Марина Горкина, PR-консультант, бизнес-тренер
03 Мар 2009, 12:25

Марина Горкина, PR-консультант, бизнес-тренер

Марина Горкина, PR-консультант, бизнес-тренер

Какая тема наиболее актуальна на всех предприятиях на сегодняшний день? К сожалению, это деньги. И если в бюджете на PR-активность остался минимум, а то и ноль, нужно придумать, как наиболее эффективно его вложить. Возможно ли продолжать делать интересный и качественный пиар с нулем в бюджете? Да, — утверждает Марина Горкина.

26 февраля в сообществе профессионалов Profeo (www.profeo.ua) прошел вебинар  (онлайн-конференция) с Мариной Горкиной – консультантом по связям с общественностью, бизнес-тренером с более чем десятилетним опытом в сфере бизнес PR.

Участники сообщества, как пиарщики, так и интересующиеся, воспользовались возможностью вживую пообщаться с Мариной и задали разнообразнейшие вопросы: Марину Горкину просили высказать ее мнение, посоветовать, объяснить и растолковать. А она с удовольствием отвечала, хотя все же оставила самое интересное для ее предстоящего семинара. Все вопросы и ответы можно прочитать в форуме: Вебинар с Мариной Горкиной. Ниже представлена выборка самого интересного.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Как сделать репутационный аудит при нулевом бюджете?
— Сделайте аудит своим силами, тогда его цена будет равна вашей зарплате.
Очевидно, что настоящего глубинного исследования у вас не получится, но вы изучите мнение самой ключевой для вас части аудитории. Во все времена и при любом бюджете журналисты отлично помогали мне с аудитом репутации. Это, конечно же, достаточно субъективная оценка, но поскольку журналисты общаются со всеми ключевыми компаниями в вашей сфере, их оценка может вам быть полезной как отправная точка.

Какие методы взаимодействия с ЦА наиболее эффективны в секторе B2C при нулевом бюджете?
— Если говорить о PR методах, то это рассказ о продукте и его взаимодействии с обществом (его качестве и причины, почему надо выбирать именно его, жизнь продукта на рынке, истории успеха, как он изменил чью-то жизнь и пр.). С нулевым бюджетом это возможно сделать через СМИ и Интернет.

Насколько повышается эффективность PR отдела при переходе с нулевого на "хоть-какой-то" бюджет?

— Об эффективности могу сказать следующее, она ощутимо повышается в тот момент, когда вы начинаете более осмысленно и взвешенно подходить к своей деятельности. Нулевой бюджет таким размышлениям только поможет.

Какие лучше использовать инструменты PR для компании, которая только выходит на рынок?
— Прежде всего, освежите свой сайт, особенно в разделе «Новости». Должно быть полное впечатление, что компания живет, и в ней происходят разнообразные события. Следующий этап – связи с журналистами: знакомство и выявление их интереса к уровню и качеству ваших новостей. Кстати, рассылка дайджеста новостей компании на этом этапе гораздо эффективней, чем подготовка пресс-релизов, т.к. предпочтения журналистов вы только изучаете, и по-настоящему ударных новостей у вас пока нет. Конечно же, есть и третий, и четвертый этап, но тогда мне придется пересказать сейчас весь свой семинар «PR с нулевым бюджетом». Но тогда отпадет необходимость моего приезда в Киев 5 марта, а мне бы этого не хотелось:)

Марина, приходилось ли Вам определять стоимость репутации в общем определении стоимости бизнеса и управлять репутацией, увеличивая стоимость?
— К сожалению, опыта такого рода не было. Год назад я задумала написать кандидатскую работу на тему зависимости стоимости компании от ее репутации. Увы, довольно быстро я поняла, что на российском рынке (а именно он меня интересует в первую очередь), подходящего практического материала я не соберу.

Кем жертвовать руководителю во время К.(не будем говорить этого всем надоевшего слова) — сотрудниками собственного ПР-отдела или внешним ПР-агентством?
— Я бы предложила сократить PR-отдел до одного толкового специалиста-исполнителя, и заключить контракт на неполную занятость со специалистом или агентством, которому вы поручите всю аналитическую, стратегическую и тактическую часть работы. В этом раскладе внештатный специалист был бы как коуч для штатного сотрудника. Т.е. разрабатывал стратегию и тактику, а штатный специалист ее реализовывал. Именно такую схему работы я обсуждаю с рядом своих клиентов, желающих оптимизировать бюджет, но не прекращать PR активность.

Если нулевой PR эффективен, чем занимаются PR-агентства, выставляя огромные ежемесячные счета по абон-обслуживанию?
— В одном из ответов я уже упоминала, что в своей агентской практике мы пользовались «прозрачными» бюджетами, где вознаграждение агентства стояло отдельной суммой. Более того, эта сумма подкреплялась перечнем активностей, которые агентство осуществит за эти деньги. В отдельных случаях (например, абонент по медиа-релейшенс) фиксировалось минимальное число публикации в месяц.

Что порекомендуете PR-профессионалу, который перерождается в бизнесмена — продавца своих услуг в момент кризиса?
— В каком-то смысле именно этим занимаюсь и я, продавая себе как консультанта и бизнес-тренера. Как продавцу вам понадобятся все возможные подтверждения вашей компетенции: дипломы о соответствующем образовании, печатные работы, портфолио проектов, признание проф. организаций и пр. Второе – уникальное торговое предложение и его соответствие реальным потребностям рынка.

Насколько в Вашей работе Вам помогает Ваш личный бренд?
И насколько важен он в работе пиарщика в принципе?

— Пока не привыкла к мысли о себе как о бренде. Вы считаете, уже пора?:)))
А кроме шуток, были случаи, когда мои продукты (книги) находили мне работодателей и заказчиков. В плане «продажи» своих услуг и компетенции, безусловно, бренд помогает.

Марина, если не секрет, что будет в Вашей третье книге? Хотя бы кратко намекните 🙂
— О том, что важно для всех нас — как делать эффективный PR в эпоху экономического кризиса:)

Profeo – первая украинская деловая социальная сеть для профессионалов, а также для тех, кто стремится ими стать. Это место, где общаются специалисты разных отраслей, налаживают деловые и личные контакты, заводят полезные знакомства и пользуются массой преимуществ, которые предоставляет Profeo.

Вебинары (от англ.. web и seminar) – это онлайн-конференции, регулярно проходящие в сообществе профессионалов. Для участия в них регулярно приглашаются интересные личности и профессионалы в разных отраслях бизнеса. В Profeo уже прошли 9 вебинаров на актуальные и интересные темы, с разнообразнейшими докладчиками – финансистами, лоббистами, HR-специалистами и маркетологами. Посмотреть, как проходили этот и другие вебинары, можно здесь.

Марина Горкина – консультант по связям с общественностью, бизнес-тренер, более десяти лет работает в сфере бизнес PR. За это время прошла все ступени карьеры PR-специалиста, от начальных менеджерских позиций до должности директора по PR.


Автор двух бестселлеров по PR: «Пять шагов от менеджера до PR-директора» и (в соавторстве) «PR на 100%, как стать хорошим менеджером по PR».
Последние два года активно занимается преподавательской деятельностью. Является экспертом кафедры Управления Института повышения квалификации Госструктур. Курирует образовательный проект в сфере связей с общественностью — «Школа PR Марины Горкиной» (www.gorkina.ru). Сотрудничает с ведущими тренинговыми площадками Москвы.

Расскажите друзьям про новость