Вещание без границ
Вчера в Национальном совете по вопросам телерадиовещания прошло обсуждение по поводу полноправного присоединения Украины к Европейской конвенции о трансграничном вещании, пишет газета "Экономические известия".
Собрание, скажем прямо, несколько преждевременно, так как Верховная Рада до сих пор не внесла необходимые поправки в закон «О рекламе». Тем не менее в Нацсовете уверены, что уже в июле наша страна все же станет полноправным участником Конвенции.
«Для Украины это прежде всего означает вход в единое европейское телерадиоинформационное пространство»,— говорит член Нацсовета Татьяна Лебедева. Присоединение к Конвенции означает упрощение выхода украинских телепрограмм и каналов на рынки европейских стран, а также единую систему регуляции и контроля мультинационального телепространства.
Согласно ст. 4 документа, страны-участницы «гарантируют свободу приема и не ограничивают ретрансляцию на своей территории программ, соблюдающих положения Конвенции». То есть любые телеканалы из стран-участниц могут беспрепятственно распространяться на территории практически всей Европы.
Однако на пути к полному присоединению нашей страны к европейскому телепространству стоят так и не принятые поправки и изменения в законодательстве. «Сегодня не совсем понятно, каким образом Конвенция будет применяться, так как украинское законодательство противоречит данному документу по ряду пунктов.
Например, в вопросе определения длительности рекламных блоков, а также в части порядка лицензирования»,— говорит руководитель Центра законодательных инициатив Независимой ассоциации телерадиовещателей Ольга Большакова. Наши депутаты в конце мая так и не проголосовали за законопроект, предполагающий внести изменения в закон «О рекламе», отправив его на повторное второе чтение.
Документ предусматривает введение понятия телепродажи как отдельного вида телевизионной рекламы, содержащего публичное предложение заключить договор купли-продажи определенного товара. Таким образом, трансляция программ телемагазинов подпадет под 20%-ную рекламную квоту на большинстве каналов (в самой конвенции понятие телеторговли не трактуется как вид рекламы).
Проект вводит запрет телепродаж любых лекарственных средств и медицинских препаратов, а также запрет спонсорства телерадиопередач с использованием названий лекарственных средств и конкретных медуслуг, которые предоставляются и распространяются по предписанию (рецепту) врача. Также ужесточаются требования к трансляции рекламы на телевидении. Если в нынешней редакции закона прописано, что рекламные блоки можно транслировать практически через каждые полчаса (запрещается лишь прерывать рекламой фильмы или другие передачи длительностью до 42 мин.), то после принятия законопроекта трансляцию программ длительностью более 45 мин. можно будет прерывать рекламой не раньше, чем через каждые 45 мин.
Кроме того, Конвенция устанавливает максимальную рекламную квоту в эфире на уровне 20%. У нас же сейчас законодательство предусматривает 5%-ное увеличение рекламной квоты в сутки на протяжении выборного процесса до 25%. От своих 5% рекламного времени политикам придется отказаться.