съемки в СНГ рассуждает Игорь Сахаров, один из лучших рекламных фотографов России.Игорь, посетив КМФР, да и просто гуляя по Киеву, вы наверняка обращали внимание на наружную рекламу. Каково ваше мнение?Я работаю в рекламной сфере уже около 16 лет, поэтому всегда обращаю внимание на работы коллег. Первое, что мне бросилось в глаза при просмотре украинской наружной рекламы, это то, что в Украине хорошо снимают моделей, но совершенно не умеют делать предметную съемку. Те фотографии предметов, которые я видел на бигбордах и ситилайтах, были либо сняты на Западе, либо отличались очень низким уровнем съемки. А как со съемкой предметов обстоят дела в России?В России с этим намного проще. Хотя справедливости ради нужно отметить, что здесь также гораздо больше известны фотографы, снимающие моделей: в журналах и на наружных щитах ведь не подписывают, кто именно делал съемку предметов. А вот модели передают имя фотографа из уст в уста, таким образом он становится популярным.Насколько я знаю, если клиенту нужны хорошие съемки продуктов питания, к примеру, украинские агентства, как правило, обращаются к коллегам из Европы и даже Африки… Съемка предметов для российской рекламы проводится исключительно внутри страны. Здесь много хороших фотографов, специализирующихся на продуктах питания.Вообще, если говорить о российском рынке рекламной фотографии, он, естественно, по большей части сконцентрирован в Москве, именно там сосредоточены деньги. Заказчики с периферии стараются заказывать съемку в столице. Тем не менее, в последнее время наметилась следующая тенденция: московские рекламные агентства все чаще едут за фотографиями в Санкт-Петербург, и даже не потому, что заказать съемку здесь дешевле. Хорошие петербургские фотографы берут за съемку не намного меньше, чем москвичи. Дело скорее в том, что Москва — традиционно «купеческий», торговый город, а Санкт-Петербург — город более творческий, здесь больше художников, людей с креативным мышлением. Вы считаете, что украинский рынок рекламного фото сильно отличается от российского?Исходя из моего достаточно недолгого общения с украинским рекламным сообществом, могу сказать, что в Украине много хороших фотографов. Тем не менее Киев отстает от Москвы лет на десять, Москва, в свою очередь, от Запада — на пятнадцать. Причем дело даже не в нехватке идей, ведь их генерирует креативное агентство, а фотограф лишь грамотно реализует. Дело в техническом воплощении. Во-первых, фототехника постоянно устаревает, во-вторых, украинской школе фотографии все же местами сильно не достает опыта. На Западе, к примеру, будущие фотографы шесть лет учатся в вузах, потом в течение двух лет проходят стажировку, и только после этого получают соответствующий сертификат. Поэтому они мыслят штампами — в хорошем смысле слова. Их учат делать добротные, качественные, технически грамотные фотографии, и они практически не думают над тем, как воплотить каждую конкретную идею: они знают это. Те же фотографы, которые не боятся шагнуть в сторону от учебника, становятся выдающимися.На постсоветском же пространстве из-за недостатка средств не каждый может позволить себе качественную аппаратуру, именно поэтому здесь процветает «творчество». Голь, как говорится, на выдумку хитра. К тому же наши фотографы, как правило, работают в одиночку, в то время как на Западе над проектом работает целая профессиональная команда. У меня в студии также работает команда, каждый член которой выполняет свои функции, это позволяет поставить съемки на поток. И это правильно, поскольку рекламная фотография — это конвейер.Где бы вы посоветовали учиться тем фотографам, которые хотели бы повысить уровень своих умений в рекламной съемке? В принципе, можно учиться в России, здесь грамотно обучают технике съемки как продуктов питания, так и моделей. Лучшим же вариантом было бы поехать за границу и поработать год-два в качестве ассистента у сильного западного мастера фотографии. Так учился снимать я сам: я работал помощником фотографа в Гамбурге. Он ничего мне не показывал и не рассказывал, я просто наблюдал за его работой и старался запомнить, что и как он делает. Этого оказалось достаточно для того, чтобы впоследствии успешно работать в России, где я начал профессионально заниматься рекламной фотографией с 1991 года. Что касается специальной литературы, то сам я ее фактически не читаю, предпочитая изучать приемы фотографии на практике методом проб и ошибок. Я уверен, что только так можно научиться снимать. Впрочем, нужно помнить, что выучить можно только технические приемы, в то время как неотъемлемым элементом любой хорошей фотографии является фантазия ее автора.Имели ли в вашей работе место сложности во взаимодействии с креативными агентствами? Приходилось ли вам отказываться от съемки? Да, конечно. Я отказываюсь от съемки, если предложенная агентством идея противоречит моим жизненным принципам. Откровенную ерунду я снимать не буду, сколько бы денег за это ни платили. А бывали случаи, когда идею агентства невозможно было реализовать технически?Нет, я считаю, что технически снять можно все. Любая фотография подчинена законам физики. Для того чтобы понять принципы постановки света, нужно просто почитать учебник для 9-го класса. Остальное — вопрос практики. СправкаИгорь Сахаров — неоднократный победитель международных конкурсов рекламной фотографии, член Гильдии Рекламных Фотографов. Его работы в различных номинациях признавались лучшими на Московском международном фестивале рекламной фотографии Мастер с 1999-го по 2005 год. Регулярно проводит мастер-классы в России и за рубежом. В 2004 году создал собственную школу рекламной фотографии.В 2005 году стал первым фотографом в России, получившим звание Квалифицированный Европейский Фотограф Рекламы. Учился и стажировался в Германии. Общий стаж работы в рекламном бизнесе — более 15 лет.