Пошлая провокация «Якитории»: а вы «візьмете до рота»?
Сначала были «Раздвинь палочки».
Теперь «Візьми до рота».
Нас «Якитория» возмутила. Тех, с кем нам удалось поговорить, возмущение продолжали фразой: «Пошло! Желание кушать в «Якитории» пропало».
В самой компании говорят, что «нынешняя коммуникационная линия — это креатив и эпатаж, привлечение внимания и провокация на эмоцию, запоминаемость и последующее обсуждение» (цитата маркетинг-директора сети Михаила Цветаева.)
Г-н Цветаев заверил нас, что кампания была разработана внутренними силами и протестирована на фокус-группе. Это тестирование, по словам маркетинг-директора, показало, что респонденты положительно восприняли идею. «Все кампании имели массу позитивных отзывов у гостей сети ресторанов «Якитория» и повышение уровня продаж по группам блюд из меню. Все отработало очень эффективно и вывело «Якиторию» в кризисное для ресторанного бизнеса время на достойные финансовые показатели по сравнению с конкурентами (некоторые из которых скопировали не только идеи, но и приемы)», — комментирует Михаил Цветаев.
К лету сеть планирует еще более горячую кампанию — цитата: «следующие промо-кампании «Якитории» будут не менее эпатажны и более глубоко продуманы по внедрению в сознание ЦА».
Мы спросили у специалистов рынка, стимулирует ли эта реклама их, как потребителей и что они о ней думают, как профи.
Евгений Пахомов, CSD Leo Burnett Ukraine
Эпатажная реклама — это рулетка — либо красное, либо черное. Сработает или не сработает покажет время, но если менеджмент Якитории уже сейчас декларирует хорошие показатели, это говорит нам о том, что потребители готовы раздвинуть палочки и взять в рот. Лично меня эта реклама вряд ли простимулирует пойти в Якиторию, да и слюноотделения не вызывает, а вот обсудить это на каком-нибудь маркетинг портале — с удовольствием. Реклама яркая, заметная, о ней будут говорить, это однозначно, но не продуктовая. Лавры Чичваркина и стиль Евросети не дают спокойно спать некоторым нашим бизнесменам.
Саша Родионов, креативный директор Sahar
Вы хотите узнать, хотел бы я взять в рот со скидкой 25 процентов? В Якиторию ходить нет желания после этой рекламы. Не дай бог, кто увидит меня в Якитории на этом оральном фестивале пельменей. Эти люди просто оскорбили всех своих посетителей одним бордом.
Эта реклама работает точно так, как работает слово xyz на заборе. Может работников сексиндустрии и представителей сексменьшинств привлечет данная реклама? Может у них появилось новое пикантное меню? Кто знает. Вывод: внимание привлечет — да. Побудит посетить ресторан — нет.
Борис Ткачев, директор по стратегии Euro RSCG Kiev
При всех очевидных минусах этой рекламной кампании мое отношение к ней скорее положительное. Уважения заслуживает уже хотя бы сама попытка выделиться на однообразном фоне продвижения «закусочных» конкурентов. То, что практически сразу после начала кампании я стал слышать от своих коллег и просто знакомых «А ты видел? Ну, ваще…», — считаю, в принципе, достижением. Посему задача «выделиться, привлечь внимание, заставить обсуждать и спорить» (если таковая, конечно, ставилась) решена на 100%.
Насколько кампания сработала на привлечение дополнительных посетителей или рост лояльности — оценивать (и хорошо бы объективно) самому клиенту. Вообще в идее провокации, в том числе сексуальной провокации, нет ничего предосудительного, и даже наоборот :), другое дело, что такие идеи требуют безупречной реализации; и вот здесь, как мне кажется, основная проблема: и на уровне копирайта, и на уровне визуального воплощения, на мой взгляд, немного не хватило вкуса.
Вот какой результат получился после того, как некоторые из команды Euro RSCG Kiev ответили на вопрос: «Стимулирует ли эта реклама вас как потребителя?»
А) вау, круто, хочу —
Б) фу, пошлятина +1+1+1+1+1+1+1 (все женщины)
В) даже не обратил бы на такую рекламу внимания, если честно —
Г) ну, видел. Ничего особенного+1+1 (один мужчина, одна женщина)
Д) пошловато, но мне нравится +1+1+1 (две женщины, один мужчина)
Е) заметная однозначно, но пошлости не увидела+1 (женщина)
Ж) внимание обратил, но не простимулировала +1 (мужчина)
Юрий Величко, арт-директор Euro RSCG New Europe:
Все аллюзии на орально-генитальную тему — детская болезнь левизны в рекламе, такой себе пубертатный период. Каждый должен через это пройти и расстаться с вредной привычкой. Всем начинающим рекламистам кажется, что если в рекламе, которая его окружает, он не видит метафор подобного рода, значит они никому не приходят в голову, а значит надо обязательно выстрелить на эту тему. Это не так. Многие уже давно избавились от этого подкоркового зуда, как от прыщей. А вот кто-то еще страдает. Могу только посоветовать — когда штормите, держите руки на столе, а не под столом. А если не можете — закройте рот и сдвиньте палочки».
Константин Федоров, Strategic Planning Director Adam Smith Advertising
Извините, я не являюсь посетителем данной категории заведений. А данная реклама не приблизила ни на минуту мое потенциальное появление там в будущем.
На привлечение внимания — безусловно работает. Но реклама должна не просто привлекать внимание. Реклама должна быть связана с мотивами потребления товара/услуги. В данном случае для продвижения сети ресторанов использованы мотивы потребления порно-сайтов. Несоответствие очевидно. Поэтому они плохо кончат.
Марина Петрова, управляющий директор Publicis Visage
Как потребителя не стимулирует. Точка.
Комментировать данную кампанию с профессиональной точки зрения непросто. Насколько я могу судить, в руках маркетинг директора было достаточное количество данных о целевой аудитории, их предпочтениях, ожиданиях и т.д. Если различные исследования подтвердили, что такая коммуникация работает, то остается лишь задаться философским вопросом непосредственно о целевой аудитории клиента.
Сергей Венгер, управляющий партнер РА PROVID ()
Я никогда не комментирую работу коллег, придерживаясь правила: если умеешь лучше — сделай! Могу только сказать, что мы с семьей теперь не скоро туда заглянем
Предлагаем всем посетителям высказать свое мнение.